Кошелёк или Жизнь
Несколько лет назад мой приятель поступил в колледж, и так вышло, что в общежитии он разделил комнату с четырьмя игроками. Сперва они показались мне отличными ребятами, до тех пор, пока меня не пригласили сыграть вместе с ними.
Все они оказались «Тем парнем» (собирательный образ человека, с которым вы бы никогда не хотели сидеть за одним игровым столом) , все их персонажи были хаотично рандомными «антропоморфами», а один из них играл за безумно несбалансированную, самодельную расу вампиров, при этом имея всего лишь +1 LA. Эта хрень должна была быть прекращена, и я знал, что это был мой долг остановить всё это.
Я играл за [LE] (Lawful Evil, Законопослушный Злой) волшебника, который специализировался на создании магических предметов. Главной идеей этого персонажа было то, что богатство зачастую можно приравнять к силе, а что может стать лучшим источником богатства, чем создание и продажа снаряжения для приключенцев и элиты. Ещё одной его особенностью стало то, что он носил с собой гримуар и записывал в него имена тех, кого он сам и его группа убивала. Если же имя было неизвестно, он записывал краткое описание, примерный возраст и место смерти. Каждый раз, когда группа останавливалась в крупном городе, он копировал недавние записи и относил их в морг, как знак уважения к мёртвым.
На самом деле я даже сделал копию книги в реале и заполнял её после каждого боя.
Я помогал им всем чем мог и регулярно создавал экипировку для группы всего за 3/4 стоимости, которую им пришлось бы за неё заплатить, а иногда давал дополнительную скидку, если для достижения нашей общей цели требовалась экипировка получше.
Единственным моим условием было то, что свой лут я всегда держу у себя, а не в банке группы.
К концу кампании я был на несколько уровней ниже остальных членов группы, однако имел огромную кучу золотых, скопленных, чтобы впоследствии купить милый островок и провести на нём остаток жизни. Мы прикончили драколича, желавшего подчинить себе весь мир, и уже решили идти своими путями, когда остальные члены группы остановили моего персонажа и потребовали отдать обратно всё золото, которое они заплатили мне за свою экипировку или же они заберут его с моего мертвого тела. Я попытался договориться с ними, но, к сожалению, все они оказались жадными засранцами. Четыре на одного, в дополнение ко всему мне не было позволено использовать заклинания не входящие в книгу игрока, так что никакое чудо не смогло бы спасти меня. А если дело дойдет до боя, побить варвара в битве за инициативу мне бы явно не удалось. Смирившись со своей судьбой, я сделал всего одну вещь доступную в этот момент, в последний раз я обратился к ним и произнес:
- «Lalilulelo».
Броня нашего клерика взорвалась вспышкой света, оружие варвара ожило и атаковало его, а его броня застыла, не давая ему пошевелиться. Разбойник дезинтегрировался на месте, когда его экипировка внезапно разорвала его магическими лучами.
Всего за один раунд, все члены группы за исключением моего персонажа были либо мертвы, либо небоеспособны. Медленно подойдя к обездвиженному варвару, разрываемому своим же оружием, я достал свою книгу и пролистал её до самых первых записей. Пока я описывал свои действия в игре, я достал копию книги и показал её всем остальным за столом, чтобы они могли увидеть, что имена их персонажей были записаны в ней в момент их первой встречи.
«Не было никаких сомнений в том, что эта кампания закончится именно так. Я знал, что ваша жадность овладеет вами и сделал некоторые приготовления, чтобы остановить вас, когда этот момент настанет. Возможно, если бы вы просто позволили мне уйти, всё могло бы пойти не так, как было запланировано изначально».
Остальные игроки просто молча уставились на меня. В этой кампании я отыгрывал не особо болтливого персонажа и обычно очень кратко описывал то, что я делал отдельно от группы. Они даже не знали, какое было мировоззрение у моего персонажа, так как все мои злые дела были довольно утонченные, вроде нечестных контрактов и манипулирования группой, вынуждая их делать то, что мне нужно. После финального сражения я собрал лут из сокровищницы драколича, включая материалы и инструкции необходимые для создания своей собственной филактерии. Кампания закончилась тем, что я присвоил себе заслугу спасения континента и был воспет как герой, а остальные участники группы были быстро забыты, так как я рассказал всем, что они поддались влиянию драколича и были уничтожены. Единственным наследием, которое они оставили после себя, стали их имена, записанные в моей книге.
