Максимон - аморальный святой, который помогает беднякам и преступникам
Заядлый пьяница и курильщик, гватемальский святой Сан Симон помогает нищим, изгнанникам и всем тем, кому рассчитывать больше не на кого. За что его так любят в Центральной Америке?
Стоянка возле храма полыхнула огнем, но на шаманов можно положиться. На самом деле, это они зажгли костер для паломников, участвующих в церемонии избавления от негативной энергии.
Этот интересный ритуал также предусматривает употребление рома и курение сигар.
Я приехал в храм Сан Симона в небольшом городке Сан-Андрес-Ицапа на гватемальском высокогорье.
Это место паломничества многих майя, которые приезжают из Центральной Америки помолиться божеству с довольно сомнительными моральными принципами.
Под прикрытием религиозной набожности в храме я обнаруживаю достаточно зловещую атмосферу.
Среди прихожан, которые пришли семьями, и верующих преклонного возраста, можно увидеть группки молодых людей, которых скорее ожидаешь встретить в полицейском участке, чем в храме.
"Здесь много секс-работниц и наркоторговцев", - шепчет мне мой гид Карен Аяла, хотя и объясняет, что большинство паломников - хорошие, честные люди.
В руках некоторых прихожан я также замечаю бутылки с пивом из лавки на территории храма, в которой живо идет торговля алкоголем и табаком.
Алкоголь, как я узнаю, всегда был частью религиозных церемоний майя, поскольку он помогает верующим "погрузиться в подобное трансу состояние" (также известное как "опьянение").
"А сигары и сигареты, - объясняет Аяла, - соединяют прошлое и будущее".
Храм и сам по себе - уникальное место, и я останавливаюсь у входа, чтобы осмотреться вокруг. Я вижу, как гадалки в банданах пристают к недавно прибывшим паломникам, стремясь отвлечь на себя их внимание от торговцев церковными амулетами и бусами.
Во дворе много бродячих собак, которые выкусывают блох или поднимают лапу у колес припаркованных седанов и затемненных внедорожников.
Воздух тяжелый от дыма. Я чувствую запах ладана, табака и кипарисов - ядовитый коктейль, приправленный сладким запахом жареного сахара, который используют как основу для церемониальных костров.
Аяла и я прячемся от запахов внутри голубовато-белого храма. Сотни верующих выстроились в очередь перед алтарем, на котором торжественно заседает сам Сан Симон.
Одетый в черный костюм, черный галстук и темно-коричневое сомбреро, с лихо подкрученными вверх усами, похожий то ли на ковбоя, то ли на гангстера, святой резко диссонирует со статуей Девы Марии.
Верующие поднимаются по лестнице к алтарю и разговаривают со святым по-испански и на разных языках майя. Они обильно поливают фигурку ромом и кладут ей на колени табак. Сан Симон, очевидно, не чужд человеческих слабостей.
Интересно, что над лицом святого висит пластиковая вуаль, которая, по мнению Аялы, должна остановить чересчур "горячих" паломников, могущих вставить в рот Сан Симону зажженные сигареты - учитывая количество рома повсюду, это довольно опасно.
В пантеоне древних майя было много божеств для каждой сферы человеческой жизни: были боги рождения и смерти, войны и мира, недугов и здоровья.
Но известно об этом немного. Когда испанские конкистадоры прибыли на земли современной Гватемалы, они уничтожили письменные памятники коренной религии. Поскольку единственной верой, которую они признавали, было христианство.
"Католицизм навязывали народу майя, но они никогда не отказывались от своей религии, - объясняет Аяла. - Они объединили обе религии". Это объясняет, откуда в храме есть статуя Девы Марии.
Ни один из богов майя не пережил конкисту, а потому некоторые ученые считают, что некоторые черты многочисленных забытых божеств воплотил Сан Симон. Ему приписывают множество разных свойств, хотя для большинства паломников важнее всего одно - Сан Симон исполняет желания.
Чтобы представить, что люди просят у святого, я украдкой читаю записки с благодарностью, прикрепленные к стенам храма. Большинство из них написаны не только на мятых листах бумаги, но и на бронзовых или мраморных табличках.
"Спасибо, брат Сан Симон, за то, что мне не пришлось быть в тюрьме слишком долго", - говорится на одной из них.
