Однажды во время поездки из Москвы в Калининград на поезде мне неожиданно удалось провести мини социологическое исследование с интересным результатом. Первую половину пути со мной ехал белорус, который мне в красках поведал свое видение жизни на родине. В целом, пожалуй, его позицию можно передать следующим образом: «Проблемы, конечно, есть и предостаточно. Но Батька молодец — держится еще, не сдает нас и страну. Вот если Украина вступит в ЕС, тогда конец — я из Белоруссии уеду. Не хочу жить, как в Прибалтике». На своей остановке, в Минске, мой попутчик вышел, а на его место сел молодой парень с явно взволнованным видом. Первой его фразой было: «Надеюсь никогда сюда больше не вернусь — как они здесь живут?! Здесь же откровенный фашизм!» Разговор с таким зачином не мог не быть интересным. Оказалось, что парень русский, гражданин России, но всю или почти всю жизнь свою провел в Литве, в Белоруссии был впервые, и его повергли в шок, например, акцизы на бутылках с питьевой водой. Он утверждал, что в Белоруссии нет рыночных свобод, государство имеет слишком большое влияние на общество и т. п. - а значит там фашизм, что он повторил несколько раз. К слову, потом он рассказал о том, что около 70% его курса медиков разъехалось по разным странам Европы, сам он для места работы выбирает между Великобританией и Германией, рассказал про ограничения на развитие сельского хозяйства, которые накладывает на Литву ее членство в ЕС. Однако все это для моего собеседника было само собой разумеющимся и не вызывало никакой тревоги.
Вся эта история не просто показывает, как кардинально может расходиться восприятие одного и того же явления в зависимости от ценностей наблюдателя. Здесь мы еще и видим с какой легкостью сейчас используется столь сложное понятие «фашизм». Зачастую, когда сталкиваешься где-то с этим понятием, не всегда даже понятно, что под ним в данном конкретном случае понимается. А ведь даже в научной литературе нет единой позиции, где проходит грань между, например, фашизмом и национализмом.
Думается, что история с созданием в Казахстане новой сетевой структуры Антифашистского Комитета РК также добавляет пищи для подобных размышлений. Использование самого термина «антифашист» («фашист») по поводу и без повода, о чем шла речь выше, во многом принижает благую цель подобных объединений – бороться с проявлениями идеологии, направленной на разжигание розни между народами, принижающей одни нации и искусственно возвеличивающей другие. Причем в самой что ни на есть пещерной, примитивной форме.
Сразу же возникает вопрос – антифашизм и борьба против национализма, это одно и тоже, или же есть какая-то грань, разделяющая эти понятия. С идеологической точки зрения фашизм, это крайнее проявление национализма, но ведь не всех националистов мы можем записать в фашисты. Где грань?
Поэтому возникновение в Казахстане Антифашистского Комитета неизбежно вызвало множество вопросов, касающихся целеполагания, главных миссий, которые могли бы решать участники сообщества, противодействуя «фашистской угрозе» в РК.
По мнению Андрея Щербакова, одного из главных инициаторов создания сетевого сообщества, фашисты, это те, кто придумал разделять граждан Казахстана на «нагыз» и «шала», кто предлагает снести памятники героям Великой Отечественной войны и отменить празднование 9 Мая, кто героизирует Туркестанский батальон, воевавший на стороне гитлеровской Германии. Позиция понятна и вполне прозрачна.
Однако, едва возникнув, сетевая группа в «Фэйсбуке» стала терять своих отцов-основателей, например, Данияра Ашимбаева, который заявил, что его отпугнула оголтелость подходов некоторых соратников по Антифашистскому комитету и у него нет желания выстраивать какую-то системную борьбу с одиозными фигурами, которые, по сути, не являются лидерами общественного мнения. Сразу видно, что господин Ашимбаев не только выдающийся казахстанский политолог, но и обладает тонким политическим чутьем. Заработать политические очки на этой теме – задача непростая, а вот набить шишки вполне возможно. Тем более, что отношение властей страны к подобным инициативам пока не очень очевидно.
Кто-то опасается, что подобная инициатива может подогреть интерес к такого рода идеям, которые, безусловно, не имеют серьезной поддержки внутри самого Казахстана. Но с другой стороны, отношение к Великой Отечественной войне и подвигу русских, казахов, узбеков и других народов СССР это в какой-то степени лакмусовая бумага, благодаря которой можно увидеть картину здоровья нации, адекватного и объективного восприятия нашей общей истории. С этой точки зрения, разоблачение мифов о фашизме, которые в великом множестве плодятся в современном интернет-пространстве, стало бы действительно очень важной и значимой миссией. Тем более что расхождение в оценках нашей общей истории ХХ века в последнее время становятся все более заметными не только по линии контактов российских историков с коллегами из стран центральной Азии, но и с нашими казахстанскими партнерами. Однако какими именно инструментами и методами намеревается казахстанский Антифашистский Комитет бороться с этим злом пока что остается неясным.
