Новое исследование американских психологов показало, что заокеанские атеисты и агностики более сострадательны, чем представители крупнейших протестантских общин США. В ходе экспериментов социологи обнаружили, что по своей черствости и скупости американские фанатики превосходят даже убежденных безбожников.
«Мы исследовали американское общество и обнаружили, что нерелигиозные люди в те моменты, когда помогают постороннему человеку, руководствуются своими эмоциями, — рассказал психолог Робб Уиллер из Калифорнийского университета в Беркли. — В то же время ключевым фактором для верующего в похожей ситуации остается приверженность доктринам, учениям и желание сохранить репутацию».
Во время первого эксперимента специалисты проанализировали данные опроса, проведенного среди 1300 американцев в 2004 году. Большинство респондентов, которые, согласно анкетам, ассоциировали себя с утверждением «Когда я вижу, что человеком кто-то пытается воспользоваться, я чувствую, что должен защитить его», оказались неверующими. Эти люди также регулярно помогали нуждающимся, уступали места в переполненном общественном транспорте и занимались благотворительностью.
Второй эксперимент был проведен среди 101 взрослого американца. Участники смотрели видео, на котором были запечатлены дети, страдающие от бедности. Далее каждому испытуемому раздали по 10 долл. и попросили пожертвовать любую сумму нуждающимся. Оказалось, что наименее религиозные участники жертвовали более крупные суммы.
«Видео сильнее повлияло на их чувства и побудило на щедрые жесты, в то время как на милосердие религиозных участников эксперимента это не оказало практически никакого влияния», — отмечают исследователи.
В последнем эксперименте более 200 студентов отвечали на вопрос, насколько они сострадательны. Затем им было предложено сыграть в игру на доверие, в которой они должны были по желанию делиться с незнакомцем деньгами. В одном из раундов участникам сообщили, что другой игрок пожертвовал в их пользу часть денег, которая удваивала изначальную сумму, и теперь у них тоже есть возможность сделать пожертвование.
Менее религиозные и более сострадательные участники оказались более щедрыми и охотно делились деньгами в отличие от своих верующих коллег.
Доктор психологических наук, профессор Государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Марина Розенова отметила, что религиозный и верующий человек — это не одно и то же.
«Люди, участвующие в исследовании, могли не относиться к ортодоксальным верующим. Возможно, они не придерживаются строгих ритуалов, но это не значит, что они не верят. Любая приверженность какой-либо системе несколько искажает сознание и мышление. Я встречала людей, которые считали, что главное — любить Бога, а всех остальных, включая самых близких людей, необязательно», — рассказала г-жа Розенова.
Стоит отметить, что в России похожее исследование могло бы показать совершенно другие результаты, поскольку отношение к роли денег и милосердию среди представителей различных конфессий значительно отличается. И если для американских протестантов большое значение имеют идеи избранности, труда и успешности, мерилом которых могут служить статус и деньги, то для католиков или православных любовь к ближнему и милосердие главенствуют в их мировоззрении, а значит, сострадать неудачникам совсем не зазорно, даже наоборот, необходимо. Поэтому в нашей культурной среде, выросшей из православного мировоззрения, более черствыми могут оказаться уже неверующие граждане.
«Все те мотивы, которые есть у доброго неверующего человека, есть и у доброго верующего человека. Но у не очень доброго верующего человека есть дополнительные мотивы для того, чтобы творить дела милосердия», — рассказал профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
Старший преподаватель кафедры психологии личности МГУ им М.В. Ломоносова Тимофей Нестик говорит, что главное здесь — мотивы, которыми руководствуется человек, помогая другому.
«Наши нерелигиозные люди могут долго оставаться равнодушными к мольбам о помощи, но если они столкнутся с ситуацией, которая их разжалобит и пробьет броню повседневности, они превращаются в «добрых самаритян». В то же время у религиозных людей более универсальные нормы — они помогают, потому что так нужно. Мы помогаем другим по многим причинам: следуем принятым нормам и авторитетам, отстаиваем свои собственные ценности, сопереживаем. Но для нуждающихся в помощи людей важнее наше поведение, а не его мотивы», — считает г-н Нестик.
