Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель. / писатели :: Chuck_Palahniuk :: литература :: Чак_Паланик

Чак_Паланик Chuck_Palahniuk литература писатели песочница 

Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель.

в комментах к http://old.reactor.cc/post/2190823#comment10279153 сказали, что текст достоин отдельного поста.
Вот он.

Чак_Паланик,Chuck_Palahniuk,литература,писатели,песочница


"Чак Паланик о словах, которые должен забыть писатель

Через шесть секунд вы начнете меня ненавидеть.
Но через шесть месяцев вы станете писать лучше.

С этого момента – по крайней мере, в ближайшие полгода – я запрещаю вам использовать мыслительные глаголы. А именно: «думать», «знать», «понимать», «осознавать», «верить», «хотеть», «помнить», «представлять», «желать» и сотни других, к которым вы так любите прибегать.

В этот список также должны войти: «любить» и «ненавидеть».
И: «быть» и «иметь». Но к ним мы вернемся позже.
До самого Рождества вы не сможете писать: «Кенни интересно, рассердилась ли Моника, что прошлой ночью он ушел».

То есть вам придется писать что-то вроде: «Затем по утрам Кенни отсутствовал, дожидался последнего автобуса, до тех пор пока не брал такси и возвращался домой, где видел, как Моника притворяется спящей – притворяется, потому что она никогда не могла спать спокойно тогда утром. Она всегда ставила только свою чашку кофе в микроволновку. Никогда не его». Вместо того чтобы сделать героев знающими что-то, вы должны придумать детали, которые помогут читателю лучше узнать их. Вместо того чтобы заставить персонажей желать чего-то, вы должны описать все именно так, что сам читатель это захочет.

Не нужно писать «Адам знал, что он нравится Гвен». Гораздо лучше «Между уроками Гвен прислонялась к его шкафчику, когда он подходил к нему, чтобы открыть. Она закатывала глаза и медленно уходила, оставляя след черных каблуков на крашеном металле и запах своих духов. Кодовый замок все еще хранил тепло ее задницы. В следующий перерыв Гвен снова будет здесь же».

Никаких сокращений. Только специфические эмоциональные детали: действие, запах, вкус, звук и чувства.

Как правило, писатели прибегают к мыслительным глаголам в начале части. (В таком виде они становится чем-то вроде «Формой отчетности», и я еще выскажусь против нее чуть позже.) То есть они устанавливают с самого начало интенцию всей части. А то, что следует дальше – это словно иллюстрация.

Например: «Брэнда знала, что не успеет. С самого моста была пробка. Ее телефон садился. Дома ждали собаки, которых надо было выгулять, или там был беспорядок. К тому же она обещала соседям полить их цветы…» Вы видите, как первое предложение перетягивает на себя смысл последующих? Не пишите так. Переставьте его в конец. Или измените: «Брэнда никогда бы не успела всего в срок».

Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».
Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».

Одна из самых частых ошибок начинающих писателей в том, что они оставляют своих героев в одиночестве. Вы пишете – и можете быть одни. Читатель читает – он также может быть один. Но ваш герой не должен оставаться наедине с собой. Потому что тогда он начнет думать, беспокоиться и интересоваться.
Например: «Ожидая автобус, Марк начал беспокоиться о том, как долго продлится поездка…»
Но лучше написать: «По расписанию автобус должен был прийти в полдень. Марк посмотрел на часы – было 11:57. Отсюда была видна дорога до самого торгового центра, но автобуса на ней не было. Без сомнения, водитель припарковался на другой стороне и вздремнул. Водитель спит, а Марк вот-вот опоздает. Или хуже, водитель напился – и Марк отдал свои семьдесят пять центов, чтобы умереть в дорожной аварии…»

Когда герой один, он может начать фантазировать или что-то вспоминать, но даже тогда вы не имеете права использовать мыслительные глаголы или каких-то их абстрактных «родственников».

И не надо глаголов «забыть» и «помнить».
Не надо никаких переходов типа «Ванда помнила, как Нельсон расчесывал ей волосы».
Лучше: «Тогда, на втором курсе Нельсон проводил по ее гладким, длинным волосам своей рукой».
Опять же – расшифровывайте, не надо писать коротко.