Именно поэтому история нового сетевого сообщества пока что оставляет больше вопросов, нежели дает однозначные ответы. И все же сам факт появления такого сообщества указывает на то, что национальная тематика остается важной для общества, причем отнюдь не только казахстанского. Все поднятые выше вопросы совершенно справедливо обратить и к России, и к любой другой бывшей советской республике. Но помогут ли подобные сообщества нащупать грань между патриотизмом, национализмом и фашизмом?
HARTER у у у У Татьяна Ястреиская застрелись как твои кумир в свое время. 59 миут назад Ответить Татьяна Ястреиская Ярослава, а на майке у тебя ие Гитлер случайно написано? Я про него деточка... 55 минут назад Я|Х>сллпе Ответить Татьяна Ястреиская Ярослава, а здесь не обязательно знать
А, понял, походу запятую пропустил "Анти- фашизм плохой, фашисты"
Вся эта история не просто показывает, как кардинально может расходиться восприятие одного и того же явления в зависимости от ценностей наблюдателя. Здесь мы еще и видим с какой легкостью сейчас используется столь сложное понятие «фашизм». Зачастую, когда сталкиваешься где-то с этим понятием, не всегда даже понятно, что под ним в данном конкретном случае понимается. А ведь даже в научной литературе нет единой позиции, где проходит грань между, например, фашизмом и национализмом.
Думается, что история с созданием в Казахстане новой сетевой структуры Антифашистского Комитета РК также добавляет пищи для подобных размышлений. Использование самого термина «антифашист» («фашист») по поводу и без повода, о чем шла речь выше, во многом принижает благую цель подобных объединений – бороться с проявлениями идеологии, направленной на разжигание розни между народами, принижающей одни нации и искусственно возвеличивающей другие. Причем в самой что ни на есть пещерной, примитивной форме.
Сразу же возникает вопрос – антифашизм и борьба против национализма, это одно и тоже, или же есть какая-то грань, разделяющая эти понятия. С идеологической точки зрения фашизм, это крайнее проявление национализма, но ведь не всех националистов мы можем записать в фашисты. Где грань?
Поэтому возникновение в Казахстане Антифашистского Комитета неизбежно вызвало множество вопросов, касающихся целеполагания, главных миссий, которые могли бы решать участники сообщества, противодействуя «фашистской угрозе» в РК.
По мнению Андрея Щербакова, одного из главных инициаторов создания сетевого сообщества, фашисты, это те, кто придумал разделять граждан Казахстана на «нагыз» и «шала», кто предлагает снести памятники героям Великой Отечественной войны и отменить празднование 9 Мая, кто героизирует Туркестанский батальон, воевавший на стороне гитлеровской Германии. Позиция понятна и вполне прозрачна.
Однако, едва возникнув, сетевая группа в «Фэйсбуке» стала терять своих отцов-основателей, например, Данияра Ашимбаева, который заявил, что его отпугнула оголтелость подходов некоторых соратников по Антифашистскому комитету и у него нет желания выстраивать какую-то системную борьбу с одиозными фигурами, которые, по сути, не являются лидерами общественного мнения. Сразу видно, что господин Ашимбаев не только выдающийся казахстанский политолог, но и обладает тонким политическим чутьем. Заработать политические очки на этой теме – задача непростая, а вот набить шишки вполне возможно. Тем более, что отношение властей страны к подобным инициативам пока не очень очевидно.
Кто-то опасается, что подобная инициатива может подогреть интерес к такого рода идеям, которые, безусловно, не имеют серьезной поддержки внутри самого Казахстана. Но с другой стороны, отношение к Великой Отечественной войне и подвигу русских, казахов, узбеков и других народов СССР это в какой-то степени лакмусовая бумага, благодаря которой можно увидеть картину здоровья нации, адекватного и объективного восприятия нашей общей истории. С этой точки зрения, разоблачение мифов о фашизме, которые в великом множестве плодятся в современном интернет-пространстве, стало бы действительно очень важной и значимой миссией. Тем более что расхождение в оценках нашей общей истории ХХ века в последнее время становятся все более заметными не только по линии контактов российских историков с коллегами из стран центральной Азии, но и с нашими казахстанскими партнерами. Однако какими именно инструментами и методами намеревается казахстанский Антифашистский Комитет бороться с этим злом пока что остается неясным.
Именно поэтому история нового сетевого сообщества пока что оставляет больше вопросов, нежели дает однозначные ответы. И все же сам факт появления такого сообщества указывает на то, что национальная тематика остается важной для общества, причем отнюдь не только казахстанского. Все поднятые выше вопросы совершенно справедливо обратить и к России, и к любой другой бывшей советской республике. Но помогут ли подобные сообщества нащупать грань между патриотизмом, национализмом и фашизмом?