Иоганн Пахельбель - Учитель Баха.
Иногда говорят, что классическая музыка вечна и не подвержена капризам моды. Канон ре мажор Пахельбеля может служить как подтверждением этому, так и опровержением. Если судить по частоте упоминаний Пахельбеля в газетах, то Пахельбель почти не был известен до 30-х годов 20-го века. Когда его органные произведения, в частности, хоральная прелюдия «Vom Himmel hoch, da komm' ich her» («Я спускаюсь с небес на землю», очень популярная в Германии), стали исполняться регулярно.
Портрет ИоганнаПахельбель родился в Нюрнберге в 1653 году. Точная дата его рождения неизвестна, но, видимо, он родился в августе. Первоначальное музыкальное образование ему дали Генрих Швеммер, кантор церкви св. Себальда, и Георг Каспар Веккер, органист в той же церкви. В 15 лет Иоганн поступил в Альтдорфский университет. Во время обучения он работал органистом в одной из церквей. Однако он вынужден был бросить университет, не проучившись и года, из-за финансовых затруднений.
Альтдорфский университет в те годы
Позже Пахельбель стал учеником заведения Gymnasium poeticum в Регенсбурге, где дирекция школы, впечатлённая способностями Иоганна, разрешила ему изучать музыку вне гимназии под руководством Каспара Пренца, ученика Иоганна Каспара Керля. В 1673 году Пахельбель стал вторым органистом собора Св. Стефана в Вене.
Проведя несколько лет в Вене, в 1677 году Пахельбель переехал в Эйзенах, где получил должность придворного органиста Иоганна Георга, герцога Саксен-Эйзенахского. В Эйзенахе он сблизился с семьёй Бахов, стал близким другом Иоганна Амброзия Баха, отца Иоганна Себастьяна Баха и обучал его детей. Дружба между Бахами и Пахельбелем сохранилась и после переезда последнего в Эрфурт: Пахельбель стал крёстным дочери Иоганна Амброзия, Иоганны Юдифи, и обучал его сына Иоганна Кристофа.
В Эйзенахе Пахельбель провёл всего год: умер брат его работодателя, и в период траура количество музыкантов при дворе было сокращено, в результате чего Пахельбель остался без работы. Взяв рекомендацию у капельмейстера И. Э. Эберлина, он покинул Эйзенах в 1678 году.
В июне того же года он получил должность органиста в эрфуртской Предигеркирхе, протестантской церкви, где проработал 12 лет. Заслужив репутацию совершенного органиста и композитора, Пахельбель стал одним из самых известных немецких композиторов во время работы в Эрфурте (возможно, потому, что ему по должности приходилось сочинять хоральные прелюдии и другую музыку).
Во время пребывания в Эрфурте Пахельбель дважды вступал в брак. Первой его женой стала Барбара Габлер, но она умерла вместе с сыном во время чумы 1683 года. Во второй раз Пахельбель женился на Юдифи Дроммер. У них родилось 5 сыновей и 2 дочери. Двое из сыновей Пахельбеля, Вильгельм Иероним и Карл Теодор, также стали композиторами, авторами органной музыки, а ещё один сын, Иоганн Михаил, стал мастером музыкальных инструментов. Одна из его дочерей, Амалия, заслужила признание как художник и гравёр.
Амалия
Несмотря на то, что Пахельбель был очень успешен как органист, композитор и преподаватель, он попросил разрешения на увольнение, видимо, в надежде найти лучшую работу. Разрешение было дано 15 августа 1690 года; не прошло и трёх недель, как он стал придворным органистом и музыкантом при Вюртембергском дворе в Штутгарте под патронатом герцогини Магдалены Сибиллы. Это место было лучше предыдущего, но вскоре Пахельбель вынужден был бежать из-за угрозы французского вторжения. Он возвратился в Нюрнберг, а оттуда переехал в Готу, где стал городским органистом 8 ноября.
Бывший учитель Пахельбеля, и органист церкви св. Себальда Георг Каспар Веккер умер 20 апреля 1695 года. Городские власти настолько хотели, чтобы вакантное место занял Пахельбель, что вопреки обычаю не стали устраивать конкурс, а направили ему официальное приглашение. Пахельбель согласился и вернулся в Нюрнберг летом 1695 года; где и прожил остаток жизни. Похоронен на нюрнбергском кладбище Rochusfriedhof.
Могила Пахельбеля на кладбище Рохус в Нюрнберге.При жизни Пахельбеля наибольшую известность приобрели его органные произведения (всего более 200). Кроме того, он написал: 70 хоралов и хоральных прелюдий, более 95 небольших фуг к магнификатам, 3 ричеркара, около 20 токкат и 6 фантазий. Также Пахельбелю приписывают создание более 20 сюит, хотя только три из них точно написал он.
Впрочем, самым знаменитым его произведением на сегодня можно назвать Канон ре мажор. Написанное в 1694 году. по случаю бракосочетания И. К. Баха. Однако оно так и не было опубликовано при жизни Иоганна. Канон увидел свет только в 1919-ом, а записан был через 21 год дирижёром Арктуром Фиделем.
Канон
Аккордовая последовательность из «Канона в ре мажор» была использована в нескольких поп-хитах в 80-х начиная со шлягера Go West диско-группы Village People, а также рэп-исполнителем Coolio в песне «C U When U Get There» с альбома My Soul 1997 года. Также на основе произведения создана песня Аллы Пугачёвой. "Посреди зимы".
Канон стал главной музыкальной темой фильма «Обыкновенные люди» 1980 года — свою версию для картины написал композитор Марвин Хэмлиш. Канон звучит в исполнении хора в самом начале фильма, а его инструментальная версия появляется в финальных титрах — также вариации на произведение звучат в музыке Хэмлиша во многих сценах. Использование музыкального произведения в этом фильме способствовало его популяризации, а также частому использованию в других фильмах и сериалах.
Несколько произведений на основе Канона.
Подробнее
Canon in D - Pachelbel
Village People - Go West -
Coolio - C U When U Get There HQ
Посреди зимы
Классическое искусство,разное,музыка,История,Реактор познавательный
а йожин женя
Есть ещё совершенно блестящий рок-кавер, который я часто на городских площадях слышу
Хотя испанцы в этом плане тоже отожгли - там у человека две фамилии. По отцу и по матери. И от одного до бесконечности имен.