Еще лучше – быстро столкните одного героя с другим. Пусть они встретятся и начнется действие. Позвольте их действиям и словам показать их мысли. А вы сами держитесь подальше от их голов.

Когда начнете избегать мыслительных глаголов, с большой осторожностью используйте пресные глаголы «быть» и «иметь».
Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».
Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Вместо бледных, утверждающих «быть» и «иметь» попробуйте раскрыть детали портрета своего героя через действия и жесты. Тогда вы покажете свою историю, а не просто расскажете ее.
И тогда вы научитесь расшифровывать своих героев и возненавидите ленивых писателей, которые ограничиваются «Джим сел около телефона, спрашивая себя, почему Аманда не звонит».

Пожалуйста. С этого момента вы можете меня ненавидеть, но не используйте мыслительные глаголы. Я готов поспорить, после Рождества вы сами не захотите к ним возвращаться.

Домашняя работа на этот месяц.

Выкиньте из каждого предложения мыслительный глагол: устраните его, «расшифровав». А потом пройдитесь так же по какой-нибудь художественной литературе. Будьте безжалостны.

«Марти представил, как рыба прыгает в лунном свете».

«Нэнси вспомнила, как попробовала вино».

«Ларри знал, что он мертвец».

Найдите их и перепишите. Сделайте фразы сильнее. "


https://litreactor.com/essays/chuck-palahniuk/nuts-and-bolts-%E2%80%9Cthought%E2%80%9D-verbs

Подробнее

Чак_Паланик,Chuck_Palahniuk,литература,писатели,песочница
Еще на тему
Развернуть
ого, литреактор
krako krako 17.09.201517:29 ответить ссылка 2.4
не мог пойти против народных чаяний
как же мне понравилось, что я прочел!
Kolotnev Kolotnev 17.09.201517:51 ответить ссылка 4.5
Ширинка поддалась отточенному движению правой руки Kolotnev, а тем временем по клавиатуре закружились в изящном буквенном водовороте тонкие, почти женские пальцы не столь тренировнной руки, в стремлении набрать в поисковой строке "секретны...."... но затуманенный, почти без искры взгляд его карих глаз осел, словно легкая шлюпка на песчаном берегу и заплутал в бесконечных, очень ладных строках неизвестного доселе текста.
Fury Fury 17.09.201518:58 ответить ссылка 14.1
Ахахаха=) да, только глаза не карие и был в спортивных штанах=)
Его тёмные глаза заслезились от столь длительного сидения в секретных разделах и он решил пройтись по квартире, отсчитывая в уме положенные на передышку для глаз пятнадцать минут. Проходя мимо старого зеркала, висевшего в прихожей, Kolotnev мимоходом окинул взглядом свою фигуру. Да, спортивные штаны уже совсем потеряли цивильный вид, а на коленках появились пузыри растянувшейся от времени ткани. Пора было покупать новые...
>> и он решил

Косяк.
ты не понял, карие глаза у осла
Автор,будь добр,кинь ещё несколько советов начинающим писателям подобно этому.Ну не то что бы я криворукий или ленивый,просто сложно найти годноту подобно этой.Спасибо)
Сорри, больше нет.
Например: «Глаза Энн были голубые», «Энн имела голубые глаза».
Лучше так: «Энн закашлялась и начала махать перед своим лицом, чтобы отогнать сигаретный дым от своих голубых глаз, а потом улыбнулась…»

