Нет, океан просто пытался таким образом войти в контакт с людьми, которые построили рядом с ним исследовательскую станцию, а те с ума из-за этого сходили.
Я про всех людей, раньше на станции была херова куча учёных, которые пытались понять, что такое Солярис воротит со своими образованиями, даже науку придумали, "соляристика", а к началу романа там осталось всего трое учёных и новенький, который приехал на замену, то есть людям неинтересно стало через некоторое время.
В начале экспедиции отправляли, пытались общаться, разную хрень в него погружали, но со временем стали думать то, что это не гениальный океан, а оккан-дибил, ну и собственно -
*Постепенно в научных кругах "операция Солярис" начала звучать как "операция проигранная", особенно в сферах научной администрации Института, где в последние годы все чаще раздавались голоса, требующие прекращения дотаций на дальнейшие исследования. О полной ликвидации станции до сих пор никто говорить не осмеливался, это было бы слишком явным признанием поражения. Впрочем, некоторые в частных беседах говорили, что все, что нам нужно, это наиболее "почетное" устранение от "аферы Солярис"*
Если я правильно помню, то Океан не столько изучал, сколько действовал исходя из неких инстинктов. Конечно полностью его суть так и не была раскрыта, однако на основе наблюдений за ним, вроде как делались предположения о том, что Солярис не обладает разумом в человеческом понимании, и все что он делал как на поверхности (объекты которые он формировал), так и на станции (в плане двойников на основе воспоминаний), он исполнял невольно и даже неосознанно - как мотылек, который летит на горящий костер, и просто на просто не может по другому.
Идея в том, что формирование такого сложного создания произошло в результате случайных химических реакций, но условия были не такими как на Земле, и эволюция пошла другими путями. А т.к эволюция слепа, и учится лишь методом проб и ошибок, то и разумное существо появившееся в результате имеет в множество дыр в этом самом разуме, которые проявляются самыми неожиданными способами. Солярис разумен настолько, чтобы считывать память человека как файлы с жесткого диска и управлять материей, но при этом не настолько, чтобы все это контролировать. Ну это опять же, насколько мне это вспоминается сейчас.
Это как у муравьев или некоторых видов рыб. Вместе они кажуться разумными, но каждая отдельная особь довольно примитивна. Это же и порождает "баги" типа кругов смерти.
Никто ничего не контролирует в этом мире вообще, контроль - это страх безбрежности, которая нас, как существ, наделённых осознанием, окружает. Я когда читал его лет 20 назад не понимал, но теперь всё стало на свои места - и эта атмосфера упадка духа в научных кругах и то, как океан - огромное осознающее существо, пытается снова вернуть к жизни забившихся в ужасе в конуру своего ограниченного восприятия людей демонстрируя им где застряло их осознание и где живёт их страх. "Солярис" это вовсе не фантастика, это рассказ автора о жизни и о том, зачем она дана людям, в форме фантастического романа.
Так а зачем же она дана? Будучи наделен сознанием, человек ищет смысл жизни. Он необходим, т.к. без него - человек попадает в абсолютную неизвестность, и пропадает ясность принятия даже повседневных решений. Поэтому когда он смысла не находит - то придумывает сам. Всем нам тут известно, что смыслов бывает великое множество, из-за каких-то начинались войны, уносившие миллионы, десятки и даже сотни миллионов жизней, какие-то смыслы человек выбирает лишь для самого себя. Но по сути это психологический трюк над собственным несовершенным мозгом, которому в процессе эволюции привился особый механизм выживания - искать ответы. Сама по себе неизвестность не была бы так страшна, если бы нужда в определенности человека не была такой сильной, или хотя бы уж в вариантах ответов. И это, как обоюдоострый клинок, с одной стороны позволило человеку выжить, а с другой создает зачастую невыносимые для человека ситуации, в которых его сознание, не находя ответа движется по кругу.
Ну, по крайней мере такова вот моя диванная философия :D
было ли ? там вроде в тексте множество раз всплывало утверждение мол - если бы океан действительно проводил эксперимент то изменял бы условия раз от раза, а не создавал один и тот же фантом снова и снова.
Эти гребанные учёные хуеву тучу теорий про океан выдали, пока пытались в себя прийти, так что хер знает какая из них правильная, а какая нет, ГГ именно из-за этого на станции то и остался.
Солярис скорее как феномен. Сами фантомы если вдумывались, то тоже в ступоре были с такого поворота событий. Как НПС в наших снах. Кто ими управляет, ты или кто-то еще? Только там это не сон, а явь, и от этого кукуха съезжает.
