Кинкакудзи - Золотой храм - расположен в северной части Киото на территории буддийского храмового комплекса Рокуондзи. Он был построен в 1397 г. по велению сёгуна Ёсимицу из династии Асикага, здесь он провел последние годы своей жизни, утратив всякий интерес к политической жизни страны.
Павильон трехэтажный с двумя ярусами крыш. Его стены по приказу сёгуна Ёсимицу, обожавшего роскошь, были покрыты сусальным золотом, что и дало название этому сооружению. Изначально помещения павильона были предназначены для разнообразной деятельности. Первый этаж (его иногда называют Хосуйин) выполнен в японском архитектурном стиле синдэн-дзукури, расцветшем в эпоху Хэйан и применявшемся в основном при возведении дворцов, домов аристократов. Для второго этажа (Тёонкаку) архитектор выбрал стиль букэ-дзукури (самурайский стиль, более характерный для построек периода Камакура). А верхний, третий, этаж (Кукётё) построен по суровым канонам дзэнской архитектуры. Соответственно, комнаты нижнего этажа сёгун использовал как приемный зал для деловых переговоров, в том числе для встреч с послами Китая времен династии Мин, часто посещавшими японскую столицу по торговой надобности. На втором этаже, внутренний декор которого имел явно выраженный китайский характер, проводились музыкальные вечера и чайные церемонии. А третий этаж павильона, состоявший всего из одной комнаты, был личной молельней сёгуна с обязательными для таких помещений статуями Будды и сопровождавших его бодхисаттв. Конек крыши павильона украшал позолоченный бронзовый феникс.
Но прелесть зданию придавали не особая гармония в соотношении всех элементов и не легкость конструкции, не изящное сочетание разных стилей, а поистине художественная вписанность его в окружающий пейзаж. Изначально Кинкакудзи строился по образцу декоративных китайских павильонов, возводившихся на берегу озер. Сдвигающиеся стенные панели первого этажа позволяли хозяину и гостям любоваться небольшим рукотворным озером, подступающим прямо к стенам здания, и окружающим его парком. Озеро не случайно получило название Кёкоти (Озеро-зеркало). В тихие дни в его поистине зеркальной поверхности отражается великолепный Кинкакудзи, и трудно сказать, который из них - настоящий или отраженный - прекраснее.
Но, к сожалению, Кинкакудзи все-таки было предопределено погибнуть в огне. Уже в наши дни, в 1950 году, он был подожжен обезумевшим монахом. Спустя пять лет на месте пожарища была воссоздана точная копия Золотого павильона. Именно по ней можно судить о высотах, на которые поднялось японское зодчество в период Муромати.