Берестяная грамота № 43. Новгород. XIV в. “От Бориса к Настасье. Как придет эта грамота, пришли мне человека на жеребце, потому что у меня здесь дел много. Да пришли рубашку - рубашку забыл”.
Здравствуй сын, это твой отец, бересту получил. Сколько раз я тебе говорил - не бери коня моего без спросу. Сколько розгами порол, на гречку ставил. Но мы с твоей матерью христиане, потому в беде не бросим. Будем молиться о твоем благополучии день и ночь, и отдадим все сбережения тебе на универ в церковь. Теперь сынок, ты у нас в неоплатном долгу.
Матушка, отрок ваш в темнице, третьего дня на кол будет посажен, али четвертуем! Следующим жеребцом вышлите нам 4 гривеника, и боярин всё простит, я слово замолвлю. Старшой опричник Ероха
Да. В берестяной переписке участвовали оба пола и все слои населения. К 17 веку наблюдается существенный откат. Предполагаю, что из-за развития крепостничества.
От Анны поклон Климяте. Господин брат, вступись за меня перед Коснятином в моем деле. Сделай ему при людях [следующее] заявление о его неправоте: «После того как ты возложил поручительскую ответственность (букв.: поручительство) на мою сестру и на ее дочь (т. е. заявил, что они поручились) [и] назвал сестру мою курвою, а дочь блядью, теперь Фед (Федор), приехавши и услышав об этом обвинении, выгнал сестру мою и хотел убить». Так что, господин брат, согласовавши с Воеславом, скажи ему (Коснятину): «[Раз] ты предъявил это обвинение, так докажи». Если же скажет Коснятин: «Она поручилась за зятя», — то ты, господин братец, скажи ему так: «Если будут свидетели против моей сестры, если будут свидетели, при ком она (букв.: я) поручилась за зятя, то вина на ней (букв.: на мне)». Когда же ты, брат, проверишь, какое обвинение и [какое] поручительство он (Коснятин) на меня взвел, то, если найдутся свидетели, подтверждающие это, — я тебе не сестра, а мужу не жена. Ты же меня и убей, не глядя на Федора (т. е. не принимая его во внимание). А давала моя дочь деньги при людях, с публичным объявлением и требовала заклада. А он (Коснятин) вызвал меня в погост, и я приехала, потому что он уехал со словами: «Я шлю четырех дворян за гривнами серебра (т. е. чтобы они взяли положенный штраф)»
Это явно не писец писал: Грамота 752 Новгород, {1100–1120} `[Я посылала (?)] к тебе трижды. Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю (или: в это воскресенье) ты ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату! Неужели я тебя задела тем, что посылала [к тебе]? А тебе, я вижу, не любо. Если бы тебе было любо, то ты бы вырвался из-под [людских] глаз и примчался ...? После большого разрыва: `...Буде даже я тебя по своему неразумию задела, если ты начнешь надо мною насмехаться, то судит [тебя] Бог и моя худость (= я)'
"Недавно при раскопках в Новгороде был найден пейджер, работы неизвестного мастера 13го века. На экране навечно застыла надпись:"Ваня! Не забудь мне в полдень позвонить! В колокол!"" (с)
Отличный комментарий!