Почему запорожские казаки носили длинные чубы?
Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец – это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.
Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец – это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов. Это не говорит о какой-либо иерархии, а показывает, что опытные казаки за время проведенных сражений успели «заработать» столько грехов перед Богом, что никакими молитвами их уже не замолить. Любой запорожский казак был уверен в том, что многочисленные прегрешения после смерти сулят ему лишь одно – «гореть в аду». В этой связи нужно было придумать какое-то решение, способное смягчить казацкую участь. Выход был найден. Он заключался в следующем: казак не зря отращивал себе оселедец (чуб) – именно за него смилостивившийся Господь все-таки вытащит казака из адского пламени. При этом опытный казак должен был носить оселедец так, чтобы тот ниспадал на левую сторону. Это было нужно для того, чтобы волосы смахивали нечистую силу, которая, якобы, сидела у казака на левом плече и пыталась толкнуть того на безбожие. Оселедец был отличительным признаком настоящего казака, который не забыл о вере и осознал все свои неправедные поступки. Именно поэтому, у пленных запорожцев турки часто отрубали длинные чубы, чтобы их вера пошатнулась, и спасения из ада можно было не ждать.
Еще на тему
Так почему же на иллюстрации у обоих оселедец ниспадает направо?
"- А, хлопці, знаєте чого мій брат, Андрій, зачісує оселедця на ліву сторону?
- Ану розкажи.
- Бо в його на тому ж плечі дідько лисий селиться після третьої пляшки і каже таким голосочком скрипучим: Усі навкруги вороги, отой хмир сидить, бач, дивиться на тебе, дай йому в пику!
- Так а чого ж чуба на ліво зачісує?
- Та щоб цього чорта не бачити!"
Бытовые навыки у славян и русов были тоже различны, особенно в характерных мелочах: русы умывались перед обедом в общем тазу, а славяне - под струей. Русы брили голову, оставляя клок волос на темени, славяне стригли волосы "в кружок". Русы жили в военных поселках и "кормились" военной добычей, часть которой продавали хазарским иудеям, а славяне занимались земледелием и скотоводством. Авторы Х в. никогда не путали славян с русами
(с) Гумилев Л.Н "Древняя Русь и Великая степь"
за полностью лысую башку и без сала не ухватишься...
>смилостивится
Идите нахуй, чубы носят побратимы Перуна.
Казаки носили вот почему. Когда юноша приходил в Запорожскую Сеч, то ему обривали голову. В дальнейшем он продолжал обривать голосу, но оставлял прядь волос - тот самый оседелец или чуб. И по длине чуба можно было судить о том, как долго человек является казаком. Что свидетельствует об опыте, так как казацкая жизнь полна опасностей и битв. И чем длиннее чуб, тем опытнее казак.
Казаки, кстати, в массе своей были как раз фанатично верующими, и считали, что режут тех же турков строго в рамках правого дела.
И следовательно про саму идею, что-де они считали, что непременно попадут в ад.
Это как химическое оружие Саддама Хусейна. Триста лет оно никому не надо было, но как зашла речь об иракском нефти, оно сразу появилось.
Святослав Игоревич и Ко передают казакам пламенный привет