Ефремов подробно описывает эти комбинезоны. Суть в том, что одежка эта была многофункциональная и выполняла и роль защиты и жизнеобеспечения и эстетически радовала глаз.
Ага. Ну я к тому, что если не считать случая в древнем городе и удара по голове из-за отсутствия шлема, то в целом костюмы были сверх-крутыми и могли защитить много от чего (кажись даже от огнестрела).
«Час быка» - одна из лучших книг мной прочитанных, а Ефремов - один из любимых писателей. Считаю, что Иван Антонович равен таким авторам, как Лев Толстой или Пушкин. Даже Стругацкие, тоже мной любимые, до него не дотягивают. А из современников (имею в виду русскоязычную литературу) просто не вижу, кто бы хоть близко стоял, даже к Стругацким, не говоря уже о Ефремове.
У Ефремова не только ЧБ глубок. У него все наполнено смыслами. Даже взять "Таис афинскую" (исторический роман, которые я читаю крайне редко), не говоря уже о "Лезвии бритвы"... И ведь не так и много романов написал Ефремов, но зато какие это романы!
А по мне, так худшее произведение Ефремова. Основные герои - беспомощны, закомплексованы и не совсем понимают, зачем они вообще в мир Торманса приперлись. Они даже защитить себя не пытаются - могут только покончить жизнь самоубийством - завалить камнями или взорвать вместе с роботом (кстати, зачем мирной экспедиции, членам которой противно насилие, роботы с механизмом автоподрыва?). Кончается все, типа, намеком на будущую планетарную революцию, которая неизбежно произойдет просто потому что.
Наверное в этом и фишка. Сложность создают сами персонажи. У них есть всякие дохуя технологии, но они ими не пользуются из-за каких-то там своих тараканов в голове. Правда, это все-равно бесит, ведь кому хочется читать/смотреть про дегенератов, способные сделать что-то физически, но не способные морально
Насчет "противно насилие" вы, вообще-то очень интересно заблуждаетесь. Там вообще-то, по правилам принятым в Кольце всю цивилизацию Торманса полагается санировать, и никто слова за это не скажет. Но конкретно эта вот экспедиция - она была для того чтобы посмотреть и понять что это там такое выросло. Не сафари устраивать, а аккуратно и вежливо посмотреть и решить что с этим делать дальше. Отсюда и образ действий.
Самоубийством же там покончила только Родис. Да, та троица которую завалило в заброшенном городе сделала ошибку, чересчур доверившись местным властям и положившись на их разумность и потеряла время, тем не менее уйти от местных бандюков они вполне могли бы - если бы много лет назад прораб на стройке воровал цемент чуть поменьше. Неизбежная на море случайность, увы.
Насчет же "намеков на революцию" - вы не заметили что земляне успешно законтачились с реальным местным подпольем, проверили его на вшивость и обеспечили это подполье методичками, детекторами людей-говна и ершиками для мозгов. И заканчивается книга тем что революция там таки была.
Самый главный подарок землян местному населению, что подчеркивается в книге, это способ самоубийства.
Идея непротивления злу насилием идет через всю книгу с самого начала, еще когда по землянам долбанули ракетой. И в конце еще раз разъясняется, что насилие - не выход, потому что торманцы сами должны. Иначе - никак. Это вообще тренд советской фантастики того времени - вера в никак не обоснованную идею, что, мол, все культуры и цивилизации должны сами пройти свой путь при небольшой помощи землян (или прогрессивной части землян), а агрессивное прогрессорство - фу-фу-фу потому что... ПОТОМУ ЧТО! Например, в "Трудно быть богом" те же мотивы.
Но все эти высокоморальные кастраты-белоручки как-то упускают из виду тот простой факт, что на Тормансе (или в Аракнаре) уже есть люди, которые живут в чудовищных (по меркам Земли) условиях. Целые поколения влачат жалкое существование и погибают пока Земляне дружно ебут друг другу мозг о неэтичности вмешательства. Хотя вся суть рассуждений сводится к тому, что, мол, земляне в своей истории бочку говна съели и значит все остальные тоже должны обязательно ее съесть - иначе никак.
1. Самоубийству учили не население, а одного конкретного человека. Да и то - предлагали-то ему больше, сам отказался.
2. Не надо ТББ вспоминать в этом контексте. В ТББ и ЧБ вообще-то показаны диаметрально противоположные подходы. ТББ - это невмешательство, только наблюдение и высокоморальное страдание прогрессоров на местах. А ЧБ - это как раз и есть агрессивное прогрессорство - земляне показали как можно жить, нашли тех кто реально готов был делать революцию, их обеспечили методичками и техникой - и вперед. Это не непротивление злу, это "сначала подумай куда бить, а потом бей насмерть."
