Warhammer 40000 фэндомы Aeldari Librarium Chaos (Wh 40000) Slaanesh
Рождение до рождения
Бойцы разбили лагерь в большом зале, где находилась глубокая яма, которая когда-то, возможно, была бассейном. В центре на постаменте возвышалась статуя какого-то воинственного эльдарского бога. Они расставили часовых и приготовили походные печи и полевые пайки, и оружие лежало у них под рукой. Янус понимал, почему. С наступлением ночи уныние наросло, как и чувство меланхолии и зла, будто печаль и порочность целого народа просочились в сами камни, оставив осадок, который проникал в душу всякого посетителя.
Длинные тени грозно на них глазели. Добровольцы заговорили громче, словно прогоняя неестественную тишину, но потом, когда они поняли, что делали, их голоса стихли до испуганного шепота. Некоторые из них бросали тревожные взгляды на эльдар, будто задаваясь вопросом, зачем их сюда привели. Скорее всего, их не покидали мысли о кровавых жертвоприношениях, которые они увидели на фресках.
Янус и сам был неспокоен. Весь день в нем обострялось чувство, что что-то было не так, а вместе с ним усиливался и страх. «Здесь произошло что-то ужасное, – подумал он, – и что-то ужасное произойдет здесь вновь». И теперь он знал, что станет невольным участником. Нечто подсказывало ему, что все случившееся являлось частью некоей закономерности, словно он узрел ее в рунических камнях ясновидца. Капитан погладил обрубок мизинца и поразился, сколь естественным он теперь казался, и к тому же он не чувствовал никакой боли. От воспоминаний о событиях, приведших к потере пальца, Янус вздрогнул.
Скрестив ноги, он сел между Афинис и Ауриком. Ясновидец, похоже, погрузился в медитацию, напевая странную песню, и рунические камни вращались вокруг него, словно крошечные луны вокруг газового гиганта. Афинис сидела настороженно, будто ожидая опасности в любой момент. Очевидно, прорицатель вновь использовал свои силы, хотя с какой целью, Янус сказать не мог.
От песнопений ясновидца тело капитана налилось усталостью. Его веки потяжелели и захлопнулись, голова опустилась на грудь, и причудливые сны незаметно прокрались в разум.
Образы закружились в его голове. Капитан парил над городом, каким он когда-то был, в те времена, когда могучие духовные машины питали его энергией. Он узрел чудесное место, населенное красивыми, мирными людьми, и длинные кристаллические корабли, летевшие по небу. Янус увидел колдунов, использовавших энергию огромных психических машин для возведения исполинских башен, чьи бока были гладкими, как стекло, и прочными, как сталь. В век мира и изобилия эльдар мечтали о совершенстве и великолепии под светом незапятнанного солнца.
Янус разглядел великие энергетические паутины, опутывавшие землю, и увидел скрытые маршруты, проложенные между звездами. В мгновение ока он нашел ответ на одну великую загадку – почему корабли эльдар никогда не встречались в варпе. Они использовали другие пути, которые построили древние во времена, предшествовавшие рождению Империума. Он мельком узрел, как из других миров прибывали могучие лайнеры и огромные торговые каравеллы, и начал осознавать, каким размахом когда-то обладала цивилизация эльдар.
Прошли столетия, затем тысячелетия, и города росли. По мере их развития образы становились все мрачнее, а люди – развратнее. Растущая мощь приносила все большее богатство и роскошь, что, в свою очередь, приводило к духовному разложению. Янус видел, как растлевались эльдар. Ему открылись грандиозные вакханалии потворства и сходки при свете факелов, на которых разукрашенные пророки сеяли нечестие среди увлеченных зрителей. Один из них показался ему знакомым – не внешностью, а своей аурой. Она была такой же, как у демона, с которым Янус столкнулся в своем последнем видении. На удивление, это был Шаха Гаатон* или кто-то, им одержимый. Он шествовал сквозь толпу, разговаривая и просвещая, сокрытый мощными заклинаниями даже от психических чувств эльдар. Вестник Слаанеша пришел подготовить почву для рождения своего бога.
