Российская Империя ремонт дом длиннопост История Cat_Cat Реактор познавательный Архитектура и дизайн интерьер
Ремонт по-дореволюционному
Сегодняшний пост о быте и нравах дореволюционной России. Некоторые особенности старых интерьеров можно отчетливо увидеть на картинах, некоторые может подметить внимательный читатель, любящий классику.
Самый примитивный "дизайн интерьера", который был и самым массовым - да никакого! Просто деревянный дом без всяких там обоев и паркетов. По мере необходимости щели конопатили обычно паклей. Такой интерьер можно увидеть на картинах многих художников, например, "Новоселье" родившегося и выросшего в деревне передвижника Василия Максимова. А заодно и в большинстве деревенских домов, да и многих мещанских тоже.
Более «серьезным» вариантом было стены оштукатурить и покрасить. Для деревенских домов это долгое время было редкостью, а вот в мещанских встречалось часто. Дешево и сердито. Именно такой незатейливый ремонт, судя по всему, у хозяев, нанимающеюих прислугу на картине Владимира Маковского. Живет семья (судя по характерным усам, военного, возможно, отставного) весьма скромно, но амбиции требуют нанять еще одну девушку в качестве прислуги. Негоже «благородиям», даже бедным, самим готовить и убираться. Просто оштукатуренные стены можно увидеть и на картине Прянишникова «В ожидании шафера» (1890). Часто штукатурку облепляли ненужной бумагой и красили поверх нее.
Но были и более презентабельные варианты. Например, обои. Вот только обои по тем временам были понятием более широким. Изначально словом "обои" называли то, чем стены обивали, и речь шла обычно о тканях. Бумажные обои стали популярны с 18 века, а производить их в Европе стали еще раньше, но называли их долгое время бумагами, бумажками. Обычно считается, что бумага была более дешевым вариантом, хотя это не совсем так.
В 18 веке одним из самых популярных способов украсить стены в том числе в домах дворян - покрыть их холстами, а затем покрасить. Иногда закрашивали одним цветом, но некоторые могли расписать их, превратив стену в большую картину. Дмитрий Благово в "Рассказах бабушки" описывает интерьер бабушкиного дома так: "Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и краской на клею. В зале нарисованы на стенах охота, в гостиной - ландшафты, в кабинете у матушки тоже, а в спальне, кажется, стены были расписаны боскетом, а еще где-то драпировкой или спущенным занавесом. Конечно, это все было малевано домашними мазунами, но, в прочем, очень недурно, а по тогдашним понятиям о живописи даже и хорошо."
Подобные настенные художества встречались в России и в 18 веке и в начале 19 иногда тоже. В «Горе от ума» крепостной театр, возможно, украшен аналогично. («Дом зеленью раскрашен в виде рощи, сам толст — его артисты тощи»). Добавление клея делало краску более прочной и водостойкой. В то время модно было в особняках рисовать на стенах пейзажи в подражание интерьерам Версаля. Иногда холсты просто белили без всяких дизайнерских изысков. Довольно часто в первой четверти 19 века в отделке использовались яркие цвета. Изумрудно-зеленый (даже получивший название зеленый графов Апраксиных»), синий («синий бенуа»), красный, вдохновленный в том числе интерьерами зданий, обнаруженных при раскопках Помпей.
В литературе часто можно встретить упоминание штофных обоев. Обычно под ними подразумеваются обои на тканевой основе, которые к стенам крепились с помощью гвоздиков. Поначалу это было дорогое удовольствие, хотя со временем цены становились все ниже, в том числе по причине появления все большего числа отечественных производителей. Некоторые люди делали обивку стен и мебели из одного и того же материала. К середине 19 века стал популярен относительно недорогой кретон (крепкая хлопковая ткань), а иногда в ход шел и дешевый ситец. Похоже, однотипной тканью задекорирована гостиная в Кусково на акварели Натальи Леоновой.
