Терменвокс. Что это такое, и почему это "галактический" музыкальный инструмент?
Сап, Джой! (и с выздоровлением)Недавно мне друг рассказал про интересный музыкальный инструмент, который называется "Терменвокс".
Сам он музыкант и шарит в музыке, поэтому слышать от него, что есть инструмент, к которому даже не нужно дотрагиваться, чтобы на нем играть, было странным и удивительным. Как только я пришёл домой, я сразу сел и загуглил про Терменвокс. Что удивительно, этот инструмент не завоевал особой популярности, и что еще более для меня удивительно (!), он был создан нашим соотечественником в 1919 году!
Как оказалось, довольно мало людей знает об этом удивительном музыкальном инструменте. Поэтому я сейчас вам расскажу про него подробнее. Тем, кому сразу хочется послушать или узнать все без текста, прошу в комментарии. Там кину видеоролики.
Итак, сразу покажу фотографии создателя и сам сабж:
Это Лев Термен, создатель сабжа (по фамилии можно понять, как придумали название)
А это сам Терменвкос. Фото взял из интернета.
Как видите, никаких клавиш, струн или клапанов. Только две антенки и кнопочки для питания и настройки.
Теперь история терменвокса.
Создан он был русским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в СПБ (тогда назывался Петроград). Даты расходятся в разных источниках, но случилось это в 20х годах прошлого столетия. Некоторые считают самой правильной дату 1919, другие раньше, другие позже.
Вот как сам Термен представил своё изобретение:
И как его представили в этом видео:
Паста из википедии не менее интересна:
В 1919 году руководитель Физико-технического института в Петрограде Абрам Иоффе пригласил к себе на работу Льва Термена как специалиста по радиотехнике. Новому сотруднику была поставлена задача измерения диэлектрической постоянно газов при различных давлениях и температурах. Поначалу измерительная установка Термена представляла собой генератор электрических колебаний на катодной лампе. Испытуемый газ в полости между металлическими пластинами был элементом колебательного контура — конденсатором, который влиял на частоту электрических колебаний. В процессе работы над повышением чувствительности установки возникла идея объединения двух генераторов, один из которых давал колебания определённой неизменной частоты. Сигналы от обоих генераторов подавались на катодное реле, на выходе которого формировался сигнал с разностной частотой. Относительное изменение разностной частоты от параметров испытуемого газа было намного больше. При этом, если разностная частота попадала в звуковой диапазон, то сигнал можно было принимать на слух.
Прибор оказался очень чувствительным. Он реагировал на малейшие изменения ёмкости колебательного контура, которая менялась от приближения руки. Соответственно менялась и частота звука. Подобрать мелодию не составляло для Термена большого труда, так как он с детства увлекался музыкой. В ноябре 1920 года на заседании кружка механиков имени профессора Кирпичёва физик Термен дал свой первый концерт. Изобретённый им электронный музыкальный инструмент первоначально был назван этеротон (звук из воздуха, эфира). Вскоре он был переименован в честь автора и стал называться терменвокс.
При создании инструмента (помимо электрической генерации звука) Термен обращал особое внимание на «возможность весьма тонкого управления без какой-либо затраты механической энергии, требуемой для нажатия струн или клавиш. Исполнение музыки на электрическом инструменте должно производиться, например, свободными движениями пальцев в воздухе, аналогично дирижерским жестам, на расстоянии от инструмента».
В марте 1922 года Л. С. Термен и член коллегии Наркомпочтеля председатель Радиосовета А. М. Николаев приехали в Кремль к В. И. Ленину для показа инструмента. Л. С. Термен после собственноручного исполнения «Этюда» Скрябина, «Лебедя» Сен-Санса и «Жаворонка» Глинки стал помогать В. И. Ленину играть на терменвоксе. Однако вскоре оказалось, что Ленин может играть самостоятельно. Он завершил исполнение «Жаворонка» Глинки без помощи изобретателя. Кроме того, была продемонстрирована сигнализация на ёмкостном реле, принцип действия которого был схож с принципом действия терменвокса
Высоко оценив перспективы изобретения, Ленин написал записку наркомвоенмору Льву Троцкому: "Обсудить, нельзя ли уменьшить караулы кремлёвских курсантов посредством введения в Кремле электрической сигнализации? (Один инженер, Термен, показывал нам в Кремле свои опыты…)"
После прочтения всей этой инфы, я задался вопросом: а можно ли самому повторить терменвокс или даже сделать вполне кошерную копию? Оказалось, что схемы очень простые, даже публиковались для школьников в журналах СССР и сделать терменвокс не составляет особого труда. Думаю, может даже сделаю пост про самодельный терменвокс когда-нибудь.