Мне немного не нравилось, что в обоих фильмах сам океан мало описан, а там вроде тоже прикольно всякие исполинские метаморфозы описаны, которые тоже показывают, что у океана есть какой-то свой внутренний мир, но так же нам непонятный, скорее всего, как и наш для него.
Ну в конце вроде остановились на том, что он искал в подсознании самые важные для человека образы, и воссоздавал их, хуй пойми зачем, вроде как хотел порадовать людишек.. в конце они закачали какое то сообщение в термоядерный лазер, засадили из него по океану, океан это все просто проигнорирует полностью..
Последняя сцена, гг сидит около/на/в океана и думает, шо за хуйню я только что прочитал, в чем суть то?
Ну в общем как я понял, это была попытка автора изобразить не стандартных инопланетян которые хотят спиздить наши ресурсы (по типу жидорептилоидов из сша), а таких более приближенных к реальности инопланетян, которые возможно будут чуждыми до полного взаимного непонимания и даже до принципиальной невозможности контакта..
У Лема был очень не здоровый пессимизм по поводу того как люди бы себя вели в случае контакта. Фиаско ИМХО лучше всего это иллюстрирует. Вот даже сейчас я своим мозгом из 21 века не способен понять как ктото из экипажа этого корабля мог подумать что обстреливать Квинту было хорошей идеей, даже если они верили в свои гипотезы. Я не думаю, что мы смогли бы ЛЕГКО наладить контакт с чемто очень очень отличным от людей, но то что подавал Лем не было таким же чужим нам как Солярис.
Кто бы подумал, что принудительно сажать транзитный самолет - хорошая идея? Но ведь кто-то это сделал, причем не один человек был задействован.
Кажется, мы часто переоцениваем рациональность человека и человечества
В том-то и дело - человек и человечество разные вещи. Любой экипаж космических миссий, да и в принципе дальних, таких как арктических скринят и тестируют очень долго. Старый маразматик не оказался бы на том корабле. Все зависит во многом от того кто хороводит, а в науных миссиях как правило хороводят правильные люди.
А вот вся прелесть в том, что мы даже не знаем - изучал ли. Что это вообще могло быть. Помню там размышляли герои - "А вот что если мы возьмем симметриаду, и сделаем точную ее копию из тех же материалов что и у него и кинем. Как мы узнаем что это будет значит для него?". Океан - по сути один большой мозг, и люди находятся прямо у него в "голове". Может ли он вообще осознать их присутствие или он просто так обрабатывает информацию? Думает ли он вообще как единное целое? Охуенная книга.
"За Разломом Орла" из смертельно-любовных вибраторов вообще основан на одноимённом произведении, изданном в 2005 году. Так что нет, не имеет отношения.
Тебе пиздят. Если брать рассказ, то разлом по атмосфере очень напоминает первую половину Соляриса. Сюжетно они никак не похожи, но вот витает что то, что братит эти произведения.
По Лавкрафту, у инопланетян мотивация либо особо не расписывается, либо вполне себе приземлённая (фить-ха). Те же Старцы, не смотря на всю свою внешнюю хтоничность, от людей вообще мало чем отличались. Грубо говоря, их лор вообще напоминает "тёмную эру технологий" из вахи: прилетели на планету, более-менее обжили за счёт старых технологий, отвоевали у местных, проебали большую часть знаний, почти всосали войну за планету против других пришельцев, в конечном итоге опиздюлились от созданных ими же шогготов (которые считай ИИ).
В плане придумывания чего-то, вроде описания мотивации существа, которое не подчинено законам времени и пространства, Лавкрафт не очень хорош. В "Сомнамбулических поисках неведомого кадата" есть какие-то намёки на что-то подобное, но там это больше завязано на атмосфере.
Ну, здесь и авторов винить трудно, ибо сложно представить то, чего, в теории, не должен иметь возможности понять человек.
Плюс, если мы таки кого-нибудь встретим, то это, скорее всего, и будет какое-нибудь существо, которое по своему строению от нас отличается не сильно, а уж его базовые мотивы, почти наверняка, будут примерно как в самых простеньких фантастических рассказах. Что уж говорить, если мы от первой клетки, появившейся пару миллиардов лет назад, по своим потребностям отодвинулись всего на пару этажей пирамиды Маслоу, то и от инопланетян чего-то сверхординарного ожидать глупо. Как максимум, наши представления о реализации этих потребностей будут сильно отличаться. И то, раз уж какая-нибудь раса освоила звёздные перелёты, то, скорее всего, им тоже пришлось сбиваться в группки по интересам, а потом и общество строить, ибо с анкапом особо ракет не настроишь много, ну а законы общества, усреднённо, будут примерно в рамках ожидаемого.