Бумажные обои в Европе стали популярны еще в 18 веке, но выглядели по- разному. В Англии это была дешевая альтернатива тканям, поэтому дизайн был простяцкий. А вот во Франции бумажные обои были достаточно дорогими, потому что делались из качественных материалов, а сложные и многоцветные узоры наносились на них вручную. Особым шиком считались вкрапления ворса (обычно его состригали с бархата и осторожно сыпали на нанесенный на бумагу клей), их называли насыпными. При этом ворс могли еще и приглаживать в разных направлениях, создавая сочетание матового и глянцевого узора. Вообще ценились обои, имитирующие ткани, поэтому, глядя на картины 19 века, часто нельзя точно сказать, что именно там использовано при отделке. Бумажные обои было легче использовать, но стоить они могли дороже штофных. Бумажными обоями изначально был оклеен Елагин дворец, построенный в 1820-х. Поначалу «бумажки» состояли из отдельных листов, которые между собой склеивали. В 1799 году Луи Робер создал аппарат, выпускавший бумагу рулонами. В 1823 году англичанин Пальмер сделал первую обойнопечатную машину, а его соотечественник Престон в 1839 году разработал еще более популярный аппарат для нанесения узоров. Все это сделало бумажные обои дешевле и доступнее. Если еще в первой половине 19 века обои в жилищах обычных горожан встречались редко, а в основном стены просто красили, то во второй они уже стали обычным делом. Стандартный рулон был примерно 47 см в ширину, а длинна была разной. У русских производителей 11-12 аршин, то есть примерно 8-9 м. К концу века самые дешевые отечественные обои стоили 9 копеек за рулон.
Сочетание плитки и, скорее всего, недорогих обоев можно увидеть на картине Николая Неврева "Смотрины" (1888). Кстати плитку тоже широко использовался. Чаще всего для отделки печей, иногда на кухне, в начавших появляться в домах ванных, но иногда и в комнатах. В комнатах ее можно увидеть там, где стоял обеденный стол. Это задняя часть печи. Металлический предмет на стене скрывает продух, куда выводилась труба от самовара.
А вот потолок обычно просто красили. При этом в краску тоже добавляли клей. Такой потолок можно было мыть. Ценное качество, с учетом того, что из-за свечного отопления он мог быстро закоптиться. Изредка можно встретить росписи. С полом вариантов было тоже немного. И самый массовый из них – просто дощатый. Паркет был дорогим удовольствием, поэтому встречался далеко не во всех домах, да и там обычно не во всех комнатах, а только парадных. Чем более сложный рисунок и больше использованных сортов дерева, тем дороже. Так что роспись на потолке и красивый паркет еще раз подчеркивают зрителю, что папенька, к дочери которого на картине Федотова (1848) сватается меркантильный майор, явно в состоянии дать внушительное приданое. В 1863 году Фредерик Уолтон запатентовал напольное покрытие линолеум на основе линоксина – оксидированного льняного масла. Однако массовым производство этой новинки стало только к концу 19 века, и в дореволюционной России она популярной стать не успела.
Ну и еще одна характерная особенность домов "благородий" и просто состоятельных россиян - любовь к "показухе" для гостей, а ради нее готовность переплачивать и жертвовать личным комфортом. Во многих домах и квартирах были так называемые парадные комнаты. Хорошо обставленные, с качественным паркетом, и окнами на улицу, что считалось престижным. И все это для гостей, а без них помещения часто не отапливали, и туда могли даже не заходить, проводя жизнь в личных покоях. А там и мебель дешевле, и полы просто дощатые, и окна в унылый двор. Типичная жилая комната на картине Федора Толстого "За шитьем" (1820-е).
Ну и несколько примеров интерьеров на старых фото
И немного крестьянского быта начала 20 века. Фотограф Вадим Шульц
Часть информации в посте взята в книгах
Ю. Федосюк "что непонятно у классиков или энциклопедия русского быта xix века"
Е. Юхнева "Петербургские доходные дома"
А. Васильев "Русский интерьер в старинных фотографиях»
___________________________________
Автор сей статьи Торбова
Крипта цивилизации Crypt of Civilization капсула времени История Реактор познавательный длиннопост
Крипта цивилизации: Проект, рассчитанный на 6.000 лет
В подвале Фиби Хёрст Холла (англ. Phoebe Hearst Hall) в Олготорпском университете (штат Джорджия) есть дверь из нержавеющей стали, которая ведёт к хранилищу, созданному более 65 лет назад. За этой дверью находится водонепроницаемая комната размером 6х3 метра, где хранится целый ряд некогда современных артефактов и записей, помещённых туда мужчинами и женщинами в период между 1937 и 1940 годами. Если всё пойдёт хорошо, то содержимое этого хранилища будет оставаться невидимым и нетронутым в течение следующих 6107 лет.