Капитан видел, как демон проповедовал. Многие прислушивались к нему, возможно даже большинство, ибо слова его были убедительны, а обаяние – неотразимо. Лишь горстка эльдар предвкусила беду. Одни отвернулись от тьмы и приготовились бежать из своих миров на огромных ковчегах, но многие остались и потому оказались обречены. Другие, жрецы, построившие этот храм, которые также разглядели скорую гибель, не ушли и попытались наставлять против развращения. Потерпев неудачу, они удалились в глубины дворца, чтобы сотворить оружие против надвигающегося зла. При помощи невероятно мощных машин они выковали меч, который и вовсе был не мечом, а плененным отголоском силы смерти вселенной, которому придали форму клинка. Затем они стали ждать, когда их настигнет рок.
Дни становились все мрачнее: дороги окропила кровь, пускаемая во время неведомых дикарских обрядов, и эльдар ради удовольствия принялись охотиться на других эльдар на улицах города. Объявились жрецы в красных одеяниях, что предрекали приход нового бога – творения, созданного самими эльдар, которое ознаменует век еще больших чудес и вечной жизни. Янус не знал, как ему удалось понять происходящее, но как-то удалось. Все разворачивалось перед его глазами, словно сцены из масштабного спектакля, на которыми задумчиво улыбалось загадочное лицо Шахи Гаатона. Наступил день, когда под руководством этих извращенных и рьяных жрецов провелся могущественный ритуал, который, согласно их обещаниям, должен был возвестить новый век еще большего великолепия и наслаждения. Капитан видел, как сияли лица толпы, наблюдавшей за совершаемыми ритуалами, и следил, как возникали могучие вихри энергии, соединявшие множество миров. В каждом лице горели гордость и страсть, а затем их поразил ужас, когда наблюдатели поняли, что что-то пошло не так.
Сверкнула молния, и в небе сгустились черные тучи. Солнце покраснело, и кровавый свет озарил толпу. Янус ощутил, что что-то росло. Во время ритуала родилось нечто темное, злое и ужасное. Из вихрей вырвались лучи света и поразили всех без исключения, протягивая щупальца в каждую душу и стремясь охватить каждое существо на поверхности планеты. Капитан узрел, как эльдар кричали от удовольствия и ужаса и как призванное существо вытягивало из них жизнь, высасывая их души и обращая тела в пепел, уносимый ветром. С каждой смертью, с каждой поглощенной душой темная тварь становилась все сильнее и сильнее.
Жрецы выбрались из святилища Азуриана, вооруженные своим мечом, который так долго ковали. Клинок сиял ярче солнца и полнился энергией смерти, питаемый могучими духовными машинами, что спали под храмом. Они явились за Шахой Гаатоном, темным пророком. Предводитель жрецов резанул и ранил его, и проповедник исчез, скрывшись за пределами их досягаемости. Преисполненный триумфа, верховный жрец эльдар обратился против новорожденного бога.
Своим ударом он увечил растущее создание, чего, однако, оказалось недостаточно. Новоиспеченное существо было слишком сильным. Оно бросилось на жрецов и пожрало их, и они умерли, крича от ужаса и экстаза. Горстка выживших схватила меч и отступила обратно в свой храм-крепость. Они заперли за собой двери, но даже могущественные печати, которые они наложили, не смогли их спасти. Щупальца темного бога проникли в самое сердце дворца, нашли их и поглотили – всех, кроме того, кто нес клинок и запечатал себя в высшем святилище под храмом, исчезнув за его магическими стенами.
Так пришел день разрушения и возник Слаанеш – демонический бог, порожденный темной стороной эльдарской души, существо, состоящее из всех жизненных сил, которые он пожрал. Теперь Янус знал, почему эльдар так боялись и ненавидели Повелителя Наслаждений. Он открыл глаза и увидел, что на него смотрели Афинис и Аурик. У капитана помутился разум от посетивших его картин, но он ничуть не сомневался в их истинности.
Неужели такая участь постигла всех эльдар? Неужели та сцена разыгралась в каждом их мире? Правда ли большая часть целой расы ушла на подкормку новорожденного божества? Дарк был уверен, что на все его вопросы был только один ответ. Оба эльдар понурили головы, словно тайно читая его мысли и стыдясь того, что он узрел.