Неудачный пример. Да и вообще манера письма Паланика весьма сомнительная. Ведь если ведется повествование с точки зрения Энн, то вот это "от своих голубых глаз" - стилистический косяк. Она априори не может так подумать.
Tillien Tillien 17.09.201521:36 ответить ссылка 1.7
В таком случае, описание просто втирается в другое место.
"Мама часто говориа, что мои карие глаза от нее."
"Она была влюблена в мои голубые глаза."
"Всем я, душечка, хороша, но глаза цвета болотной гнили меня всегда только раздражали".
Batty Batty 17.09.201522:29 ответить ссылка 0.3
Может.. Очень часто мысли протекают: надо бы обезопасить свои собственные руки от холодного ветра. Не стоит себя ограничивать -- люди весьма разнообразны -- и определять их ход общения с самим собою.
Blach Blach 18.09.201517:55 ответить ссылка 0.1
Просто добавьте воды. (с) Чак Паланик
Rekombo Rekombo 17.09.201521:43 ответить ссылка 6.7
Теперь кто нибудь обязательно полезет в книгу и найдет там фразу с "знать понимать" или чем то прочим.
сукаблять инструкции, правила, всякую юридическую поебень тоже так пишут, тонны бессмысленных слов, с переплетением юридических понятий пока будешь читать и пытаться понять, что за хуйню ты читаешь, уже забудешь нахуя ты вообще это читаешь.
CriMsoN CriMsoN 17.09.201522:06 ответить ссылка -1.5
Ты не путай кислое с длинным! Художественная литература должна быть такой, необходимо богатство языка и обилие деталей.
А вот у юристов реально поебень. Тут уж что есть, то есть.
ну хуй знает, читать воду ради чтения... мне вполне хватало жалкого конона в армейке (это единственное место где я хоть что то читал, кроме технической литературы, инструкций, и этикеток), для яросных баталий в голове, вроде без воды обошлось.
CriMsoN CriMsoN 17.09.201522:47 ответить ссылка -1.5
"яросных "
не, не хватило тебе "конона" :D
Вот ты сейчас похвастался тем, чего стыдиться нужно. По такой логике можно не читать книги, а ограничиваться кратким пересказом на пол страницы.
Вот на примере еды, ты сейчас утверждаешь,что нахрен нам пиздатое тушеное мясо с овощами и рисом, когда мы в этот рис можем куриной добавки-ароматизатора захреначить и будет заебок. Все равно наелись.
Чтение ради хз чего - это Донцова и прочие бумагомаратели, а когда человек пишет с чувством с толком, то это хочется вечность читать и чтобы не заканчивалось.
с чувством с толком это не только замена одного глагола на целый абзац, тут еще и действие должно быть. а вообще "краткость - сестра таланта"(с)
GrOv3n GrOv3n 18.09.201502:41 ответить ссылка 0.1
Если помогает лучше раскрыть персонажа и ситуацию и добавляет деталей, делает картинку более яркой, то именно замена.
Юридическую "поебень" нельзя писать литературным или бытовым языком, проще иметь дело с многотомными текстами, чем с тем, что может последовать из неоднозначностии текста, если его писать литературным или бытовым языком. Как-будто судье в кайф часами зачитывать приговор, абсолютно никакого удовольствия, только без этого нельзя обойтись. Еще, например, если взаимодействие огромных корпораций, огромные деньги: "Ваша компания нам чотко все замутит, а мы Вам чотко все замутим и еще немного бабла отсыпем. Заметано?".
Mousy Mousy 18.09.201506:30 ответить ссылка 0.3
...несчастный случай вызвал в памяти Марти один погожий денёк, тот самый, когда он решил посетить озеро Артания ради ночной рыбалки. Поход сей откладывался "на следующую неделю" уже не в первый раз, а потому Марти посчитал, что пора бы уже собраться с духом и проверить, помнят ли всё ещё его руки как следует держать удочку. Замечательный день, плавно и не спеша, томными часовыми шагами преобразился в не менее замечательную ночь. Прохладный ветерок пускал лёгкую рябь по зеркальной глади озера, искажая белёсый лунный лик, от чего тот начинал казаться призрачным миражом, который вот-вот развеется по водному полотну. И именно в этот момент произошло одно из двух значимых событий этой ночи - появились серебристые стрелы. Они вылетали из водного зеркала, отсвечивая лунное сияние, которое отражалось от них мириадами радужных бликов и снова погружались в воду. Будто древние войны подводного мира выпускали шквал серебряных стрел в знак победы и уважения проигравшей стороне. Марти выронил из рук удочку, поплавок которой уже несколько минут истерично подпрыгивал, настойчиво пытаясь утонуть в озере, и изумлённо созерцал радужный стрелопад. Много позже, сидя в полицейском участке округа Нэшвилл, ему пришло в голову здравое, более рациональное, но и более приземлённое объяснение - косяки рыб. Простые косяки рыб, которым внезапно захотелось порезвиться в лунном свете. А пока Марти всё так же заколдовано всматривается в бесконечный танец серебристых стрел. Как мы помним, про свою удочку он давно позабыл и абсолютно не обращает внимания на волнующийся участок озера, откуда через пару мгновений выныривает порядком разложившийся и обглоданный озёрными рыбами труп молодого парня лет двадцати, о розыске которого уже несколько дней регулярно сообщают в вечерних новостях. Однако магия мгновений недолговечна, и Марти, в конце концов, освобождается от волшебных пут, а глаза его тут же встречаются с пустыми глазницами и распухшим сизым лицом. Он знал этого парня. Они не были близки, однако абсолютно незнакомым Марти его бы не назвал. Радужный стрелопад продолжался,но теперь Марти созерцал его на распухшем и блестящем от воды лице утопленника. Ночная темнота, лунный свет и задорные многоцветные искорки порождали искажённые образы и видения. Вот одна щека трупа дёрнулась, в попытке создать на мёртвом лице улыбку. Ещё одна искра создала иллюзию того, что у трупа есть глаза и смотрят они прямо на Марти. Прямо в глаза Марти, в его живые глаза. Внезапный порыв ветра - и тело уже приближается к берегу, гонимое лёгкими волнами беспечного и совершенно волшебного озера Артания, округ Нэшвилл. Замечательный день, преобразившийся в такую потрясающую ночь. Ночь, которую можно запомнить надолго, может быть, даже навсегда. И уже не забыть, как бы тебе этого не хотелось. С той памятной ночи прошло уже немало лет, но всякий раз, когда Марти, в волосах которого начинает пробиваться седина, выключает ночник и закрывает глаза - утопленник открывает свои, улыбается провалом распухшего лица и медленно кружится в погребальном танце серебристых стрел и радужных бликов, превращая обычный сон в бесконечную ночь. Самую волшебную ночь.
Kakushigo Kakushigo 17.09.201523:04 ответить ссылка -0.7
Сделав глоток , Ненси сразу в голову пришел тот случай, как они с Марком, кажется это было классе в в 7-ом, нашли мамину заначку "сока" и прикончили её с друзьями, позже тем же вечером, все они они обнимались с "фарфоровым другом", отгоняя друг-дружку и пачкая пол вокруг.
З.Ы. ЧТоб не потерять
Gohan Gohan 17.09.201523:25 ответить ссылка -0.4
Первый раз вижу, чтобы случай пил.
Nishka Nishka 18.09.201506:06 ответить ссылка 0.3
(задумчиво) и что делать, если пишешь от первого лица?
Интересно написано .
Кртксть - сстра тлнта.
Мне кинговский взгляд на писательство куда ближе.
vfrgy19 vfrgy19 18.09.201500:35 ответить ссылка 0.1
Озвучь, пожалуйста, что именно у Кинга тебе ближе.
Из его книги о том, как писать книги, я вычленил два очень ценных совета, которых не вижу в посте выше:

1)Писать в настоящем времени.

2)При редактуре стараться сокращать объём изначально написанного - это пойдёт только на пользу.

На самом деле, стилей и приёмов очень много. Советы Паланика помогут тем, кто излишне немногословен и сух, но я лично никогда такой проблемой не страдал.

А насчёт глаголов - каждый автор приводит свой расстрельный список, у Кинга это тоже было. С этим я как раз не совсем согласен. Начиная от того, что в разных языках разные языковые и литературные традиции, заканчивая тем, что у разных авторов, как я писал выше, разные стилистические приёмы и манера повествования.
Спасибо, было интересно услышать твое мнение. Про 2 пункт - я тоже так считаю. Главное не начинать все переделывать и перекраивать то, что и так хорошо написано.
А насчет первого пункта: писать в настоящем времени даже о прошлом?
Например:
1) Пытаясь заснуть, я мыслей унесся в далекое прошлое, где мы идем с *имя* по цветущему саду. - правильно
2) Я лег поудобнее и, погружаясь в сон, вспомнил то, как мы шли с *имя" по цветущему саду. - неправильно
Так?
Нет, просто вести повествование в настоящем времени, если для героя оно происходит здесь и сейчас:

"Каждый удар сердца молотом отдаётся в голове. Я слышу приближающиеся шаги. Беру в руки водопроводную трубу.