Этот амбициозный проект, начавшийся на заре Второй мировой войны, известен как «Крипта цивилизации»; он представляет собой первую согласованную попытку собрать и сохранить образцы человеческой цивилизации и технологий. И хотя этого термина тогда ещё не существовало, это была первая современная капсула времени.
Эта концепция зародилась в голове доктора Торнуэлла Джейкобса в 1936 году, когда он был президентом Оглторпского университета. Преподавая и исследуя древнюю историю, он был поражён скудостью информации о древних цивилизациях, поэтому у него возникла идея не допустить, чтобы с этой проблемой столкнулись те, кто, возможно, захочет изучить нашу цивилизацию в будущем. Его «крипта» должна была содержать исчерпывающую летопись цивилизации того времени, а также накопленные человечеством знания. Он заручился поддержкой Томаса Киммвуда Питерса и поставил перед ним монументальную задачу – записать историю человечества на новый носитель, известный как «микрофильм». Питерс как никто другой подходил для выполнения этой задачи, поскольку он был изобретателем первой микрофильмовой камеры.
Переменчивая публика, казалось, была одновременно вдохновлена и обеспокоена этим проектом. Масштаб идеи был беспрецедентным в современной истории. О крипте поведали миру в публикациях и радиопередачах, и Джейкобс был в восторге от внимания, которое привлёк этот проект. Он описал крипту как «археологический долг его поколения».
Год открытия крипты — 8113 год — был выбран с учётом того, что 1936-й был на полпути к будущему. С момента возникновения египетского календаря в 4241 году до нашей эры прошло 6177 лет, поэтому доктор Джейкобс решил использовать именно это число лет для своей идеи. Тот факт, что жители 1936 года думали о своём времени как о переломном моменте в истории, говорит о технологическом оптимизме поколения, который вполне понятен, учитывая, что одни из величайших изобретений человечества начали появляться примерно в тот период.
Собственно подготовка крипты началась в университете в 1937 году. Выбранное место представляло собой подвальное помещение, в котором ранее находился плавательный бассейн, а это означало, что его фундамент уже был спроектирован таким образом, чтобы быть непроницаемым для влаги. Комната представляла собой подземное углубление размером 6 на 3 метра с твёрдым гранитным основанием, примерно в двух метрах под поверхностью. В камере провели дополнительные работы, которые заключались в поднятии пола с помощью бетона и облицовке стен керамической плиткой.
За три года Питерсу и его помощникам-студентам удалось запечатлеть и сохранить более 640000 страниц документов, включая религиозные тексты, такие как Библия и Коран, а также произведения литературы, такие как «Илиада» и «Божественная комедия». Помимо этого, Питерс собрал фотографии, кинофильмы и голосовые записи политических лидеров, таких как Гитлер, Сталин, Муссолини, Чемберлен и Рузвельт. Чтобы этими материалами могли воспользоваться люди будущего, в крипте есть стеклянные лупы, а также электрические проекторы и проигрыватели, которые работают от ветряного генератора. Кроме того, в камере хранятся «артефакты» из повседневной жизни, включая швейные машины, первый телевизор, телефон, механические часы, произведения искусства, семена растений и многое другое.
Джейкобс и Питерс консультировались с Американским бюро стандартов относительно наилучших способов сохранения микрофильмов и артефактов в течение такого огромного промежутка времени, и в конечном итоге они решили упаковать чувствительные предметы в герметичные сосуды из нержавеющей стали со стеклянными накладками. Прежде чем запечатать эти контейнеры, из них был удалён весь воздух, который заменили азотом, чтобы предотвратить окисление содержимого. В качестве дополнительной меры предосторожности было принято решение сделать дубликаты на металлической плёнке.