«Мы исследовали американское общество и обнаружили, что нерелигиозные люди в те моменты, когда помогают постороннему человеку, руководствуются своими эмоциями, — рассказал психолог Робб Уиллер из Калифорнийского университета в Беркли. — В то же время ключевым фактором для верующего в похожей ситуации остается приверженность доктринам, учениям и желание сохранить репутацию».
Во время первого эксперимента специалисты проанализировали данные опроса, проведенного среди 1300 американцев в 2004 году. Большинство респондентов, которые, согласно анкетам, ассоциировали себя с утверждением «Когда я вижу, что человеком кто-то пытается воспользоваться, я чувствую, что должен защитить его», оказались неверующими. Эти люди также регулярно помогали нуждающимся, уступали места в переполненном общественном транспорте и занимались благотворительностью.
Второй эксперимент был проведен среди 101 взрослого американца. Участники смотрели видео, на котором были запечатлены дети, страдающие от бедности. Далее каждому испытуемому раздали по 10 долл. и попросили пожертвовать любую сумму нуждающимся. Оказалось, что наименее религиозные участники жертвовали более крупные суммы.
«Видео сильнее повлияло на их чувства и побудило на щедрые жесты, в то время как на милосердие религиозных участников эксперимента это не оказало практически никакого влияния», — отмечают исследователи.
В последнем эксперименте более 200 студентов отвечали на вопрос, насколько они сострадательны. Затем им было предложено сыграть в игру на доверие, в которой они должны были по желанию делиться с незнакомцем деньгами. В одном из раундов участникам сообщили, что другой игрок пожертвовал в их пользу часть денег, которая удваивала изначальную сумму, и теперь у них тоже есть возможность сделать пожертвование.
Менее религиозные и более сострадательные участники оказались более щедрыми и охотно делились деньгами в отличие от своих верующих коллег.
Доктор психологических наук, профессор Государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова Марина Розенова отметила, что религиозный и верующий человек — это не одно и то же.
«Люди, участвующие в исследовании, могли не относиться к ортодоксальным верующим. Возможно, они не придерживаются строгих ритуалов, но это не значит, что они не верят. Любая приверженность какой-либо системе несколько искажает сознание и мышление. Я встречала людей, которые считали, что главное — любить Бога, а всех остальных, включая самых близких людей, необязательно», — рассказала г-жа Розенова.
Стоит отметить, что в России похожее исследование могло бы показать совершенно другие результаты, поскольку отношение к роли денег и милосердию среди представителей различных конфессий значительно отличается. И если для американских протестантов большое значение имеют идеи избранности, труда и успешности, мерилом которых могут служить статус и деньги, то для католиков или православных любовь к ближнему и милосердие главенствуют в их мировоззрении, а значит, сострадать неудачникам совсем не зазорно, даже наоборот, необходимо. Поэтому в нашей культурной среде, выросшей из православного мировоззрения, более черствыми могут оказаться уже неверующие граждане.
«Все те мотивы, которые есть у доброго неверующего человека, есть и у доброго верующего человека. Но у не очень доброго верующего человека есть дополнительные мотивы для того, чтобы творить дела милосердия», — рассказал профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев.
Старший преподаватель кафедры психологии личности МГУ им М.В. Ломоносова Тимофей Нестик говорит, что главное здесь — мотивы, которыми руководствуется человек, помогая другому.
«Наши нерелигиозные люди могут долго оставаться равнодушными к мольбам о помощи, но если они столкнутся с ситуацией, которая их разжалобит и пробьет броню повседневности, они превращаются в «добрых самаритян». В то же время у религиозных людей более универсальные нормы — они помогают, потому что так нужно. Мы помогаем другим по многим причинам: следуем принятым нормам и авторитетам, отстаиваем свои собственные ценности, сопереживаем. Но для нуждающихся в помощи людей важнее наше поведение, а не его мотивы», — считает г-н Нестик.
Еще на тему