Фэнтези, как ни странно, это тоже подвид фантастики. А ещё фантастика бывает «твёрзая» и «мягкая». Почитай немного о предмете вопроса, чтобы не было конфузов.
Никаких структурных объяснений не даётся: читателя просто ставят перед фактом, что, мол, есть лазейки, по которым Океан «нащупывает» «сильные/важные» воспоминания других, и делает то, что считает (?) нужным. Роман-то не совсем об океане-ипопланетянине, а, как это часто бывает, о людях и об их переживаниях / восприятии мира «До» и «После». Это больше «мягкая» фантастика.
А вот та же «Ложная слепота/Эхопраксия» потвёрже будет: там и аналогии из реального мира, и действующие модели/теории + направления в разноплановых изучениях приводятся — эдакий роман-лекция, — что позволяет относиться к нему чуточку серьёзнее.
Ты спутал с Ложной Слепотой. Эхопраксия работает в поле самосознания и ИИ, который изучает окружающий мир будучи разумным. А Ложная Слепота - контакт с алиэнами.
Солярис оч крутой, короткий, успел стать классикой. Советую к прочтению всем. Такое чувство, что обсуждал и слышал про Солярис я больше, чем читал его.
И что, знатоки, никто не вспомнил, что нейтринные клоны на станции стали появляться только после того, как "исследователи" хуйнули по океану жёским гамма-излучением? До того момента он их просто игнорировал. Вы хоть кино то смотрели?
Нет, не игнорил, в самой же первой экспедиции людей океан создал огромного человеческого младенца, только исследователя, который это увидел, сочли сумасшедшим.
*Постепенно в научных кругах "операция Солярис" начала звучать как "операция проигранная", особенно в сферах научной администрации Института, где в последние годы все чаще раздавались голоса, требующие прекращения дотаций на дальнейшие исследования. О полной ликвидации станции до сих пор никто говорить не осмеливался, это было бы слишком явным признанием поражения. Впрочем, некоторые в частных беседах говорили, что все, что нам нужно, это наиболее "почетное" устранение от "аферы Солярис"*
Идея в том, что формирование такого сложного создания произошло в результате случайных химических реакций, но условия были не такими как на Земле, и эволюция пошла другими путями. А т.к эволюция слепа, и учится лишь методом проб и ошибок, то и разумное существо появившееся в результате имеет в множество дыр в этом самом разуме, которые проявляются самыми неожиданными способами. Солярис разумен настолько, чтобы считывать память человека как файлы с жесткого диска и управлять материей, но при этом не настолько, чтобы все это контролировать. Ну это опять же, насколько мне это вспоминается сейчас.
Ну, по крайней мере такова вот моя диванная философия :D
Мне немного не нравилось, что в обоих фильмах сам океан мало описан, а там вроде тоже прикольно всякие исполинские метаморфозы описаны, которые тоже показывают, что у океана есть какой-то свой внутренний мир, но так же нам непонятный, скорее всего, как и наш для него.
Последняя сцена, гг сидит около/на/в океана и думает, шо за хуйню я только что прочитал, в чем суть то?
Кажется, мы часто переоцениваем рациональность человека и человечества
"За Разломом Орла"
В плане придумывания чего-то, вроде описания мотивации существа, которое не подчинено законам времени и пространства, Лавкрафт не очень хорош. В "Сомнамбулических поисках неведомого кадата" есть какие-то намёки на что-то подобное, но там это больше завязано на атмосфере.
Плюс, если мы таки кого-нибудь встретим, то это, скорее всего, и будет какое-нибудь существо, которое по своему строению от нас отличается не сильно, а уж его базовые мотивы, почти наверняка, будут примерно как в самых простеньких фантастических рассказах. Что уж говорить, если мы от первой клетки, появившейся пару миллиардов лет назад, по своим потребностям отодвинулись всего на пару этажей пирамиды Маслоу, то и от инопланетян чего-то сверхординарного ожидать глупо. Как максимум, наши представления о реализации этих потребностей будут сильно отличаться. И то, раз уж какая-нибудь раса освоила звёздные перелёты, то, скорее всего, им тоже пришлось сбиваться в группки по интересам, а потом и общество строить, ибо с анкапом особо ракет не настроишь много, ну а законы общества, усреднённо, будут примерно в рамках ожидаемого.
А вот та же «Ложная слепота/Эхопраксия» потвёрже будет: там и аналогии из реального мира, и действующие модели/теории + направления в разноплановых изучениях приводятся — эдакий роман-лекция, — что позволяет относиться к нему чуточку серьёзнее.
Вроде объяснил, как мог.