Это не единственная табличка, автор который благодарен святому за досрочное освобождение, хотя во многих других Сан Симона благодарят за материальные блага - автомобили и дома. Это заметно контрастирует с записками, в которых говорится об исцелении больных родственников.
Я поговорил с одним из верующих, назвавшимся Байроном. Он приехал в храм с 12-ю родственниками, среди которых были и двое маленьких детей.
"Мы приехали поблагодарить Сан Симона за то, что он помог нам найти работу, - говорит Байрон. Вместо сигарет и алкоголя он преподносит святому цветы. - Мы ехали сюда 2 часа. И приезжаем каждый год".
Гватемальское нагорье является духовным домом Сан Симона. В большинстве сел, где ему поклоняются, его фигурку передают из дома в дом. Как рассказывает Аяла, храм в Сан-Андрес-Ицапе является единственным постоянным домом святого.
У Святого Симона репутация разбойника. Однажды, по легенде, несколько рыбаков попросили его последить за их женами, чтобы они не изменяли им, пока они были в море.
Есть две версии того, что сделал Сан Симон. Согласно одной, он все же помешал прелюбодеянию, но вторая гласит, что святой сам предавался разврату с женами рыбаков.
Такие мифы подтверждают противоречивый характер Сан Симона, и сегодня святой находится в своеобразной серой зоне между моралью и грехом. Именно это, наверное, и делает его таким популярным среди тех, у кого с законом сложные отношения.
На грани морали и греха действуют и священники, или скорее шаманы, которые продают заклинания прямо на церковном дворе.
"Это может быть любовное заклинание или проклятие врага", - говорит Аяла.
У входа в храм я знакомлюсь с Джоном. Шаманы платят ему за то, что он зарывает в землю бутылки с заклинаниями и фотографиями тех, на кого должны подействовать чары. Джону 12 лет.
"Я работаю здесь в выходные, - говорит мальчик, опираясь на лопату. - На заработанные деньги я покупаю вещи, нужные мне для школы".
Долго говорить с Джоном нам не приходится, так как во дворе храма начинается некий ритуал черной магии, во время которого в костер, похоже, будут бросать банки с сардинами. Я боюсь попасть под брызги шипящего консервного масла.
"Когда банки взрываются, это означает, что проклятие снято", - едва успевает объяснить Аяла, и сардины начинают взлетать в воздух.
Гватемала утопает в нищете, большинство ее жителей, как и их соседи, приходят к Сан Симону за помощью.
Одна из них - 62-летняя Чагита, которая продает сувениры во дворе храма.
"Я торгую здесь уже более 30 лет, - говорит невысокая женщина, согнувшаяся под тяжестью своего товара. - Я перенесла инсульт, но каждый день я целый час иду в храм".
Чагита молилась святому на больничной койке и уверена, что он помог ей выздороветь и наладить торговлю.
"Я прошу у Сан Симона, чтобы он послал мне покупателей, - объясняет она, продавая мне брелок с усатым святым. - Все, что я продаю, - благословение от Сан Симона".
Подробнее
15 ' i IV’ 1 J
\ Á Y . j
4 1 ^ЛР 1. Ду.Д , 1 ?гЧГ ., —— , • Д, * Ж i j ’ ■. Ö m* ;: VjSu / t Жг ,( . f>u| m^m щ f4s! B i r iJ* ¿ Ëte LTn . ГД П|й^ Ш -• г î 7 J ■Шум &ЩЦ Jj ILlT H • )\. ^ 1 w>JCk¿ ^ к i^HK-W I; mfl -¿-■¿s- .. - ,$ML J BS§i ^ ' W •Af. Р/ ^ fl 1 { w í ^BL£ flp s ■;:v . tj ЖХ/ "¡‘■ Bhf« Il 111 J J * Il |ш i IV ift
mm тш
p0DEROSA VELADORA r—»1 * % ; P M . * * • ,- m ■ * ■! * ■* - ,^■1 ! i F i' ■« ■ j1# JH • H^r S| í 5‘
AGRADECIMIENTO POR babores CONCEDIDOS «‘"•a«.#
***** pi í лиг i- gä ?
религия,святые,Гватемала,страны