Это мой первый информативный пост (то есть у меня вышло сразу три) в ответ на просьбу PASS http://joyreactor.cc/post/2102279 и всех под тем постом подписавшихся, коих оказалось много.
Мне было скучно просто составлять списки рассказов для чтения безотносительно к самой мифологии, да и сложно это будет весьма - разбираться с нуля или по ходу дела во всех ее тонкостях. Поэтому я решила облегчить труд читателей и предлагаю небольшую составленную мной информативную выборку, которая призвана живее и целостнее представить мир Говарда Филлипса.
ВНИМАНИЕ! Пост содержит три части, и в каждой представлена информация, кому-то могущая показаться СПОЙЛЕРами. Таковым советую сразу переходить к списку рассказов по темам (пост номер два). Ну, а те, кто хочет более структурированно увидеть мифотворчество ГФЛ - милости просим.
П.С. Все нижепредставленное есть результат моих собственных впечатлений о прочитанном, мое деление рассказов на отдельные направления отлично от общепризнанного. Возможно, где-то я допустила ошибку или неточность. Ну, и рисунки монстров, а также карту Снов я позаимствовала из сети, конечно.
Подробнее
КАК НУЖНО ЧИТАТЬ ЛАВКРАФТА ЧАСТЬ I. Структура Казалось бы, что тут такого, читай и читай, наугад или следуя дате выхода произведений, но как бы не так. Кто пробовал читать бессистемно, могут потвердить, что в том потоке информации, что обрушивается на голову, разобраться бывает ой как нелегко. Да и общепринятое разделение творчества мастера ужасов на три цикла: сны, мифы ктулху и жуткие истории, - мне кажется весьма туманным и даже неудачным. Этот пост посвящен моему опыту прочтения лавкрафтовского наследия. Здесь я попытаюсь не только сгруппировать рассказы по тематике для удобства чтения, но и показать внутреннюю структуру мифов. Любой рассказ, что вы будете читать, находится на стыке двух или трех ближних категорий. Все творчество ГФЛ представлено в четырех основных категориях, которые строго взаимодействуют между собой определенным образом, тем самым влияя на всю структуру повествования. Это - оккультисты, прямые или косвенные (колдуны, ученые, артисты) - сновидцы - нежить, склепы - иные расы или боги На схеме видно, что человеческие группы, сновидцы и оккультисты, противопоставлены друг другу. Точно также противопоставлены сверхъестественные категории нежити и неземных рас/богов. Это не случайно. Сновидцы и оккультисты в равной степени взаимодействуют с обеими категориями мистического, но делают это по-разному. Сновидцы вовсе не занимаюся магией, они, скорее, странники, искатели, путешественники, т.е. мечтатели, оторванные от жизни и часто разочарованные в ней. Оккультисты - это люди совершенно противоположного склада, им свойственна практичность, жесткость и глубокий эгоизм, они занимаются псевдонаукой ради своих личных выгод и сильно привязаны к земной жизни. Сверхъестественное противопоставлено примерно по той же причине. Жителями кладбищ являются трупы и упыри. Трупами можно управлять при помощи колдовства, возвратив их к жизни, это верно, но внеземные существа мертвяками как-то не интересуются. А вот упыри вовсе не имеют над собой никакой власти, они живут сами по себе, организованные в стаи. Итак, каждая категория взаимодействует с двумя соседями и по факту почти никогда - со своим антагонистом. Таящийся у порога иные расы/ боги колдуны, ученые, художники Модель для Пикмана . склепы Врата серебряного ключа Нечто в лунном сновидцы Мир сновидцев и мир оккультистов Сновидческий мир - своего рода параллельный, но "реально" существующий многоуровневый мир фантазий, со своей историей, географией, славными представителями и тайнами. И со своей спецификой. Он населен огромным количеством существ: как теми, что живут там постоянно, как и теми, что прибывают туда извне. В мире снов встречаются как боги, так и кладбищенская нежить. Сновидение необходимо по двум основным причинам. Во-первых, когда человек хочет уйти от реальности и вернуться в счастливое прошлое (например, детство). Во-вторых, чтобы найти нужную информацию или место (спросить совета у мудрецов или поискать Кадат на досуге). При этом сновидческий мир достигается либо в обыкновенном глубоком сне, либо через гипноз, либо посредством наркотика. Кому-то это может . показаться странным, но миры сновидцев и кладбищенской нежити очень тесно связаны. Неслучайно величайший сновидец Рэндольф Картер в своей явной жизни постоянно таскался на погосты, приводил туда друзей и рыл чужие могилы: у Лавкрафта кладбища являются точками соприкосновения сна и реальности. Видимо, в этом случае мы наблюдаем отголосок древних мифов, в которых Гипнос - сон, есть брат Танатоса, смерти. Именно во сне человек оказывается наиболее подверженным влиянию внешних божественных сил и чувствительным к созерцанию чужих, запредельных миров. Сновидец может