На этом пост завершу, потому что не хочу лепить тонны текста просто копируя и вставляя из других ресурсов. Ссылки на вики и лурк предоставлю ниже, а видео в комментариях (как и обещал в начале поста)
1. Лурк: http://lurkmore.to/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%81
2._Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B2%D0%BE%D0%BA%D1%81
Подробнее
Лев Термен,Music,termen,thereminvox,терменвокс,electronic music,Лев Термен представляет свой инструмент. Запись 1954 г. Предоставлена директором Термен-центра Андреем Смирновым.
MOO от i: maocf
антенна высоты звука (рука ближе - звук выше) антенна громкости (рука ближе - звук тише) Терменвокс Терем ин Эфирофон
Терменвокс (буквально «голос Терменв») был создвн более пятидесяти лет нвзад нашим соотечественником инженером Л. С. Терменом. Семь резисторов, двв кондеисвторв, диод, два транзисторе и две квтушки индуктивности — вот тот набор деталей, который понадобится вам для создвния упрощенной транзисторной модели терменвокса. ТЕРМЕНВОКС Основные элементы терменвокса (рис. 1): генератор опорной частоты, генератор переменной частоты,, детектор-смеситель и усилитель низкой частоты. Первые три блока монтируются на одной плате. Собственного усилителя терменвокс не имеет, поэтому подключается к любому приемнику или телевизору через гнезда звукоснимателя. Г енератор переменной частоты управляется изменением расстояния между рукой оператора и штырем-антенной, коТорап подключена к специальной катушке генератора. Назначение элементов принципиальной схемы (рис. 2) следующее. Катушки L1 и L3 обеспечивают необходимый режим генерации и совместно с конденсаторами С1 и С2 определяют ее частоту. Если катушки LI, L2 и L3 наматывать в броневых сердечниках Б26 или БЗО, то число витков будет таким, как указано иа рисунке, а провод можно использовать марки ПЭ и ПЭВ диаметром от 0,06 до 0,П мм. Так как катушка L2 имеет в 4 раза больше витков, чем L1, то незначительное изменение расстояния между рукой и антенной оказывает существенное влияние на частоту генератора переменной частоты. Если нет возможности намотать катушки в броневых сердечниках указанных типов, то можно взять длинноволновые (тогда 0=200— 300 пФ) или средневолновые (тогда 0=500—800 пФ) катушки входных контуров от любого приемника. В них надо будет делать отводы примерно от одной трети витков и домотать катушку L2 (или использовать подходящую) с числом витков в 3—10 раз больше, чем L1. Чем больше это отношение, тем легче управлять изменением час- Параметры схемы позволяют изменять номиналы резисторов и напряжения питания в широких пределах, которые обозначены на принципиальной схеме. Резисторы R1 и R5 совместно с R2 и R6 определяют режимы транзисторов Т1 и Т2 по постоянному току. Они могут быть любого типа на мощность рассеивания 0,125— 0,5 Вт. Для подбора желаемого тембра и режима работы лучше менять значения резисторов R2, R6. В качестве транзисторов можно использовать практически любой транзистор типа МП-41, П-16, П-416, П-401—403, П-422 Генераторы работают и при напряжении 4,5 и даже 3 В, но более стабильный и с большей амплитудой выходной сигнал будет при напряжении питающей батареи 6—9 В (например, при использовании батареи «Крона — ВЦ» и других подобных источников). Так как потребляемый тох невелик (1—2,5 мА), то батарейки хватит надолго. журнала "Юный техник", 1975 г., № 10 ■ Резисторы R3 и R4 обеспечивают малую связь по выходной цепи обоих генераторов. Чем эти резисторы больше по номинальному значению, тем меньше взаимное влияние и чище тон. В каче- стве диода Д можно использовать практически любой: Д2, Д9, Д216 Конденсаторы С1 и С2 должны быть типа КСО, керамические (но не КЛС!) или пленочные. Рекомендуемое расположение деталей показано на рисунке 3. В качестве штыря-антенны