Загадка нефритового скрижаля майя из Ним-Ли-Пунит
Этот нефритовый скрижаль, некогда принадлежавший древнему правителю майя, содержит 30 иероглифов. Он использовался во время важных религиозных церемоний.
Обнаружил артефакт археолог из Калифорнийского университета в Сан-Диего Джеффри Брасвелл в Ним-Ли-Пунит на юге Белиза. Период расцвета Ним-Ли-Пунит пришелся на V-VIII вв. Численность населения города составляла тогда около 5-7 тысяч человек. Можно было ожидать что-то подобное в одном из больших городов цивилизации майя, но никак в этом отдаленном месте. Эта тонкая нефритовая табличка была обнаружена в 2015 году. Сейчас она хранится в Центральном банке Белиза наряду с другими национальными сокровищами.
Скрижаль примечателен еще и тем, что на сегодняшний день является вторым по величине нефритовым артефактом майя, найденным в Белизе. Его размеры составляют 7,4 дюйма в ширину, 4,1 дюйма в высоту и всего 0,3 дюйма в толщину. Возможность исследовать место находки в рамках официальной экспедиции, позволяет собрать уникальную информацию, ценность которой сложно переоценить.
О месте находки камня
Ним Ли Пунит - небольшое селение в районе Толедо в Белизе,расположено на горном хребте. Это юго-восточная окраина древней майянской зоны. Находится на растоянии более 250 миль к югу от Чичен-Ицы в Мексике, где были сделаны аналогичные, но не такие крупные находки.
Во время проведения раскопок дворца, построенного около 400 года, команда археологов обнаружила обрушенную, но неразворованную гробницу, которая датируется около 800 годом н.э. Внутри гробницы были обнаружены 25 керамических сосудов, большой камень, которому придали схожесть с божеством ветра и драгоценный нефритовый скрижаль. За исключением пары зубов, ничего из человеческих останков обнаружено не было.
Скрижаль выполнен в форме буквы «T». Это глиф майя «ik», который обозначает «ветер и дыхание». Он был помещен на весьма любопытной платформе очень необычной формы. Для народа майя ветер был жизненно важной силой. Он приносил муссонные дожди, благодаря которым они могли собирать богатые урожаи. Правители майя, как ответственные за погоду божественные наместники, совершали ритуалы в соответствии с их священным календарем. В назначенное время они сжигали и разбрасывали благовония, чтобы вызвать ветер и живительные дожди. Согласно надписям, этот скрижаль использовался именно в таких ритуалах начиная с 676 года.
Рельефные изображения на больших скальных плитах в Ним-Ли-Пунит также подтверждают его использование в религиозных целях. На двух рельефах изображен правитель со схожей табличкой. Около 800 года скрижаль был захоронен. Но не с телом своего владельца, а просто с другими объектами.
Зачем? Сложно сказать. Скрижаль отнюдь не был безделушкой. Вероятно, «он обладал огромной магической силой». Возможно, его захоронили как подношение богу ветра. Но это не более чем догадка Брасвелла.
Около 800 года н.э. государство майя на территории современных Белиза и Гватемалы рушилось. Численность населения резко сократилась. За одно поколение после строительства гробницы Ним-Ли-Пунит был покинут.
Согласно последней теории, изменение климата вызвало сильнейшую и продолжительную засуху, которая привела к повсеместному упадку сельского хозяйства и, как следствие, краху цивилизации майя. Посвящение захоронения во время упадка богу ветра, который приносит ежегодные дожди, подтверждает эту теорию и должно напоминать и нам об опасности и последствиях изменения климата, напоминает Брасвелл.
Надпись, пожалуй, самая интригующая вещь. Хотя текст еще не полностью расшифрован, предварительная интерпретация такова: скрижаль был изготовлен из драгоценного камня для правителя Янааба Ол Киниха. Есть упоминание о его первом ритуальном использовании в 677 году. Иероглифы описывают происхождение правителя. Согласно тексту, его мать была из Кахал Пеха, отдаленного места в западном Белизе. Отец короля умер до 20 лет и, возможно, прибыл откуда-то из Гватемалы. Текст, возможно, также указывает на связь короля с могущественным городом майя Каракол, расположенным в современном Белизе.
Брасвелл отмечает, что Кахал Пех, место рождения матери, находится в 60 милях от места находки. Сегодня это пятичасовая поездка на автобусе. Тогда пешее путешествие занимало много дней через тропический лес и через горы. Так как скрижаль попал на этот отдаленный форпост?
Скорее всего скрижаль свидетельствует о приходе королевской власти в Ним-Ли-Пунит и создании новой династии. После появления камня появляются и другие иероглифы и изображения королевской власти, которые можно встретить на каменных плитах и стенах.
Не исключено, что государство майя пыталось объединиться с провинциями, расширить свою власть или заручиться поддержкой местного правителя, преподнеся ему ценный дар. В любом случае, отмечает Брасвелл, надпись на скрижале указывает на связи (торговые/политические/культурные), о которых ранее не было известно.
Подробнее
л « > JÍ f , ^ .‘и/. *'■5.
Г . А Щ? mgL^ V"#®ж . «гч*Цм - 2> Ir .<í¿ V ^ i *Смш ■ Priy\ i r ^H| $i i ijHL i В Iw* <• ВиЭЗг^ » • < > • 's J J V: ' ЛЛЪ- Í7 i i Д • - ^ - ' iê^ " V\_ Ä Si i X к. * *4^ ./5j5K ... prv. iÇf « >. 5 ‘*. 4P ■V . »'V ■, \f*vf elV\^V »* %■ J* T\ i ,.r \jTi
История,Археология,находка,гробница
Еще на тему
да вы охуели! скрижаль женского рода. и хоть бы кто возмутился. неучи.
"Сорок тысячелетий назад на землях, распростершихся с запада на восток от восточного побережья Средиземного моря и до Месопотамии включительно, и с севера на юг от Армянского нагорья до Персидского залива, на землях библейских Палестины и Сирии (точнее, Сурии), в этом центре мира, связывающем три части света — Европу, Африку и Азию, появились первые русы. Исходя из членения истории русов на три основных больших периода — «кроманьонский», бореальный и индоевропейский — мы можем условно называть первых русов прото-русами"
Петухов Юрий Д. "История Русов. 40-5 тыс. до н.э".
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111066.htm
Особенно этот: