История про древнерусских котиков + подборка средневековых котиков из Европы
«Коты». Абердинский бестиарий, ок. 1200 г. Англия(Aberdeen University Library, MS 24, fol. 23v)
Впервые кошек приручили на Ближнем Востоке около 7500 лет до н. е. Остатки же котов из Польши, датированные 4200-2300 годами до н.э., в настоящее время является наиболее ранним свидетельством миграции ближневосточной дикой кошки в Центральную Европу. А ранняя находка костей домашнего кота с территории Украины происходит из позднетрипольского поселения Андреевка (Кировоградская обл.).
«Монах и котик». Книга часов, около 1300 г.Фландрия (Cambridge, Trinity College Library, MS B. 11. 22, fol. 38r)
В древнерусское время домашние коты известны в Ладоге, Новгороде, Твери, Пскове, Тимереве, Шестовице (на Черниговщине) и других местах. Редко когда такие животные были настоящими домашними любимцами. Обычно котам просто позволяли жить рядом с людьми как охотникам на грызунов. Им приходилось самостоятельно питаться и остерегаться опасности, постоянно недоедая и находясь в стрессовом состоянии. Очевидно, именно поэтому средневековые европейские коты основном отличались от современных домашних любимцев меньшими размерами и погибали преимущественно в молодом возрасте (более 70%). Впрочем, порой случаются и кости довольно крупных особей, которые хорошо питались и дожили до старости, поскольку за ними хорошо ухаживали. Исключительно на этом фоне выглядит захоронения женщины с Шестовице Х в., Наряду с остатками кремации которой было положено домашнего кота, чтобы тот сопровождал свою хозяйку в потусторонний мир.
«Привычки котов». Бестиарий, ХІІІ в. Англия(Bodleian Library, MS. Bodl. 764, fol. 51r)
В Киеве известно несколько находок котов - во рву Старокиевского городища, на жилых усадьбах Верхнего города и Подола. Среди других хорошо известна находка 1938 года на усадьбе Михайловского Златоверхого монастыря. Раскопками Гали Корзухиным и Михаила Каргера была обнаружена так называемая «землянка художника», что, очевидно, погибла в пожаре во время монгольского погрома Киева зимой 1240 года. На полу этого жилья лежал обгоревший скелет домашнего кота. Здесь же было обнаружено и закрытый замок, что побудило Михаила Каргера предположить, что бедный котик находился внутри и не смог выбраться наружу во время пожара.
«Пойманная мышь». Нортумберлендский бестиарий, 1250–1260 гг.Англия (LA, Getty, Ms. 100, fol. 33r)
Обычно средневековые люди не употребляли котов в пищу. Ипатьевская летопись свидетельствует о негативном отношении к такому явлению, описывая «нечестивцев из племени Иафета» (восточных народов), которые едят всякий хлам, в том числе комаров, мух, кошек и змей. Однако в экстремальных случаях такое случалось и среди древнерусских жителей. Новгородская летопись под 1230 годом описывает страшный голод, свирепствовал тогда в Новгороде. И отмечает, что голодные горожане пытались прокормиться, чем только можно, и среди прочего ели конину, псину, и «кошькы».
«Старий кот и веселые мыши». Псалтирь, 1210–1220 гг.Кентербери, Англия (Bodleian Library, MS. Ashmole 1525, fol. 40r)
В популярной литературе часто упоминается статья Правосудие митрополичьего XIV-XV вв., Известного по сборнику «цветников» XVI в. В ней говорится следующее: «Аще кто собаку оубьетъ ли кошку, вины гривна, а собаку в собаки место, а кошка в кошки место». Цитата эта приводится в качестве аргумента, что котов в древнерусское время очень ценили, но совершенно не подтверждается археологическими данными.
текст писала Наталья Хамайко, а криво переводил Гугол
ну как бы ценили, но не настолько чтобы упарываться по ним как египтяне. кто был в деревне знает, что кошки там живут почти сами по себе и дома фактически убежище от холода и хищников покрупнее. короче никто с ними не цацкался как сейчас