Мнение ученых о том как должна на самом деле выглядеть луна и почему: " Почитаем сначала, что пишут о поверхности Луны астрономы. Не лишним будет коротко повторить напечатанное выше мелким шрифтом примечание редактора к книге Я.И. Перельмана [3]: 3. http://knigosite.ru/library/read/11746 — электронная версия книги Я.И. Перельмана «Занимательная астрономия», М., «Наука», 1966 (7–е издание). Раздел «Лунное небо» следует сразу после рис.49. «Лунная почва вовсе не белая, а темная. Способность лунной почвы рассеивать озаряющие ее солнечные лучи в среднем одинакова с рассеивающей способностью темных вулканических пород». А вот что написано в другой книге по астрономии [4]: «Ленинградский астроном Н.Н. Сытинская, изучая лунный свет, установила, что лунное вещество должно быть не просто тёмным, а тёмно – коричневым. Так, если бы кусочек лунного грунта поместить среди земных горных пород и рассматривать его при ДНЕВНОМ освещении, то он выглядел бы тёмно – серо – коричневым, примерно так, как корка ржаного хлеба или шоколад»." 4. О.Н. Коротков. «Астрономия», популярная энциклопедия. СПб, 2003, с.с. 216–217 Наконец, не лишне привести конкретные данные для альбедо лунной поверхности [5]: «Среднее альбедо видимой стороны Луны равно 7%. В зонах лунных морей оно меньше, а материков — больше, но в целом лунная поверхность (см. здесь) отражает чуть больше семи процентов света, и трудно себе представить, что серебристый на земном небе диск Луны на самом деле практически черный. Однако это кажущееся противоречие разрешается, если вспомнить, что Луна отражает мощнейший поток солнечного излучения и даже 0,07 его часть достаточно велика». 5. Альбедо лунной поверхности http://www.iki.rssi.ru/hend/Dictionary/Moon complete.htm "Впрочем, для учёных, как мы читали выше, коричневый цвет Луны уже давно не является загадкой. А в советских школах, в которых преподавание астрономии входило в перечень обязательных предметов, ученики познавали эту школьную истину по лунному глобусу, созданному под руководством авторитетного астрономического института ГАИШ (г. Москва). Как Вы наверняка догадались, цвет этого глобуса был коричневым (илл.8б) А куда же девается «серебристость» Луны, так любимая нами? Увы, она остаётся только в нашем сознании, потому что серебристый цвет Луны – это иллюзия. Дело в том, что наше восприятие цветов различно днём и ночью: «Т.к. интенсивность света даже от полной Луны гораздо меньше, чем от Солнца, а при малой освещённости работают только чёрно–белые рецепторы нашей сетчатки (палочки), цветовые же рецепторы (колбочки) отдыхают. Вспомните поговорку «В темноте все кошки серы» [6]. Вы обратили внимание на слова астронома Н.Н. Сытинской [4], что мы бы увидели коричневый цвет лунных пород при дневном освещении? 6. К.Ю. Богданов. Можно ли увидеть радугу ночью? http://fiz.1september.ru/article.php?ID=200600312 А у фотоаппарата восприятие цветов, что днём, что ночью одинаково. Вот он и показывает нам то, что есть на самом деле — серо — коричневую Луну." Я.И. Перельман. «Занимательная физика». Книга вторая (конец девятой главы). «Почему в темноте все кошки серы?» Цитируется по М., «АСТ», 2005, с.446 или http://www.modernlib.ru/books/perelman_yakov_isidorovich/zanimatelnaya_fizika_kniga_2/read_14/ Почему в темноте все кошки серы? Физик сказал бы: «в темноте все кошки черны», потому что при отсутствии освещения никакие предметы не видны вовсе. Но поговорка имеет в виду не полный мрак, а темноту в обиходном смысле слова, т. е. весьма слабое освещение. Совсем точно поговорка звучит так: ночью все