Подробнее
□ Anonymous 01/25/11(Tue)17:00 No.13656453 A buddy of mine went off to college a few years back and ended up sharing an apartment style res with four other gamers. At first they were pretty cool guys, until I was invited to game with them. The entire lot of them were THAT guys, playing anthromorphic characters, being chaotic randum, one player had a custom made vampire race that was stupidly OP and only had a LA of +1. Shit had to stop and I knew that it was my duty to stop it. I played a LE human wizard who specialized in the creation of magical items, his character concept was that wealth was often equal to power and what better way to make cash on the up and up then by creating and selling gear catered to adventurers and the elites. Another quirk of his was that he kept a grimoire on him in which he wrote the names of those he and the party had slain, if a name was unavailable he would write a brief description, approximate age, and location of death. Whenever they'd stop in a major city he would copy the most recent additions and deliver it to the mortuaries, as an act of respect to the dead. I actually made this book in RL. and filled it out after every fight. I went full out on this guy and regularly made the parties equipment for 3/4 of the cost it would have taken them to buy it, often giving discounts if it suited both of our needs for them to have the better gear. My only stipulation was that my loot be kept on me. and not with the parties funds. □ Anonymous 01/25/11(Tue)17:01 No.13656462 By the end of the campaign I was several levels under the party but had a huge stockpile of gold saved up to buy a nice island somewhere and live the good life. We finish ofFan evil draco lich that was bent on world domination and are about to go our seperate ways when the party barbarian stops my character and demands that I give them back the gold they paid for their equipment or he would kill and take it from me. I tried to reason with the rest of the party but they were all being greedy fucktards. It was four vs 1 and I wasn't allowed spells from outside the phb, so none of the fantastic bullshit of celerity could save me, and the barbarian would unquestionably beat me on initiative if it got to combat. Resigned to my fate I did the only thing I could do, and spoke to them one last time. "Lalilulelo" Our clerics armor suddenly burst into sunlight, the barbarians weapon animated and began to attack him, while his armor locked in place freezing him on the spot. The rogue was disintegrated on the spot as his gear spontaneously blasted him with magical rays. Within a round the party was dead or incapacitated, save for my character, who calmly approached the frozen barbarian as he was hacked apart by his own weapon, pulled out his book and flipped to one of the first entries. As I described this I pulled out my copy of the book, and did the same, turning it so that the rest of the table could see where there names had been scrawled on the day I had met them. 'There was never any doubt in this outcome. I knew your greed would overwhelm you and took the necessary measures to stop you when it did. Perhaps if you had simply let me go things wouldn't have gone just as planned." □ Anonymous 01/25/11(Tue)17:09 No.13656539 The table just kinda stared at me in silence. I didn't play a very talkative role in the campaign, and usually kept what I did separate from the party pretty brief. They hadn't even known my alignment, as my evil deeds were usually of the subtle sort, such as unfair contracts and manipulating the party into doing what I had planned. After the final fight I gathered the loot from the dracolich's hoard, including the materials and instructions required to make a phylactery of my own. The campaign ended with my character getting the credit for saving the continent and being lauded as a hero, the others were quickly forgotten, as I claimed that they had fallen under the influence of the dracolich and been destroyed. The only legacy they left were their names scrawled in my book.
DnD story,Dungeons & Dragons,Подземелья и Драконы, D&D, dnd, днд,Истории
Но я не всё понял к сожалению, что значит LA+1? Я попытался почитать статью и понял ровным счётом ничего. Кидаю дайс на призыв КЭПА!
На стороне обычных рас в этом случае ХД (семь против пяти в нашем примере) и, как разультат, сэйвы, количество фитов, очков навыков...
На стороне монструозных рас или подрас (обычно +LA - это удел как раз монстров или подрас, вроде дуэргаров) - их крутые расовые свойства.
Например, чтобы перейти с 1-го уровня на 2-й человеку, у которого LA=0, тебе нужно набрать 1000 опыта.
Но персонаж расы с LA=+1, будучи всё того же 1-го уровня, считается так, будто он на самом деле выше на LA уровней. То есть, будто он 1+1=2-го уровня, и ему, чтобы перейти на второй уровень, нужно набрать 3000 очков опыта.
Я правильно понял?
И я не помню, чтобы был какой-то запрет или ограничение на 20 уровней. Есть же эпик.
1. Незадокументированные возможности предметов. Предметы которые крафтил визард на самом деле имели дополнительные эффекты, о которых он не рассказал. Поскольку вещи эти делал союзник, никто из игроков ни разу их не проверял.
2. Игрок на самом деле крафтил проклятые вещи - такие вещи идентифицируются как обычные, но на самом деле в дополнение к обычным свойствам еще несут какое-нибудь вредоносное свойство. Обычно от таких вещей нельзя просто так избавится, но если Мастер подыгрывал игроку, то "те парни" просто не ощущали этого потому что "это же наш крутой гир!".
Так или иначе, эти вещи по кодовому слову-триггеру делали то что они делали. И явно были заточены на слабости персонажей - слабая Форта Вора, хреновый Рефлекс у Варвара (а также его полная беспомощность в отьсутствие оружия) и тухлый Рефлекс Клерика.