Три самых больших иллюзии нашей психики - часть 3
Предупреждение: тема может оказаться тяжелой. "Три самые большие иллюзии" активно воздействуют на нас, заставляя страдать. Причем действуют бессознательно, исподволь. Чтобы скорректировать их действие, придётся поработать над ними, одного логического усилия, принятия на уровне мысли, недостаточно. Иллюзии плотно вшиты в наше подсознание и продолжают работать, приводя нас в состояние фрустрации, загоняя в чувство вины, отчаяния, страха. Первые две части - ТУТ и ТУТ.
Третья иллюзия, наверное, самая глубокая - это иллюзия о справедливости мира. Мир несправедлив. Точнее, он просто не строится и не существует по человеческим представлениям о справедливости. А мир какой есть, он просто есть. Справедливость - это человеческая придумка для того, чтобы легче встречаться с трагедиями и бедами, с тем, что наши ожидания и планы, фантазии и надежды могут не реализоваться, не оправдаться. Что наши огромные усилия в какой-то деятельности могут быть не вознаграждены. Что кто-то совершит поступок, которого мы не могли ожидать от этого человека, "ведь мы его очень хорошо знаем". Что может случиться беда с человеком, который этого "не заслуживает", или, наоборот, что человек, который, как мы считаем, заслуживает наказания, продолжает жить и радоваться.
Данная иллюзия помогает нам воспринимать факты жизни через убеждение: "всё равно потом справедливость восторжествует". А ведь не всегда. И не всегда просто потому, что справедливость в каждом конкретном случае для каждого своя. Общие договорённости нашего социума по вопросам совершения преступлений и т.д. не берём, это другое, хотя и тут, как мы видим, часто - не до "справедливости". Сейчас речь о внутреннем ощущении человека и его состоянии. Человек с помощью этой иллюзии помогает себе спрятать свои чувства от себя. Прежде всего, это чувство страха (жить в "не справедливом" мире кажется более пугающе или сложнее, чем в "справедливом"). В итоге - он получает кучу других чувств: обиды, неудовлетворённости, "чувства справедливости" (это чувство условно, на самом деле, если покопаться, там будут другие чувства) и т. д. А ведь испытывать страх время от времени - это вполне нормально, естественно.
Действие иллюзии о справедливости мира многообразно.
Например, мы начинаем жить в ожидании "справедливости". Выстраивать свою жизнь под неё. "Он потом поймёт и изменится, вернётся, попросит прощения". "Они всё равно не будут счастливы, им воздастся". "Когда-нибудь жизнь её накажет". Если эта мысль часто является спасительной и помогает принять случившееся, жить дальше - хорошо, но иногда она остаётся, закрепляется где-то на подсознательном уровне и заставляет ждать "возмездия". И в этом ожидании могут пройти годы. Годы в фантазировании и размышлениях, которые по-сути ничего не меняют, а только создают негативный фон вашей жизни.
Ещё эта иллюзия поселяет в нас установку о "должествовании", когда мы живем с убеждением, что нам кто-то что-то должен. Мир должен, жизнь должна, партнер должен, друзья должны. И установку о "соответствии" - "должен быть таким-то". Как только эта установка захватит наше представление о реальности - мы получим также много разнообразных обид, неудовлетворённостей, фрустраций.
Также эта иллюзия действует попытками во всём отыскать логическую связь, причем в картине мира, построенной вашими представлениями (как мы помним, они субъективны). Часто выливается в мысль: "Наверное, зачем-то это было нужно". Такой абстрактный пример: шел человек, упал на него кирпич, человек умер (любое другое неожиданное событие подобного рода). Мы пытаемся отыскать в подобных событиях какой-то большой, скрытый смысл. "Зачем?", "Что это значило", "Почему?". А ведь это просто произошло. Но вы, наверняка, сталкивались с тем, что люди отвечают на такие вопросы иногда так: "Значит, он закончил свой путь и выполнил свою миссию на этой Земле" или "Значит, подсознательно он хотел умереть и притянул эту ситуацию, этот кирпич на свою голову". Вся эзотерика построена на подобных утверждениях. Принять мысль о том, что что-то в этом мире порой случается просто так, без какого-то тайного скрытого смысла - очень тяжела для некоторых.