- Ну же, твари, выходите! - мой крик тонет во мгле".

У этого приёма есть два преимущества: он добавляет любой сцене динамичности, и он обладает большей способностью погрузить читателя в повествование, захватить его. ИМХО это связано с тем, что когда герой-автор пишет-рассказывает о каких-то событиях в прошедшем времени, мы априори считаем, что он так или иначе их пережил, выбрался и проч. - теряется эффект сиюминутности происходящего.

Естественно, бездумно данный приём применять не стоит. Если герой рассказывает кому-то о событиях прошедшей ночи или ведёт дневник, то старое-доброе прошедшее время подходит куда лучше. Искусственно изворачиваться под настоящее нет никакого смысла.

Я ещё смотрю по характеру произведения. В некоторых случаях я специально применяю прошедшее время, так как считаю, что данная форма более подходит неторопливому повествованию.

Но до книги Кинга я всё сплошняком писал в прошедшем времени, не задумываясь: Он сделал, Энни прибежала, Джон выстрелил. На самом деле, если копаться глубоко, то это, ИМХО, связано с отечественной литературной традицией, на которой мы воспитаны. В ней ничего плохого нет, использовать её или какую-то другую - выбор автора. Просто клёво, когда это происходит сознательно.
Спасибо еще раз. Взял на заметку.
Так писать книжки только для баб.
Спасибо автору.
YupEE! YupEE! 22.09.201520:59 ответить ссылка 0.0
И человеку который статью выставил, мой рассказ преобразился.
YupEE! YupEE! 22.09.201521:12 ответить ссылка 0.1
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
^(3 1
ПИСАТЕЛЬСКИЕ ГОРКИ

длинный

экспозиция 6 —
дыра в сюжете
Завязка
кульминация


далекая предыстория

£ развязка

необычный
<рон
отвлекающий маневр
неожиданным поворот
V •
%

ъ* Г


туннель невнятной мантики



К
V

'»1
г?

незавершен! сюжетная линия



4
подробнее»

литература писатель смешные картинки,фото приколы американские горки песочница

^(3 1 ПИСАТЕЛЬСКИЕ ГОРКИ длинный экспозиция 6 — дыра в сюжете Завязка кульминация далекая предыстория £ развязка необычный <рон отвлекающий маневр неожиданным поворот V • % ъ* Г туннель невнятной мантики К V '»1 г? незавершен! сюжетная линия 4
и
вчера в 23:21
т
Потому что учитель лучше автора знает, о чём думал автор.
Писатель Иэн Макьюэн помог сыну	
написать эссе по своей книге^но тот	
получил тройку # ОФТОП	т
Писатель Иэн Макьюэн помог сыну написать эссе по своей книге, но тот получил тройку tjoumal.ru	
V Нравится 737 ^ 56	О 25
подробнее»

писатель ученик учитель автор спгс литература что имел в виду автор

и вчера в 23:21 т Потому что учитель лучше автора знает, о чём думал автор. Писатель Иэн Макьюэн помог сыну написать эссе по своей книге^но тот получил тройку # ОФТОП т Писатель Иэн Макьюэн помог сыну написать эссе по своей книге, но тот получил тройку tjoumal.ru V Нравится 737 ^ 56 О 25
V
Tom McHenry
@tommchenry
Finally made a thing to help me understand a key point of Russian literature — who was even alive when
подробнее»

twitter интернет писатели

V Tom McHenry @tommchenry Finally made a thing to help me understand a key point of Russian literature — who was even alive when
Навернул кишку на краник Чак Паланик	Чак Паланик