3. >Целые поколения влачат жалкое существование и погибают
И что? Реальная история какбы учит нас что если прямщас и сразу оные поколения взять и спасать, вкладывая свои силы и средства - вскоре они назовут тебя проклятым оккупантом и будут ненавидеть за то что ты их спас. Так что - "пусть справятся сами" это вполне практичный подход.
1. Все действия героев - авторский произвол. Автор упорно гнет линию самостоятельной борьбы.
2. На агрессивное прогрессорство не тянет совсем - земляне, с их абсолютным превосходством в технике, могли даже силами этого экипажа в кратчайшие сроки вырезать все текущее руководство и спокойно разруливать дальше ситуацию на местах. Что они делают вместо этого? Шляются по официальным приемам, устраивают танцы живота и самоубиваются в различных вариантах, после чего, набедокурив, сбегают с планеты. Ну, зашибись, помощь. Хотя по мнению автора это "восстановление веры в себя и других людей" или как-то так. Типа, десятки поколений люди добровольно живьем сдавались в крематории, а тут увидели эксцентричных инопланетных мудаков и поняли - "хватит это терпеть!"
3. Реальная история учина нас, что "проклятым оккупантом" будет называть тебя первое поколение и то - если реально ведешь себя как оккупант. А вот "справляются сами" может тянуться тысячелетиями, причем всегда может стать еще хуже.
Самоубийством же там покончила только Родис. Да, та троица которую завалило в заброшенном городе сделала ошибку, чересчур доверившись местным властям и положившись на их разумность и потеряла время, тем не менее уйти от местных бандюков они вполне могли бы - если бы много лет назад прораб на стройке воровал цемент чуть поменьше. Неизбежная на море случайность, увы.
Насчет же "намеков на революцию" - вы не заметили что земляне успешно законтачились с реальным местным подпольем, проверили его на вшивость и обеспечили это подполье методичками, детекторами людей-говна и ершиками для мозгов. И заканчивается книга тем что революция там таки была.
Идея непротивления злу насилием идет через всю книгу с самого начала, еще когда по землянам долбанули ракетой. И в конце еще раз разъясняется, что насилие - не выход, потому что торманцы сами должны. Иначе - никак. Это вообще тренд советской фантастики того времени - вера в никак не обоснованную идею, что, мол, все культуры и цивилизации должны сами пройти свой путь при небольшой помощи землян (или прогрессивной части землян), а агрессивное прогрессорство - фу-фу-фу потому что... ПОТОМУ ЧТО! Например, в "Трудно быть богом" те же мотивы.
Но все эти высокоморальные кастраты-белоручки как-то упускают из виду тот простой факт, что на Тормансе (или в Аракнаре) уже есть люди, которые живут в чудовищных (по меркам Земли) условиях. Целые поколения влачат жалкое существование и погибают пока Земляне дружно ебут друг другу мозг о неэтичности вмешательства. Хотя вся суть рассуждений сводится к тому, что, мол, земляне в своей истории бочку говна съели и значит все остальные тоже должны обязательно ее съесть - иначе никак.
2. Не надо ТББ вспоминать в этом контексте. В ТББ и ЧБ вообще-то показаны диаметрально противоположные подходы. ТББ - это невмешательство, только наблюдение и высокоморальное страдание прогрессоров на местах. А ЧБ - это как раз и есть агрессивное прогрессорство - земляне показали как можно жить, нашли тех кто реально готов был делать революцию, их обеспечили методичками и техникой - и вперед. Это не непротивление злу, это "сначала подумай куда бить, а потом бей насмерть."
3. >Целые поколения влачат жалкое существование и погибают
И что? Реальная история какбы учит нас что если прямщас и сразу оные поколения взять и спасать, вкладывая свои силы и средства - вскоре они назовут тебя проклятым оккупантом и будут ненавидеть за то что ты их спас. Так что - "пусть справятся сами" это вполне практичный подход.
2. На агрессивное прогрессорство не тянет совсем - земляне, с их абсолютным превосходством в технике, могли даже силами этого экипажа в кратчайшие сроки вырезать все текущее руководство и спокойно разруливать дальше ситуацию на местах. Что они делают вместо этого? Шляются по официальным приемам, устраивают танцы живота и самоубиваются в различных вариантах, после чего, набедокурив, сбегают с планеты. Ну, зашибись, помощь. Хотя по мнению автора это "восстановление веры в себя и других людей" или как-то так. Типа, десятки поколений люди добровольно живьем сдавались в крематории, а тут увидели эксцентричных инопланетных мудаков и поняли - "хватит это терпеть!"
3. Реальная история учина нас, что "проклятым оккупантом" будет называть тебя первое поколение и то - если реально ведешь себя как оккупант. А вот "справляются сами" может тянуться тысячелетиями, причем всегда может стать еще хуже.