кошки серы. Первоначальный, непереносный смысл поговорки тот, что при недостаточном освещении глаз наш перестает различать окраску — каждая поверхность кажется серой. Верно ли это? Действительно ли в полутьме и красный флаг и зеленая листва представляются одинаково серыми? Легко убедиться в правильности этого утверждения. Кто в сумерки приглядывался к окраске предметов, тот замечал, конечно, что цветовые различия стираются и все вещи кажутся более или менее темно–серыми: и красное одеяло, и синие обои, и фиолетовые цветы, и зеленые листья. «Сквозь опущенные шторы, — читаем мы у Чехова („Письмо“), — сюда не проникали солнечные лучи, было сумеречно, так что все розы в большом букете казались одного цвета». Точные физические опыты вполне подтверждают это наблюдение. Если окрашенную поверхность освещать слабым белым светом (или белую поверхность — слабым окрашенным светом), постепенно усиливая освещение, то глаз сначала видит просто серый цвет, без какого–либо цветового оттенка. И лишь когда освещение усиливается до определенной степени, глаз начинает замечать, что поверхность окрашена. Эта степень освещения называется «низшим порогом цветового ощущения». Итак, буквальный и вполне правильный смысл поговорки (существующей на многих языках) тот, что ниже порога цветового ощущения все предметы кажутся серыми. Обнаружено, что существует и высший порог цветового ощущения. При чрезвычайно ярком освещении глаз снова перестает различать цветовые оттенки: все окрашенные поверхности одинаково кажутся белыми. На фото — прин скрин большой советской энциклопедии 50–х 60–х годов. Отрывок из книги этой Сытинской. В честь неё назвали кратер на марсе, кстати http://ru.wikipedia.org/wiki/Сытинская,_Надежда_Николаевна
Подробнее
С Л I I I — снимок 3#мли пород заходом оо за край Луны, получонный 11 августа 1969 года автоматической станцией •Зонд-7*. Расстояние до Луны — 2 тысячи километров. Внизу — снимок Луны, полученный автоматической станцией «Зоид-7» 11 августа 1969 года. Расстояние до Луны — 10 тысяч километров. Примерно посередине снимка проходит с севера на юг граница видимого с Земли полушария. Невидимая часто — с левой стороны. Северо-восточную и восточную части снимка занимает океан Буро. На снимке видны многочисленные кратеры — Рес- сел. Струве. Эддингтон. Ге-, Рич ч нол н, Шлютер. велий........... _ Эйнштейн и другие. (АПН). ЦВЕТНЫЕ ФОТОГРАФИИ ЗЕМЛИ И ЛУНЫ « Ж» ( . • * % я вела°к так"ом у3 рез ул ьта т у11иградского Университета, при- всего сильнее инфракрасные, что видно из следующи данных, полученных автором этой книги: Длина волны X Ас ¿0 = 0,32 АК. „„<5 ДРУГ0Й С™Р°НЫ- интересно сравнить свет Луны т ж. сгжг 8Плс г:-: звезд ” Так ой метол ЛСГК° СрЗВНИТЬ с блеском настоящих со“*« М^ковскето унивемнтета В^‘к' иГ^" гР(Х,еС‘ из на^дений. «ЕЗЕГ число: СТра"аХ' Дает для звездной величины полной Луны 430 т ц 510 » 560 » 730 э 0,041 0,047 0,074 0,090 т=— 12”,55. Техника расчета сферического альбедо требует ппеж-те ^ЙГД™ -firsc Значит, лунная поверхность не просто темная, но слегка красноватая. Вещество с такой отражательной сп< собностью в обычных условиях воспринимается зрение как коричневое. Поэтому можно утверждать, что если б можно было поместить кусочек лунной поверхности сред окружающих нас предметов, то он выглядел бы темны серовато-коричневым или коричневато-темно-серым. Сферическое альбедо, несмотря на то, что оно пре, ставляст собой только осредненную характеристику отр; жательной способности Луны, все же позволяет сделан некоторые заключения о возможном составе вещества лу| ной поверхности. Например, некоторые немецкие учены« исходя из обманчивого впечатления необыкновенной све- лоты лунной поверхности при обозрении ее в телеског * свет Солнца свет полной Луны= 000. .