можно использовать металлический пруток или проволоку диаметром от 1 до 3 мм и длиной 500 мм либо использовать старую телескопическую шариковую ручку-указку. Проверив правильность монтажа (особенно соединение концов катушек) и рабочие токи транзисторов (0,5—1,2. мА при напряжении батареи 6 В), подключите выход терменвокса к усилителю низкой частоты приемника или телевизора. Осторожно вращая регулировочный винт катушки индуктивности одного из генераторов, добейтесь появления сначала высокого, а затем низкого тона в громкоговорителе усилителя. При дальнейшем вращении звук должен пропасть. Если теперь вы поднесете руку к штырю, то вновь услышите звук, частота которого пропорциональна расстоянию между рукой и штырем. В правильно отрегулированном терменвоксе зона нулевой частоты будет при расстоянии руки от штыря 40—100 мм. При удалении руки звук будет повышаться. Если плавно водить рукой, то мы получим плавное изменение частоты звука. При шевелении пальцами можно получить звук, напоминающий смех. После некоторой тренировки можно будет исполнять простейшие мелодии. При изменении температуры и влажности воздуха может потребоваться подрегулировка терменвокса. Р. ВАРЛАМОВ - нашёл Андрей К. - http://andrey.eto-ya.com/ 73
Космический инструмент. Терменвокс,Film & Animation,Терменвокс,Космический инструмент,Theremin (Musical Instrument),Этот необычный инструмент создан русским изобретателем в 1919 году, когда даже обычные электрические лампочки были для многих чудом. https://vk.com/youryogaorg?w=wall-44234443_7844 http://youryoga.org/news.htm
терменвокс,музыкальный инструмент,музыкальные инструменты,реактор образовательный,Реактор познавательный
https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&cad=rja&uact=8&ved=0ahUKEwj8m6K3koXNAhWEDSwKHTkTBnAQyCkIHTAA&url=https%3A%2F%2Fvk.com%2Fvideo-21234955_154390092&usg=AFQjCNEGqyO6NqyYYstaD9WSo3tIzN3Xpg&sig2=dKg8zqn1qYEQ5j4JpExHJw&bvm=bv.123325700,d.bGg
( в конце)
-------
в Питере есть такое место для развития ребенка: http://www.labirint-um.ru/
там среди экспонатов вроде был (можно попробовать поиграть)
https://vk.com/video-21234955_154390092
Они часто (не везде конечно) используют этот инструмент. А еще там хорошие партии аккордеона и ксилофона на пару. Замечательное сочетание
Detektivbyran – Generation Celebration
Detektivbyran – Hemvagen
Detektivbyran – En Annan Typ Av Disco
Detektivbyran – Dansbanan
Detektivbyran – Nattopet
Detektivbyran – Laka-Koffa
Detektivbyran – E18
Detektivbyran – Om Du Moter Varg
http://cyclowiki.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86_%D0%A3%D0%BA%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BD%D1%8B_%D0%B2_XX_%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B5
И как эта статья опровергает создание СССР в 22-ом?
При желании даже цифрой по миди, ибо преобразователи cv->midi тоже существуют и даже не в рамках концептов и экспериментов, а реально продающихся модулей.
22 серия 27 сезона ).
Лол.
Это ж тоже изобретенный инструмент, к которому прикасаться не нужно. Звук зависит от длинны лазерного луча.
Download The Chemical Brothers Swoon for free from pleer.com
впрочем как и все в этом мире
И послушал и почитал - эпический был мужик - одной статьи на Вики достаточно для крутого многосерийного фильма: от нового музыкального инструмента до сигнализации в Алькатрасе и от подсушивающего устройства в американском посольстве до ракетных разработок вместе с Королёвым.... https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Автор с инструментом. Сам удивился сколько просмотров - больше 2,5 миллионов, но вот русских комментов почти нет, что печально
А вообще под такую музыку - да эстетику и стиль 1920-х. Что-то с радиовышками аля башня Шухова, дирижаблями, безумными опытами с электричеством и т. д...