48 главных принципов «Хагакурэ»: 3. Забота
Мир человека — это мир заботы о других людях! Наша общественная роль определяется этой заботой. Хотя эпоха самураев может показаться жестокой, в основе поведения самураев тогда лежали намного более тонкие инстинкты, чем в наше время :(
Дзете (автор «Хагакурэ» Дзете Дзинъэмон Ямамото) учит, что даже когда мы критикуем других, мы не должны забывать о добродетели, которую называют «заботой» или «участием».
Прежде чем выразить человеку свое мнение, подумай о том, в состоянии ли он его принять. Для этого вначале нужно поближе сойтись с ним и убедиться, что он доверяет тебе. Говоря о предметах, которые дороги для него, подыскивай надлежащие высказывания и делай все, чтобы тебя правильно поняли. В зависимости от обстоятельств обдумай, как лучше это сделать - с помощью письма или во время прощания. Похвали хорошие качества человека и используй любой предлог, чтобы поддержать его. Возможно, тебе следует рассказать о своих недостатках, не упоминая его слабые стороны - но так, чтобы он сам задумался о них. Позаботься о том, чтобы он получил твой совет, как получает воду тот, кто изнывает от жажды, и тогда твое наставление поможет ему исправить ошибки.
Это очень трудно... (из Книги Первой)
Совет ничего не стоит. Мы можем пожалеть для человека сто йен, но советы мы можем раздавать бесплатно, как воду. Советы почти никогда не сближают нас с людьми.
Восемь или девять из десяти наших советов заставляют людей покраснеть, смутиться и затаить злобу.
Подробнее
"Г > •'» ~~~ > ' ■в к* *^ki 5>V, -er ^ -Ж
Самураи,Путь самурая, Бусидо, разное (касающееся самураев),разное,Хагакурэ Нюмон
Еще на тему
Я же специально подчеркнул свои недостатки, чтобы тебе было " комфортнее принять совет " как и сказано в посте, или это было слишком " сложно " ?)
Один человек пришел к Сократу и спросил:
– А знаешь что мне сказал о тебе твой друг?
– Подожди, – остановил его Сократ.
– Просей сначала то, что собираешься сказать, через три Сита.
– Три сита?
– Прежде чем, что-нибудь говорить, нужно трижды просеять это. Во-первых, через сито Правды. Ты уверен, что всё то, что ты скажешь – это действительно Правда?
– Нет. Просто я слышал…
– Очень хорошо. Значит, ты не знаешь, Правда это или нет.
Тогда просеем через второе Сито – Сито Доброты. Ты хочешь сказать о моем друге что-то — Хорошее?
– Нет! Напротив!
– Значит, – продолжал Сократ, – ты собираешься сказать о нем что-то Плохое, но даже не уверен, что это правда.
Попробуем третье Сито – Сито Пользы. Так ли уж необходимо мне услышать то, что ты хочешь рассказать?
– Нет, в этом нет необходимости.
– Итак, – заключил Сократ, – в том, что ты хочешь мне сказать, НЕТ – ни Доброты, ни Пользы, ни Необходимости. Зачем тогда – об этом говорить? Стоит ли – Болтать и этим вредить людям?
Как часто мы задумываемся о том, зачем хотим сказать то или иное другому человеку и какую пользу это принесёт?
Информация, которую мы получаем, впитываем или отдаём дальше, также имеет способность влиять на сознание человека и формировать в последствии его мышление, поступки, будущее. Эта притча является хорошим примером того, как можно фильтровать то, что исходит от нас, а так же приходит в нашу жизнь.
Пост, хороший. Очень понравился, Спасибо)
Паскаль Киньяр - Тайная жизнь (книга, целый трактат pro_любовь)
Молчание соткано из материи более интимной и менее воинственной, чем коллективный язык.
Язык — надежный фильтр, сквозь который пропускается восприятие; его гостеприимность и всеядна, и весьма избирательна. Это чрезвычайно фанатичный страж границ. Он создан, чтобы выразить то, чего нет, придав ему форму того, чего уже нет, или того, о чем нам хотелось бы, чтобы это было в реальности, пускай не сейчас, так хоть когда-нибудь. Язык — коллекция, принадлежащая коллективу. Он всегда общий, общедоступный и только потом наш собственный — если он вообще бывает наш собственный.
Желания, сожаления, разочарования, печали, упреки, жалобы — все это ищущий жертву для линчевания, желательно постороннюю, античный хор внутри нас.
Этот хор всегда в моде. Молодежный хор, повторяющий слова деда по материнской линии.
Это свод обвинений и упреков.
Язык — не орудие счастья, он никогда не бывает творением одного человека, никогда не бывает самобытен.
Язык стал моим личным врагом, а может, он был им и раньше, с тех самых пор, как я различил в воздухе его омерзительные волны.
Когда-то жизнь выражала себя сама.
Нескончаемые разговоры,- стремясь к искренности, мы сами становились ложью.
Мы нелепо цеплялись за свои слова и суждения. Мы возбуждались от того, что слышали друг от друга, рассчитывая извлечь из этого преимущества, использовать которые было извращением.
Язык любит противоречить. Мало того что язык любит противоречить — язык вызывает жгучую потребность говорить. Речь стремится идти по нарастающей. Функция речи — диалог, а диалог, что бы там сегодня ни говорили, — это война. Словесная война, заменяющая дуэль.
Вожди всегда больше всего любили речь :|
Даже слушать речь — и то необходимо с открытыми глазами, то есть так, чтобы слушатель оторвался от собственных чувств.
Кто может избежать несчастья сказать лишнее?