И”ея 910 ЧНСЛ0 и кривую изменения света Луны с Фазой, можно получить по формулам, выводы которых даю? тДлТп14“ Фотометрии, значение сферического альбедо Лс. Оказывается, что для визуальных, т. е. воеппи-нимаемых глазом лучей, оно получается равным Лс = 0,073. Итак, лунная поверхность в среднем отражает только 7% падающего на нее света. Это значит, что *на пок?ы?? материалом весьма темной окраски, поскольку подобным? значениями альбедо характеризуются такие вещества как чернозе“’ М0КРыи суглинок и очень темные горные породы типа базальта и диабаза. ков спрктпГ *ЛЬбеА0’ выполненные для отдельных участ-спектра, показали, что лучи разных спектоатьнмг участков веществом лунной поверхности отражаются “ одинаково. Слабее всего отражаются фиолетовые лучи, 122 выступили с фантастическим предположением, будто лу| ные материки состоят из снега, а моря — изо льда. Эл странная теория полностью опровергается измерением ал1 бедо лунной поверхности, поскольку чистый снег отража« свыше 90% падающего на него света, а лед — около 30 »■ Нельзя предполагать наличие на Луне и горных пород с светлой окраской, какими, например, являются известия! мел, мрамор. Даже неоднократно высказывавшееся мнени« будто материки Луны сложены из гранита, находится в прс тиворечии с данными об альбедо, поскольку среднее зн; чение альбедо гранита-составляет около 0,2. Если сч1 тать, что Луна покрыта такими видами горных поро; какие встречаются и на Земле, то искать эти горные пс роды надо только среди самых темных и даже черных о< разцов камней. § 19. Фотометрии отдельных участков на Луне Получение сферического альбедо — это только первы шаг в деле изучения поверхности Луны по ее отражг тельной способности. Лунная поверхность разнообразнг на ней есть горы и долины, светлые материки и темньг 15 т ТГ Т7ТП ГТТ7 ГС Г7-ГрТГ7тГТХШТГГП7Т1 СТГОХЛТСТТОХТГТГ^ Tïjrcnrj степени поляризации отражённого света принадлежит русскому физику Ф. Ф, Петрушевскому и ■7ТТТГ71ТУ'Л'КГС ГГрТТТГТГТУОТГПТГТВге 1Т7ГТ1ТП1СТТТ7Т171ТГТ171 |["*ПТГГ7рПСГ~^П^Т^^ дей», «Море Кризисов», «Океан Бурь» и т. п.); их ответвления называют заливами («Залив Росы», «Залив Радуги»), а небольшие отдельно расположенные участки — озёрами («Озеро Смерти», «Озеро Сновидений»). 3) «Б о л о т а» — так называют пек-рые области, по яркости занимающие промежу- была широко развита в работах советских учёных В. Г. Фесенкова, Н. П. Барабашева, В. В. Шаро- нова, Л. В. Маркова и др. Освещённое полушарие Л. в целом отражает 7% падающих на него световых лучей Солнца [т. е. альбедо (см.) Л. равно 0,07], причём количество отражаемой лучистой энергии монотонно возрастает с переходом от фиолетовых лучей к инфракрасным. Вследствие этого лунный свет заметно краснее солнечного; количественно это выражается тем, что показатель цвета (см.) Л. на 0,3 звёздной величины больше, чем у Солнца. Можно сказать, что поверхность Л. в основном покрыта тёмным веществом коричневатого оттенка. Еще в 17 в. итал. учёный Г. Галилей заметил, что у диска полной Л. края и центр имеют одинаковую яркость, хотя угол падения солнечных лучей на выпуклую поверхность Л. в полнолуние возрастает от центра к краям. Многолетние работы Барабашева в Харькове и Маркова в Ленинграде, основанные на точных фотометрич. измерениях, подтвердили отсутствие потемнения к краям на диске полной Л. Исследовано также изменение яркости при других