История матрешки.
Кажется, что история матрешки насчитывает много веков: слишком уж хорошо разборная кукла вписывается в представление об исконно русском быте. На самом же деле игрушка появилась на исходе XIX века в одной из московских мастерских. Прототипом матрешки, кстати, стала традиционная японская кукла.
Создателем матрешки был художник Сергей Малютин, апологет стиля a la russe в искусстве. Произошло «рождение» главного русского сувенира в начале 1890-х годов в московской игрушечной мастерской «Детское воспитание». Кукла настолько удачно ассимилировалась со старинными крестьянскими игрушками, что всего через несколько десятилетий в сознании людей прочно закрепился миф, будто с матрешками играли еще при царе Горохе.
Более того, прототипом матрешки стала японская традиционная кукла. Диковинную вещицу, внутри которой было еще шесть куколок поменьше, привезла из Японии супруга Саввы Мамонтова Елизавета. Вся эта сложносочиненная игрушка символизировала «семь богов счастья». Малютин, увидев этот заморский сувенир, решил переработать его на отечественный лад.
Первый набор вкладывающихся друг в друга кукол состоял из восьми предметов. Все куклы были расписаны по-разному: среди них встречались как девочки, так и мальчики, а самая маленькая олицетворяла младенца в пеленках. Старшая же «сестрица» держала в руках черного петуха. Этот набор, расписанный Малютиным, сейчас хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.
В 1900 году матрешка была представлена на Всемирной выставке в Париже. Мода на матрешек после этого охватила не только Россию, но и Европу, где «русский стиль» в ту пору был популярен как в искусстве, так и в интерьере и одежде.
Сергиев Посад стал одним из первых крупных центров матрешечного производства. Другими значимыми производителями стали город Семенов Нижегородской губернии и село Полхов-Майдан. При этом знатоки на глаз могли определить, где изготовлена матрешка: сергиевские куклы казались более сбитыми и приземистыми по сравнению с семеновскими. Вскоре матрешечное производство вышло далеко за пределы России: в Германии, например, начали производить подделки, выдавая их за настоящих русских матрешек.
Наиболее распространенным типом матрешки является игрушка из пяти кукол, однако все зависит лишь от фантазии и мастерства ремесленника. Рекорд был поставлен в 1913 году: на свет появилась матрешка из 48 фигурок.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс это не муж и жена, а четыре разных человека.
а Слава КПСС - это вообще не человек.
Нет никаких "исконных" и "родных" традиций. Все они, так же как языки, проходили через столетия и тысячелетия заимствований и изменений, смешиваясь и распространяясь. Ну а такие конструкты как "нации" и вовсе создавались совсем недавно, в течении 19 века и продолжают возникать даже сейчас.
Национальная идентичность "куётся" самими людьми, через заимствования и переработки под свой образ жизни особенностей иных культур. В этом нет ничего ужасного, наоборот — это норма.
(словообразование автора сохранено)
или прикол в том, чем закончилась эта поучительная история [Янс, место для вашей рекламы]
Ни одной фотографии с семёркой.
Но лучше конечно плохо. Потому что когда хорошо вам, то всем остальным хуже чем когда у вас всё наоборот.
>>на картинке ниже только пять
Вроде и японцы, а смотри ж ты: умудрились одного бога потерять, второго - поломать.
Это с какими интересно знать. И вообще, как по мне из матрешки кукла фиговая, как ею играть-то? Наряжать нельзя, причесывать тоже нельзя, драки устраивать скучно.
Весь мир, от Европы к Неве, на восток,
Над землёй везде будут петь:
«Столица, водка, советский медведь наш!»
В самой Японии, как и в остальном мире, концепция "матрешки" прямо ассоциируется с русской игрушкой, т.к. это она послужила прототипом, а не наоборот. Выдавать промышленное производство за создание концепции - невероятная наглость.
Концепция "матрешки" в русской культуре имеет смысл: изначально это женские персонажи, каждая матрешка младше предыдущей, каждая меньшая матрешка находится в большей.
Символизм очевиден: женщина в женщине, из женщины выходит женщина, все они подобны друг другу. Аллюзия на деторождение и т.д.
Однако не всё так просто, но чтобы понять насколько всё непросто, нужно оценивать русскую культуру в целом, а в ней много элементов, которые немного в другой форме встречаются... В Индии. Знаете почему? Потому что это часть т.н. "индоевропейской культуры".
До "матрешек" были яйца с той же системой, что было еще символичнее. Более того, даже цвет фигурок важен и имеет определенное значение. Японский аналог глубокого символического смысла не имеет, т.к. это имитация.
Многие сильно недооценивают насколько много общего у русской и европейской культуры с индийской, т.к. форма сильно мутировала. К примеру, в вышивках фигурируют сюжеты "сансары" и "мойр", последние прямо связаны с "матрешкой". Кокошники ярче всего представлены в русской народной женской (это важно) культуре и... В культе Кали в Индии.
Один из базовых сюжетов русских народных сказок: "Одно в другом". Можете легко вспомнить наиболее известные сказки с таким сюжетом.
На разных территориях происходила адаптация населением определенных сюжетов под местные реалии. К примеру, славянские вязания - аллюзия на паутину. Женщины пряли, вязали, шили и т.д. Многим это не понравится, но женщины в народной культуре прямо ассоциируются с разными гадами: змеи, жабы, пауки, насекомые и т.д. И это не попытка унизить женщин, а символическое отражение определенных черт женской психики и поведения. В быту всё это воспроизводили сами женщины. Мужчин чаще сравнивали с разными животными, что тоже имело смысл. Некоторые сравнения были лестными, некоторые не очень. Рудименты этого подхода существуют в языке и культуре до сих пор.
Для древних народов было характерно четко выраженное деление минимум на три разных культуры: мужскую, женскую, единое культурное поле. Использовались разные символы, иногда даже разные языки. Существовали субкультуры.
Сам подход к производству игрушки (вырезание из ствола крупных деревьев) характерен для восточной Европы и НЕ характерен для Китая и Японии.
Китайцы и японцы столетиями находились на обочине индоевропейской движухи, несмотря на современную политизированную моду всё приписывать китайцам.
Многие вязаные шторы и скатерти прямо воспроизводили паутину без сложного символизма. В быту их использовали как декор, украшение.