*Шаха Гаатон - демон-принц Слаанеш.КОРОБОВ Современное искусство искусствоведение живопись
Константин Коробов. Картина « Outland »
Картина Константина Коробова « Outland » заслуживает особого внимания в контексте творчества художника. Среди его многочисленных панорам этот пейзаж приковывает даже случайный , беглый взгляд зрителя особым неожиданным приёмом , аналогов которому в современном искусстве очень трудно найти. Какая же особенность этой картины открывается взгляду любого наблюдателя с первых секунд просмотра ?
Вертикальная композиция опрокидывает привычный пейзаж с ног на голову : пространство укрупняется не как обычно, снизу вверх, а сверху вниз. То есть подробный крупный передний план картины расположен в верхней части холста, на месте линии горизонта и неба. А удаляющийся задний план с уменьшающимися деревьями помещён в центр произведения, ближе к нижнему краю. Иными словами , перед нами обратная перспектива. Классический пейзаж словно вывернут наизнанку, но при этом не потерял своей цельности и красоты. Оценить глубину столь необычного композиционного хода можно не только визуально, но и теоретически. Если вспомнить, что в истории мировой живописи формально был лишь один главный переломный поворот, и тут речь не о смене эпох и стилей, а о переходе от средневековой эры к эпохе Возрождения и дальнейшему развитию истории искусства до наших дней. Поворот этот был осуществлён основоположником эпохи Проторенессанса по имени Джотто, жившем на рубеже 13 и 14 веков, и заключался он в переходе от византийской традиции обратной перспективы к перспективе классической. Джотто не стал первым автором станковой живописи в привычном всем значении этого явления, но его фрески перестали комбинировать пространство по принципам иконы , т.е композиция в них стала формироваться реалистически, когда ближний план крупнее дальнего. Этот момент принято считать началом новой эры в искусстве, хотя до фотографического натуроподобия в картинах было ещё очень далеко. В то же время древний принцип обратной перспективы сохранился в каноне икон по сей день.
И тут мы подходим к основному вопросу разбора обсуждаемой картины Константина Коробова «Outland» поскольку универсальный язык символизма в сюрреалистической живописи потребовал от автора этого революционного шага в формировании композиции ради выражения замысла картины, стоит выяснить этот замысел. С одной стороны, никакого вопроса нет : пейзаж вырастает вокруг извилистой дороги, словно крона вокруг ствола дерева. По дороге движется персонаж, повторённый дважды : вот его крошечная фигурка ползёт в правой части холста, более крупная – чуть левее, и наконец в самой крупной фигуре по центру мы можем различить его одежду. Загадка кроется в названии. В буквальном переводе outland – запределье, то есть некое пространство, находящееся за краем, и путешествие персонажа в таком случае становится дорогой к неизведанным землям. Но куда двигаться после эпохи Великих географических открытий, когда все уголки земного шара уже исследованы и открыты ? Правильный вопрос не «куда ?», а « как ?». Можно путешествовать иначе. Не вдаль, а вовнутрь, например, если уменьшиться до размеров муравья. И вот почему. Если присмотреться к верхней половине картины, там крупным планом изображены маленькие подробности ландшафта – тонкие хрупкие грибочки, травинки и даже зелёный жук ! Это тот мир, который так легко не заметить и нарушить, но только если путник не уменьшился в размерах. Возможно, обратная перспектива потребовалась именно для визуализации взгляда через увеличительное стекло – в котором, как известно, мелкие детали увеличиваются, а весь остальной мир становится далёк и незначителен, и словно уменьшается при этом в сознании наблюдателя букашек.
Так или иначе, Коробов добился в этой картине необычайного эффекта : зритель словно заперт в самой дальней точке классического пейзажа, и наблюдает из глубин картины за движением персонажа, направляющегося к переднему краю диорамы-панорамы, в которую превратилась картина. Получается, что путник словно движется из картины в реальный мир. Или в мир насекомых, как в книгах и фильмах на тему фантастического уменьшения героев. Трактовки столь необычного произведения живописи могут быть бесконечны, и это убедительный признак зрелости художника, которому для создания увлекательного визуального строя не понадобилось формальных пафосных концепций отсылающих к тонким аспектам направлений модернизма. Подобное полотно способно увлечь любого, в том числе совершенно не подготовленного зрителя, поскольку образный язык классической масляной живописи универсален и прост, и созданное художником пространство воплощает оригинальную историю.
Искусствовед Ф.Буравлёв