Подробнее
О эпикурейских богах. «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие - высшее благо.» Боги - блаженные существа; а занятия [хлопоты], заботы, гнев, благоволение [милость], все это не согласуется [несовместимо] с блаженством, но бывает при слабости, страхе, потребности в других. Следовательно, блаженство богов абсолютно бескорыстно и в отношении их самих, и в отношении космоса, и в отношении всех людей. Боги Эпикура - это единственная в своем роде теория абсолютной непричастности, максимально интенсивная и максимально чистая по своей природе. Эпикур, исходя из своего общего учения о том, что ощущение не обманывает, а обманывает разум, утверждает, что, поскольку боги как-то являются нам, хотя бы, например, во сне, уже имеется достаточное основание для признания их бытия. Он чуть ли не первый стал доказывать существование богов при помощи ссылки на общее признание их в истории. Они вовсе не призраки, но самые настоящие реальности, хотя и не те, какими нх представляет толпа. Они - блаженны, как верит человечество; и уже по одному этому они не могут быть обременены теми бесконечными заботами о смертных, которые навязывает им толпа. Настоящие боги погружены в высочайшее счастье и самонаслажденне; им не свойственны никакие заботы; они ни на кого не гневаются и никого не награждают. Как и все существующее, они состоят из атомов, то есть обладают телом, но эти атомы — тончайшей огненной природы, каких не существует на земле. Это возможно только в пространствах между мирами. Их бесконечное количество, и они вечно носятся в мировом пространстве, будучи погружены сами в себя - они вечно блаженны и бессмертны. Бог — существо бессмертное и блаженное, как общее представление о боге было начертано (в уме человека), и не приписывает ему ничего чуждого его бессмертию, или несогласного с его блаженством; но представляет себе о боге все, что может сохранять его блаженство, соединенное с бессмертием. Да, боги существуют: познание их - факт очевидный. Но они не таковы, какими их представляет себе толпа, потому что толпа не сохраняет о них постоянно своего представления. Нечестив не тот, кто устраняет богов толпы, но тот, кто применяет к богам представления толпы: ибо высказывания толпы о богах являются не естественными понятиями, но лживыми домыслами, согласно которым дурным людям боги посылают величайший вред, а хорошим — пользу.
философия,философия, ,разное,Эпикур
Еще на тему