Ещё одно проявление - эта же иллюзия выражается в описанном в психологии феномене обвинения жертвы. В Вики короткое и понятное описание с примерами - смотрите ТУТ. Суть в том, что если человек нами оценивается, как "хороший", нравится нам, мы относим себя к общей с ним социальной группе, но совершил преступление, мы более склонны обвинить его жертву. Кстати, иногда и оценки "хороший" для преступника не надо, просто жертва "тоже как-то виновата" и всё тут. Эзотерики сказали бы - "притянула" эту ситуацию или "зачем-то жертве это было нужно". Серьёзно?
Оговорюсь, что эту часть мне писать сложнее всего, так как она затрагивает один очень глубокий аспект, а именно - аспект веры и традиций, в том числе, религиозной веры. Среди моих читателей есть верующие люди, и мне не хотелось бы, чтобы рассказ о третьей иллюзии затронул бы чувства верующих болезненно. Мне самой церковь и вера помогла в нескольких трудных ситуациях в жизни, и я до сих пор, оставаясь материалистом, не могу, что называется, "бросить камень" ни в эту сторону вообще, ни в сторону своего пережитого личного опыта. Пусть для тех, у кого написанное войдёт в какое-то противоречие с религиозными убеждениями - это просто информация к размышлению, не более.
Это отступление необходимо, чтобы описать ещё один пример действия иллюзии: "После смерти человек будет вознаграждён/наказан". Может, и так, но как психологу (и думаю, тут большинство священников со мной согласятся) мне важно - нашел ли человек мир с собой тут, при жизни. Если он страдает, мучается и не может принять какое-то событие пока он жив - опора только на возмездие или награду "после смерти", то, скорее всего, это спор с реальностью. И в этом аспекте не важно - верит человек, или атеист. Если человек живет только надеждой на "после смерти" и ничем иным, его жизнь здесь часто оказывается отравленной.
Ещё действие этой иллюзии выражается в ряде традиций, связанных с местью, когда на род или семью культура возлагает ответственность за мщение оскорбившему, преступнику. "Я не могу быть спокоен и жить обычной жизнью, пока мщение не осуществлено (справедливость не восторжествовала)". Такая "справедливость" в некоторых сообществах может принимать весьма странный вид (пример банды Цапка, отомстивших за убийство брата убийствами целой семьи, включая малолетних детей).
Действие этой иллюзии часто проявляется также мыслью: "За что?" (как вариант "Почему?"), когда мы чувствуем, что кто-то "поступил с нами не справедливо". Это самое легко обнаруживаемое действие этой иллюзии. Такая реакция, постановка вопроса означает, что человек исходит из представления о том, что мир и другие люди будут всегда, вот именно всегда (важна именно эта тотальность, распространение на все события) поступать с нами так, как мы это заслужили. Это, конечно, не так.
Помогает разрушению токсического действия иллюзии о справедливости мира принятие следующих положений: "Мир не справедлив. Но он и не несправедлив. Он такой, какой есть. Многие события жизни случаются просто так, без особых на то причин, в том числе, причин в нас самих. Не все, но есть и такие события, которые "просто случились". Во многих событиях нет ни наказания, ни награды. Многие события случайны. Есть совпадения негативных и позитивных событий. Я не должен брать на себя ответственность за всё, происходящее в этом мире. Но я могу изучать мир и наблюдать за ним. И чему-то радоваться, а о чем-то грустить. Я могу что-то делать, а что-то просто принимать "как есть", пусть с грустью или печалью. Это нормально".