К 1940 году крипта была завершена; её заполнили кучей контейнеров и предметов, характерных для того времени. 25 мая того же года дверь камеры была торжественно запечатана в присутствии мэра города, губернатора штата, генерального почтмейстера США и других чиновников. Об этом событии сообщили по радио; также были сделаны записи ряда глубоких фраз, произнесённых на церемонии, они стали последними дополнениями к крипте. Вдобавок ко всему, в самый последний момент в помещение занесли стальную пластину от газеты The Atlanta Journal-Constitution, которая освещала тему войны в Европе. Затем дверь из нержавеющей стали была закрыта и заварена. Содержимое хранилища снова увидит свет в 8113 году... если всё пойдет по плану.
Не имея бюджета на ядовитые дротики и гигантские каменные сферы, создатели этого склепа вместо них использовали другое средство устрашения против потенциальных злоумышленников: чувство вины. Над запечатанным входом в крипту установлена табличка из нержавеющей стали, умоляющая всех, кто наткнётся на неё, оставить её содержимое нетронутым до 8113 года.
Табличка гласит:
«Эта крипта содержит памятники цивилизации, которая существовала в Соединённых Штатах и мире в целом в первой половине двадцатого века. В сосудах из нержавеющей стали, в которых воздух был заменён инертными газами, хранятся энциклопедии, исторические сочинения, научные труды, специальные выпуски газет, туристические журналы и беседы, киноплёнки, модели, граммофонные пластинки и прочие материалы, с помощью которых можно получить представление о состоянии и природе цивилизации, существовавшей с 1900 по 1950 год. Ювелирных украшений или драгоценных металлов в ней нет. Мы надеемся, что законы округа Де-Калб штата Джорджия, правительство Соединённых Штатов и его преемники, а также честность потомков, позволят сохранить эту камеру до 8113 года, когда, согласно нашему распоряжению, она будет октрыта властями, представленными вышеупомянутыми правительственными учреждениями и администрацией Оглторпского университета. До этого момента мы просим всех людей не трогать эту дверь и то, что хранится за ней».
Конечно, если бы сегодня археологи нашли гробницу, надпись на которой предписывала бы не открывать дверь до какого-то определённого момента в будущем, то вряд ли они с уважением отнеслись бы к этому желанию.
В том случае, если «Крипта цивилизации» будет обнаружена людьми, которые не говорят по-английски, комната включает в себя многочисленные пиктографические представления информации, и, пожалуй, наиболее важные из них описывают работу «языкового интегратора» хранилища — первой части технологий, с которой столкнутся при входе в эту «технологическую гробницу». По иронии судьбы, похоже, что большая часть информации об этой машине была потеряна из-за разрушительного воздействия времени, но говорят, что на создание этого ручного устройства для обучения английскому языку вдохновил Розеттский камень, основанный на «принципе Никелодеона». Его словарь состоит всего из 1500 слов, которые составляют «базовый английский», он использовался в криптографических кодах во время Первой мировой войны.
Полезность таких капсул времени уже давно ставится под сомнение археологами и историками, потому что дикий оптимизм давно был вытеснен скептицизмом. Пагубная ошибка капсул времени заключается не только в их сомнительной способности переживать огромные промежутки времени, но и в том, что те, кто отвечает за содержание, помещают внутрь только то, что они пожелают. И хотя гаджеты и документы не лишены исторической ценности, их первозданное состояние мало что говорит об их роли в повседневной жизни. Как бы то ни было, для историков будущего они обладают неисчислимой ценностью.
Учитывая водонепроницаемость, подземное расположение и окружающий её гранитный рельеф, «Крипта цивилизации» вполне может дожить до 8113 года нашей эры. Регион, где она находится, не подвержен большой сейсмической активности, и хотя землетрясения там не являются редкостью, они далеко не так часты и сильны, как во многих других частях мира.
Чтобы сохранить знания о крипте, доктор Торнуэлл Джейкобс сделал пластинки из ацетата целлюлозы, которые содержат информацию о хранилище на многих языках, и отправил их в библиотеки, университеты, монастыри и храмы по всему миру. Сейчас в Оглторпском университете — доме первой в современном мире капсулы времени — находится Международное общество капсул времени (МОКВ), организации, созданной в 1990 году для содействия тщательному изучению и документированию капсул времени.