Первый номер «Вокруг света» 1861 года, часть заметок Дэвида Ливингстона об Африке
Здесь привожу только две интересные заметки шотландского миссионера об африканских "привлекателей тучъ" и о бездействии португальцев в плане нравственного просвещения местных в их колониях. Переиздание 2021 года.
Подробнее
Дожди, само собою разумеется, - главная необходимость жителей Африки, и они вообража-ютъ, что некоторые люди имеютъ возможность посредством'!:, колдовства привлекать тучи. Эти производители дождей им'Ьютъ на весь народъ вл1яше сильнее, нежели в.шяте начальника, который самъ часто обязанъ покоряться имъ. Всякое племя имеетъ своего делателя дождя или дождеваго мастера, а иногда въ одномъ месте ихъ бываетъ два и даже три. Какъ ловюе плуты, они умФиотъ пользоваться легковер!емъ своих поклонинковъ. Одинъ изъ самыхъ известныхъ привлекателей тучъ и делателей дождей былъ вызванъ въ Куруманъ бэкуэнскимъ племенемъ. По счастливому случаю, въ тотъ дейт,, когда объявленъ был пр1ездъ ожидаемаго волшебника, надъ Куруманомъ собрались тучи,.загремелъ громъ и упало на землю несколько крупныхъ капель дождя. Отовсюду раздались радостные крики. Однако, тучи пронеслись мимо, и засуха продолжалась, не смотря на то, что волшеб-никъ потомъ всякш день разсматривалъ облака, выделывалъ кагая-то штуки, размахивая руками. Ветеръ не изменялся, засухи продолжались. Однажды, когда онъ спалъ крепкимъ сномъ, полилъ дождь. Начашикъ отправился поздравить привлекателя тучъ: но былъ очень удив-ленъ, когда нашелъ его спящимъ. «Что это, отецъ мой? Я думалъ, что ты занять дождемъ: а ты спишь!» Языческая пляска дикарей.
Къ сожал'Ьнш, очень заметно, что Португальцы ничего не сделали для нравственного образован!« народа, среди котораго жили. 1езуиты, изгнанные но расноряженш Помба-ля, во время уничтожешя ихъ ордена въ Португалии, и которые владели многими богатыми станщями, тоже не заботились о проев'йщенш жителей края. Я осматривали развалины одной изъ этихъ станцш. Въ отношеши красоты м'Ьстоположешя, выборъ былъ очаровательный; но изо вс'Ьхъ сво-ихъ деянш, они оставили только одно воспоми-наше, что они мастерски умели вести торговлю. Они съ большими искусствомъ выманивали золото и слоновую кость. Этими-то успешными торговыми делами они и возбудили неудо-вольств!е м!рянъ. Здесь ни одинъ туземецъ не умеетъ читать. Говорятъ, что ¿езуиты перевели имъ несколько молитвъ; но мнё не попадался ни одинъ экземпляръ. Въ Тете только одна школа, и ее посещаютъ только природные португальцы. Народонаселеше негровъ совершенно заброшено. Всякое воскресенье на евящен-нослужете приводились по команде солдаты, но постороннихъ было очень мало. Въ религюз-номъ отношенш состоите жителей не лучше, какъ въ торговомъ. Во всей колоши нетъ ни одной книжной лавки, также какъ въ Лоанде; я не нашелъ ни какихъ средствъ, чтобъ чтешемъ поддерживать начатое нравственное развиПе, никакой пищи душевной. Сан-Паоло де Доанда.
старые издания,Африка,Мозамбик,Дэвид Ливингстон,Португальские колонии,тете,тегъ
Еще на тему
приводить солдат на молитву, что бы молились, суки, в обязательном порядке -- просвещение
Речь идет конкретно о педагогике и знаниях.
Западное христианство -- за десяток веков только одна более-менее толковая книга по медитативным практикам, "Духовные упражнения" Лойлолы.
"Християнская идеология", в виде Римско-католической церкви в частности, аж до 1966 года печатала Index Librorum Prohibitorum -- список публикаций, строжайше запрещенных, под угрозой отречения от церкви. Эти дауны до середины 20-го века напыщенно вносили туда книги по физике, химии и т.д. Видимо, начало космонавтики их вовсе подкосило, и до них дошло, что никому не интересны их вскукареки, про богохульную Науку.
Это сейчас модно говорить, что научная полемика-де возникла из богословских диспутов. Хрена там, нечего примазываться. Антика, антика. Философия и психология. Методология и доказательная аналитика, в виде математики и геометрии. Христианство к этому никакого отношения не имеет. Наоборот, Темные века -- их достижение.
Если у тебя нет личного мнения, это не значит, что все такие же.
Воу воу воу, значит церковные обряды, от которых чувствительные люди падают либо в синдром Стендаля, либо ловят так называемую "благодать" и прочие пиковые переживания - это для вас значит пустой звук?
Слабое -- так как используется только для экстатических состояний и повышения внушаемости паствы.
С шаманскими техниками все не так просто -- они, в первую очередь, нужны для выживания. Например долго идти//бежать, не отвлекаясь на сон, еду и прочие мелочи. В основном для охоты и перемещения на большие расстояния.
Отдельно -- техники для боя. Так как их частое использование калечит психику, человек становится слишком агрессивным. Это, конечно, можно обойти, если мозги есть, правильно подобрать аутогенку, медитации и т.д. Но во первых, те кто обладал мозгом редко становились бойцами, во вторых это сейчас, когда современная психология, антропология и медицина позволяет накапливать, обобщать, комбинировать различные психотехники. В старину, как правило, какой-нибудь "шаман" владел одним-двумя приемами, строго их берег, обучая только ограниченный круг лиц. Да и с кем делиться? До представителей других культур//традиций сотни и тысячи км. Да и там не особо любили делиться наследными наработками. Йоги, даосы, секты//секции единоборств, каждый кулик сидел в своем болоте, это сейчас все секреты напоказ.