Понимание того, что справедливость мира - это иллюзия, важно и при воспитании детей. Сказки исключительно о том, что "хорошие герои всегда в итоге оказываются вознаграждены" ("будешь хорошим или хорошо себя вести" - то всё обязательно будет хорошо") полезны лишь до какого-то возраста для формирования базового доверия к миру. Важно также донести до ребёнка и то, что в этом мире бывают и грустные, "не справедливые" события, но их намного меньше (в подавляющем большинстве случаев это так), и важно уметь переживать их, и идти дальше. Иногда ребёнок сам справляется с разрушением этой иллюзии, постепенно знакомясь с разными сторонами жизни, а иногда детское убеждение в справедливости мира так сильно и поддерживается родителями, что "несправедливое" наказание воспитателем в детском саду, незаслуженное оскорбление от других детей, обвинение в несовершённом проступке могут привести к псих.травме, да так, что обиду на эту ситуацию человек пронесёт через всю свою жизнь.
***
В заключение темы "Трёх иллюзий". В общем, легко заметить, что действие ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ и этой третьей иллюзии тесно связаны между собой. Когда человек не может смириться с произошедшим, в надежде на иллюзорную справедливость он часто пытается что-то менять там, где это бесполезно, исходя из иллюзии своего всемогущества. Иногда иллюзия бессмертия толкает человека к организации жизни по пути постоянного совершения каких-то действий, которые не приносят ни ему, ни кому либо никакого удовлетворения, а иногда и приводит и к новым трагедиям. Связей этих много, вариантов их проявлений тоже. Тут вы можете порассуждать и поискать примеры сами.
Предупреждение: тема может оказаться тяжелой. "Три самые большие иллюзии" активно воздействуют на нас, заставляя страдать. Причем действуют бессознательно, исподволь. Чтобы скорректировать их действие, придётся поработать над ними, одного логического усилия, принятия на уровне мысли, недостаточно. Иллюзии плотно вшиты в наше подсознание и продолжают работать, приводя нас в состояние фрустрации, загоняя в чувство вины, отчаяния, страха. Первые две части - ТУТ и ТУТ.
Третья иллюзия, наверное, самая глубокая - это иллюзия о справедливости мира. Мир несправедлив. Точнее, он просто не строится и не существует по человеческим представлениям о справедливости. А мир какой есть, он просто есть. Справедливость - это человеческая придумка для того, чтобы легче встречаться с трагедиями и бедами, с тем, что наши ожидания и планы, фантазии и надежды могут не реализоваться, не оправдаться. Что наши огромные усилия в какой-то деятельности могут быть не вознаграждены. Что кто-то совершит поступок, которого мы не могли ожидать от этого человека, "ведь мы его очень хорошо знаем". Что может случиться беда с человеком, который этого "не заслуживает", или, наоборот, что человек, который, как мы считаем, заслуживает наказания, продолжает жить и радоваться.
Данная иллюзия помогает нам воспринимать факты жизни через убеждение: "всё равно потом справедливость восторжествует". А ведь не всегда. И не всегда просто потому, что справедливость в каждом конкретном случае для каждого своя. Общие договорённости нашего социума по вопросам совершения преступлений и т.д. не берём, это другое, хотя и тут, как мы видим, часто - не до "справедливости". Сейчас речь о внутреннем ощущении человека и его состоянии. Человек с помощью этой иллюзии помогает себе спрятать свои чувства от себя. Прежде всего, это чувство страха (жить в "не справедливом" мире кажется более пугающе или сложнее, чем в "справедливом"). В итоге - он получает кучу других чувств: обиды, неудовлетворённости, "чувства справедливости" (это чувство условно, на самом деле, если покопаться, там будут другие чувства) и т. д. А ведь испытывать страх время от времени - это вполне нормально, естественно.
Действие иллюзии о справедливости мира многообразно.