фазах, причём оказалось, что с увеличением угла фазы яркость снижается гораздо быстрее, чем для обычных матовых поверхностей. Фотометрич. свойства лунной поверхности объясняются её шероховатостью: поверхность Л. покрыта мелкими неровностями. Непосредственный осмотр различных участков диска Л. в телескоп обнаруживает лишь очень незначительные различия в цвете. Спектрофотометрич. и колориметрич. наблюдения в основном подтверждают это впечатление, хотя выводы несколько расходятся: у одних наблюдателей получаются заметные различия окраски, у других эти различия почти не выходят за пределы ошибок измерений. Для суждения о возможном составе горных пород, устилающих поверхность Л., сравнивают цвет и отражательную способность последней с аналогичными данными для земных горных пород; обнаружено сходство с нек-рыми видами магматнч. горных пород (тёмные граниты, базальт, диабаз, лавы), хотя и довольно ограниченное. Многие учёные придерживаются мнения, что видимая поверхность Л. покрыта не первичными горными породами, а различными продуктами их позднейшего преобразования под действием колебаний температуры, различных излучений, ударов метеоритов, химич. влияния может точное положение между морями и материками («Гнилое Болото», «Сонпое Болото» и т. п.). 4) Гор- ные хребты, или ц е п и,— представляют собой вытянутые возвышенности с крутыми склонами, напоминающие горы Земли. Эти образования чаще всего располагаются по окраинам морей, отгораживая их от примыкающих материков, но иногда тянутся и но последним. Им присвоены наименования земных горных цепей («Альпы», «Алтай», «Кавказ» и т. п.; рис. 3). 5) Ц и р к и — своеобразные, характерные для Л. кольцевые горы; горный хребет, называемый валом цирка, образует замкнутое кольцо, обычно ф< имеющее форму правильной окружности; окруженная им местность, дно цирка, представляет собой ровную гладкую низменность, иногда с тёмной окраской (как у морей); цирки названы именами учёных и философов («Платон», «Птолемей», «Ньютон», «Струве» и т. и.); самые крунпые из них достигают сотен километров в поперечнике. 6) Крат е-р ы — кольцевые горы, аналогичные циркам, но с более пониженным дном, в центре к-рого располагается крутая возвышенность конич. формы, называемая центральной г о р к о й; крупнейшие из кратеров: «Коперник», «Тихо» и др. 7) Лун к и, или пор ы,— мелкие чашеобразные углубления без вала. 8) П и к и — отдельно возвышающиеся горные массивы, имеющие форму конуса или короткой зубчатой стены. 9) Трещи и ы и борозды— узкие длинные извилистые углубления, часто с отвесными обрывистыми стенками, напоминающие степные овраги. 10) Вал ы, или ж ил ы,— пологие узкие длинные возвышения па поверхности морей, заметные при косом освещении. 11) Светлые л у ч и — яркие полосы, радиально расходящиеся от нек-рых кратеров (рис. 4); в одних случаях образуют частую сетку из множества коротких полосок, составляющую венец вокруг кратера, в других имеют вид немногочисленных, но длинных светлых полос, тянущихся через все прочие образования иногда на очень большие расстояния (один из лучей кратера «Тихо» имеет длину св. 2000 км). Учёт, описание и измерение наблюдаемых на Л. образований составляет предмет раздела астрономии, называемого селенографией (от греч. . V: Ж; . L-л. Щ МАСШТАБ :-iOQdû(éo А*с л УКЫ coÇTaivvk гуд а- , Л у н а - Частичным ис[ юльзрйание/уJ 'èvW,HOB „ЛучарОрбигер1.' „ ■ оваемыны* атласам Луны Государственным асгроаомHJ ,clW* институтом и*,, п. Н теонб^рга и Топог^_ ¿и-ескои слу.лбои СССД ' руководителе,./
наука,песочница,луна,цвет луны,ученые,СССР
Еще на тему