покинуть физическую оболочку, ограничивающую его разум, и бестелесно достигнуть новых, не вполне материальных миров, выйти к космическим пределам и даже оказаться в местах без времени и пространства. На колдунов и ученых-оккультистов приходится львиная доля всех лавкрафтовских рассказов. С ними в группе находятся поэты и художники, которые в занятиях магией или рытьем могил искали себе острых ощущений, порой не без последствий для жизни. Колдуны в первую очередь интересуются оккультными науками и вызывают божеств из-за пределов нашей вселенной, как правило, ради получения вечной жизни и особого статуса в будущем. Но далеко не всегда им удается этих божеств/существ контролировать или приручить. Магам известно о существовании иных цивилизаций, но с представителями других рас они фактически не взаимодействуют. Зато к инопланетным существам большую склонность питают ученые. В свою очередь, боги и иные расы имеют привычку вступать в контакт с оккультистами по следующим причинам. Богам нужны жрецы и еда (жертва), кроме того, они могут воздействовать на людей с тонкой психикой по своему усмотрению ради неких высших нужд (артисты). В отличие от богов, другие расы предпочитают избегать или лимитировать контакты с человеком, но они живо интересуются технологиями и людьми с высоким интеллектом (учеными). Оккультисты - частые гости на кладбищах и в склепах. Разного рода безумцы и ученые регулярно копают могилы, проводят опыты над трупами или, наоборот, отправляют людей на тот свет. Артисты-декаденты, в свою очередь, больше восторгаются отвратительным и жутким миром смерти, они не совершают ритуалов, но входят в контакт с местными упырями. Наконец, колдуны, как правило, обретают на кладбищах временный покой, потому как неизменно стремятся вернуть свое уже мертвое тело к жизни. Боги и иные расы Наконец, два слова о различии богов и иных рас. Как оказалось, читатели не всегда понимают разницу между ними, потому как древние человеческие народы, населявшие землю, поклонялись и тем, и другим как божествам. Представители иных рас - обычные инопланетяне, физические существа, прибывшие на землю в разные периоды ее истории. К таковым относятся старцы и ми-го, великая раса и др. Кроме того, сюда можно отнести древние исконные цивилизации дочеловеческой эпохи, вроде рептилий в пустыне. Боги разделяются у Лавкрафта на несколько отдельных уровней. Есть добрые, земные боги, капризные как дети в своем волении к человеку. По сути они бессильны. Но им покровительствуют иные боги, могущественные и чужеродные. Шуб-Ниггурат, Йог-Соттот, Ньярлатотеп - вот, кому в действительности поклоняются последователи оккультизма и представители иных, внеземных, рас. У этих богов есть своя иерархия, каждый наделен Лавкрафтом некой особенной характеристикой. Например, Ньярлатотеп - посланник, а Йог-Соттот - ключ и врата в иные измерения. Эти существа имеют огоромную власть, как в реальности, так и в сновидческом мире. Ктулху и некоторые жругие существа по выражению автора приходятся иным богам двоюродными братьями (видимо, Ктулху отчасти вещественен). В то время как иные боги вообще пришли из-за пределов известной нам вселенной. сочинила и нарисовала 1а1:Ка специально для реакторчан, восторгающихся ГФЛ
tatKa,Лавкрафт,мифология Лавкрафта,познавательное
К тому же, Яндекс переводит, как сектант.
Описание пейзажей в книге выглядит примерно так: "Вы видели ту картину с горами и храмами? Так вот очень похоже. А еще напоминает главу из Некрономикона. И ту картину. Ну того художника, что горы рисовал и храмы на них. Очень похоже на картину, да да ту самую. С горами и храмами...
Потом описание жизни и быта Старцев увиденных с гравюр... "Значит так я тут монстра придумал, но он настолько крут что тебе даже не снилось! Он в космос может, он под воду может, он города строит!! Колонизирует целые планеты! Образование у него круче твоего и вообще он сильный и летать может вот, да. А еще он в темноте видит и почти бессмертный. А его технологии просто класс, да..." и то что монстры общались трубными голосами он понял с гравюр на стенах, и то что они разучились в космос, и то что они образование получают с рождения и лучше нашего. В общем очень мутно описано.
В общем посоветуйте, что у него почитать?
Может язык архаичный, все таки сто лет прошло.
Но прочитать стоит.
Однозначно.
Вот насчет стиля По согласен, некоторая вычурность действительно есть.
но влияние Лавкрафта чувствуется.
Зря стоит в конце в самом твоего списка(в конце концов это мнение), однако его читать очень тяжело.
Рад, что всё это коррелирует с моей последовательностью.
еще момент: большинство людей не то, что не читали, но и даже не слыхали о существовании кургана. это довольно редкое произведение и, действительно, оно объемное и важное.
...и я все же настаиваю именно на этом порядке...