Например, мы начинаем жить в ожидании "справедливости". Выстраивать свою жизнь под неё. "Он потом поймёт и изменится, вернётся, попросит прощения". "Они всё равно не будут счастливы, им воздастся". "Когда-нибудь жизнь её накажет". Если эта мысль часто является спасительной и помогает принять случившееся, жить дальше - хорошо, но иногда она остаётся, закрепляется где-то на подсознательном уровне и заставляет ждать "возмездия". И в этом ожидании могут пройти годы. Годы в фантазировании и размышлениях, которые по-сути ничего не меняют, а только создают негативный фон вашей жизни.
Ещё эта иллюзия поселяет в нас установку о "должествовании", когда мы живем с убеждением, что нам кто-то что-то должен. Мир должен, жизнь должна, партнер должен, друзья должны. И установку о "соответствии" - "должен быть таким-то". Как только эта установка захватит наше представление о реальности - мы получим также много разнообразных обид, неудовлетворённостей, фрустраций.
Также эта иллюзия действует попытками во всём отыскать логическую связь, причем в картине мира, построенной вашими представлениями (как мы помним, они субъективны). Часто выливается в мысль: "Наверное, зачем-то это было нужно". Такой абстрактный пример: шел человек, упал на него кирпич, человек умер (любое другое неожиданное событие подобного рода). Мы пытаемся отыскать в подобных событиях какой-то большой, скрытый смысл. "Зачем?", "Что это значило", "Почему?". А ведь это просто произошло. Но вы, наверняка, сталкивались с тем, что люди отвечают на такие вопросы иногда так: "Значит, он закончил свой путь и выполнил свою миссию на этой Земле" или "Значит, подсознательно он хотел умереть и притянул эту ситуацию, этот кирпич на свою голову". Вся эзотерика построена на подобных утверждениях. Принять мысль о том, что что-то в этом мире порой случается просто так, без какого-то тайного скрытого смысла - очень тяжела для некоторых.
Ещё одно проявление - эта же иллюзия выражается в описанном в психологии феномене обвинения жертвы. В Вики короткое и понятное описание с примерами - смотрите ТУТ. Суть в том, что если человек нами оценивается, как "хороший", нравится нам, мы относим себя к общей с ним социальной группе, но совершил преступление, мы более склонны обвинить его жертву. Кстати, иногда и оценки "хороший" для преступника не надо, просто жертва "тоже как-то виновата" и всё тут. Эзотерики сказали бы - "притянула" эту ситуацию или "зачем-то жертве это было нужно". Серьёзно?
Оговорюсь, что эту часть мне писать сложнее всего, так как она затрагивает один очень глубокий аспект, а именно - аспект веры и традиций, в том числе, религиозной веры. Среди моих читателей есть верующие люди, и мне не хотелось бы, чтобы рассказ о третьей иллюзии затронул бы чувства верующих болезненно. Мне самой церковь и вера помогла в нескольких трудных ситуациях в жизни, и я до сих пор, оставаясь материалистом, не могу, что называется, "бросить камень" ни в эту сторону вообще, ни в сторону своего пережитого личного опыта. Пусть для тех, у кого написанное войдёт в какое-то противоречие с религиозными убеждениями - это просто информация к размышлению, не более.
Это отступление необходимо, чтобы описать ещё один пример действия иллюзии: "После смерти человек будет вознаграждён/наказан". Может, и так, но как психологу (и думаю, тут большинство священников со мной согласятся) мне важно - нашел ли человек мир с собой тут, при жизни. Если он страдает, мучается и не может принять какое-то событие пока он жив - опора только на возмездие или награду "после смерти", то, скорее всего, это спор с реальностью. И в этом аспекте не важно - верит человек, или атеист. Если человек живет только надеждой на "после смерти" и ничем иным, его жизнь здесь часто оказывается отравленной.
Ещё действие этой иллюзии выражается в ряде традиций, связанных с местью, когда на род или семью культура возлагает ответственность за мщение оскорбившему, преступнику. "Я не могу быть спокоен и жить обычной жизнью, пока мщение не осуществлено (справедливость не восторжествовала)". Такая "справедливость" в некоторых сообществах может принимать весьма странный вид (пример банды Цапка, отомстивших за убийство брата убийствами целой семьи, включая малолетних детей).
Действие этой иллюзии часто проявляется также мыслью: "За что?" (как вариант "Почему?"), когда мы чувствуем, что кто-то "поступил с нами не справедливо". Это самое легко обнаруживаемое действие этой иллюзии. Такая реакция, постановка вопроса означает, что человек исходит из представления о том, что мир и другие люди будут всегда, вот именно всегда (важна именно эта тотальность, распространение на все события) поступать с нами так, как мы это заслужили. Это, конечно, не так.
Помогает разрушению токсического действия иллюзии о справедливости мира принятие следующих положений: "Мир не справедлив. Но он и не несправедлив. Он такой, какой есть. Многие события жизни случаются просто так, без особых на то причин, в том числе, причин в нас самих. Не все, но есть и такие события, которые "просто случились". Во многих событиях нет ни наказания, ни награды. Многие события случайны. Есть совпадения негативных и позитивных событий. Я не должен брать на себя ответственность за всё, происходящее в этом мире. Но я могу изучать мир и наблюдать за ним. И чему-то радоваться, а о чем-то грустить. Я могу что-то делать, а что-то просто принимать "как есть", пусть с грустью или печалью. Это нормально".
Понимание того, что справедливость мира - это иллюзия, важно и при воспитании детей. Сказки исключительно о том, что "хорошие герои всегда в итоге оказываются вознаграждены" ("будешь хорошим или хорошо себя вести" - то всё обязательно будет хорошо") полезны лишь до какого-то возраста для формирования базового доверия к миру. Важно также донести до ребёнка и то, что в этом мире бывают и грустные, "не справедливые" события, но их намного меньше (в подавляющем большинстве случаев это так), и важно уметь переживать их, и идти дальше. Иногда ребёнок сам справляется с разрушением этой иллюзии, постепенно знакомясь с разными сторонами жизни, а иногда детское убеждение в справедливости мира так сильно и поддерживается родителями, что "несправедливое" наказание воспитателем в детском саду, незаслуженное оскорбление от других детей, обвинение в несовершённом проступке могут привести к псих.травме, да так, что обиду на эту ситуацию человек пронесёт через всю свою жизнь.
***
В заключение темы "Трёх иллюзий". В общем, легко заметить, что действие ПЕРВОЙ, ВТОРОЙ и этой третьей иллюзии тесно связаны между собой. Когда человек не может смириться с произошедшим, в надежде на иллюзорную справедливость он часто пытается что-то менять там, где это бесполезно, исходя из иллюзии своего всемогущества. Иногда иллюзия бессмертия толкает человека к организации жизни по пути постоянного совершения каких-то действий, которые не приносят ни ему, ни кому либо никакого удовлетворения, а иногда и приводит и к новым трагедиям. Связей этих много, вариантов их проявлений тоже. Тут вы можете порассуждать и поискать примеры сами.
Еще на тему
Человек как раз и строит социум исходя из трех самых больших иллюзий. Чем глупее личность тем крепче его социальная составляющая, потому что вместе группа людей находится в бОльшей безопасности и способна дольше выживать. С другой стороны чем умнее человек тем лучше он сам себя обеспечивает и способен выживать в одиночку.
Поэтому глупые и злые размножаются а умные и добрые душой вымирают.
Парадокс в том что в начале 2000х все были в восторге от Интернета и кричали о том что он сделает людей умнее, оказалось же наоборот. Система компенсировала саму себя и теперь люди тупеют, обретая развитые социальные связи. Поэтому выживание вида как такового уже не ставится под вопрос.
Вопрос только один...как перепихнуться с тян которую вчера зафрендил???
С 2000 года Хью Хефнер жил в своём особняке с 7 девушками в возрасте от 18 до 28 лет.
Для него мир справедлив и замечателен. Все относительно.