Подробнее
Карл Густав Юнг: «Демонов привлекают массы» Это уникальное и почти неизвестное интервью Карла Густава Юнга, знаменитого психиатра и основателя аналитической психологии, было опубликовано 7 1 мая 1945 года в швейцарской газете Die Weltwoch, через четыре дня после капитуляции немецкой армии в Реймсе. «Обретут ли души мир?» - так называлась статья, в которой Юнг размышлял о причинах массового психоза немецкой нации в 30-40-е гг., о демонах, которые только того и ждут, чтобы выползти на поверхность нашей психики, и о том, что после Германии зло будет искать другие внушаемые народы для своего воплощения. Журналист «Die Weltwoche»: Не считаете ли вы, что окончание войны вызовет громадные перемены в душе европейцев, особенно немцев, которые теперь словно пробуждаются от долгого и ужасного сна? Карл Густав Юнг: Да, конечно. Что касается немцев, то перед нами встает психическая проблема, важность которой пока трудно представить, но очертания ее можно различить на примере больных, которых я лечу. Для психолога ясно одно, а именно то, что он не должен следовать широко распространенному сентиментальному разделению на нацистов и противников режима. У меня лечатся два больных, явные антинацисты, и тем не менее их сны показывают, что за всей их благопристойностью до сих пор жива резко выраженная нацистская психология со всем ее насилием и жестокостью. Когда швейцарский журналист спросил фельдмаршала фон Кюхлера (Георг фон Кюхлер (1881-1967) руководил вторжением в Зопадную Польшу в сентябре 1939 г.; он был осркден и приговорен к тюремному заключению как военный преступник Нюрнбергским трибуналом) о зверствах немцев в Польше, тот негодующе воскликнул: «Извините, это не вермахт, это партия!» — прекрасный пример того, что деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. Все они, сознательно или бессознательно, активно или пассивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том, что происходило, и в то же время знали. Вопрос коллективной вины, который так затрудняет и будет затруднять политиков, для психолога факт, не вызывающий сомнений, и одна из наиболее важных задач лечения заключается в том, чтобы заставить немцев признать свою вину. Уже сейчас многие из них обращаются ко мне с просьбой лечиться у меня. Если просьбы исходят от тех «порядочных немцев», которые не прочь свалить вину на пару людей из гестапо, я считаю случай безнадежным. Мне ничего не остается, как предложить им анкеты с недвусмысленными вопросами типа: «Что вы думаете о Бухенвальде?». Только когда пациент понимает и признает свою вину, можно применить индивидуальное лечение. Но как оказалось возможным, чтобы немцы, весь народ, попали в эту безнадежную психическую ситуацию? Могло ли случиться подобное с какой-либо другой нацией? К. Г. Юнг: Позвольте вделать здесь небольшое отступление и наметить в общих чертах мою теорию относительно общего психологического прошлого, предшествовавшего национал-социалистической войне. Возьмем за отправную точку небольшой пример из моей практики. Однажды ко мне пришла женщина и разразилась неистовыми обвинениями в адрес мужа: он сущий дьявол, он мучит и преследует ее, и так далее и тому подобное. В действительности этот человек оказался вполне добропорядочным гражданином, невиновным в каких-либо демонических умыслах. Откуда к этой женщине пришла ее безумная идея? Да просто в ее собственной душе живет тот дьявол, которого она проецирует вовне, перенося свои собственные желания и неистовства на своего мужа. Я разъяснил ей все это, и она согласилась, уподобившись раскаявшейся овечке. Казалось, все в порядке. Тем не менее именно это и обеспокоило меня, потому что я не знаю, куда пропал дьявол, ранее соединявшийся с образом мужа. Совершенно то же самое, но в больших масштабах произошло в истории Европы. Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. Христианство и современная наука дедемонизировали природу, что означает, что европейцы последовательно вбирают демонические силы из мира в самих себя, постоянно загружая ими свое бессознательное. В самом человеке эти демонические силы восстают против кажущейся духовной несвободы христианства. Демоны прорываются в искусство барокко: позвоночники изгибаются, обнаруживаются копыта сатира. Человек постепенно превращается в уробороса, уничтожающего самого себя, в образ, с древних времен являвшийся символом человека, одержимого демоном. Первым законченным примером этого типа является Наполеон. Немцы проявляют особенную слабость перед лицом этих демонов вследствие своей невероятной внушаемости. Это обнаруживается в их любви к подчинению, в их безвольной покорности приказам, которые являются только иной формой внушения. Это соответствует общей психической неполноценности немцев, следствием их неопределенного положения между Востоком и Западом. Они единственные на Западе, кто при общем исходе из восточного чрева наций оставались дольше всех со своей матерью. В конце концов они отошли, но прибыли слишком поздно, тогда как мужик (the mujik) не порывался освободиться вообще. Поэтому немцев глубоко терзает комплекс неполноценности, который они пытаются компенсировать манией величия: «Am deutschen Wesen soil die Welt genesen» («Немецкий духспосет мир» — это нацистский лозунг, заимствованный из позмы Змонузля Гейбеля (1815-1884) «Признание Германии»; строки из íейбеля стали известны с тех пор, кок их процитировал Вильгельм II в своей речи в Мюнстере в 1907году), — хотя они не чувствуют себя слишком удобно в собственной шкуре! Это типично юношеская психология, которая проявляется не только в чрезвычайном распространении гомосексуальности, но и в отсутствии образа anima в немецкой литературе (великое исключение составляет Гете). Это обнаруживается также в немецкой сентиментальности и «Gemütlichkeit» («Уют, приятность»), которые в действительности суть ничто иное, как жестокосердие, бесчувственность и бездушие. Все обвинения в бездушии и бестиальности, с которыми немецкая пропаганда нападала на русских, относятся к самим немцам; речи Геббельса не что иное, как немецкая психология, спроецированная на врага. Незрелость личности ужасающим образом проявилась в бесхарактерности немецкого генерального штаба, мягкотелостью напоминающего моллюска в раковине. fifi Для примитивного человека мир полон демонов и таинственных сил, которых он боится; для него вся природа одушевлена этими силами, которые на самом деле не что иное, как его собственные внутренние силы, спроецированные во внешний мир. 99 Германия всегда была страной психических катастроф: Реформация, крестьянские и религиозные войны. При национал-социализме давление демонов настолько возросло, что человеческие существа, подпав под их власть, превратились в сомнамбулических сверхчеловеков, первым среди которых был Гитлер, заразивший этим всех остальных. Все нацистские лидеры одержимы в буквальном смысле слова, и, несомненно, не случайно, что их министр пропаганды был отмечен меткой демонизированного человека — хромотой. Десять процентов немецкого населения сегодня безнадежные психопаты. Вы говорите о психической неполноценности и демонической внушаемости немцев, но как вы думаете, относится ли это также к нам, швейцарцам, германцам по происхождению? К. Г. Юнг: Мы ограждены от этой внушаемости своей малочисленностью. Если бы население Швейцарии составляло восемьдесят миллионов, то с нами могло бы произойти то же самое, поскольку демонов привлекают по преимуществу массы. В коллективе человек утрачивает корни, и тогда демоны могут завладеть им. Поэтому на практике нацисты занимались только формированием огромных масс и никогда — формированием личности. И также поэтому лица демонизированных людей сегодня безжизненные, застывшие, пустые. Нас, швейцарцев, ограждают от этих опасностей наш федерализм и наш индивидуализм. У нас невозможна такая массовая аккумуляция, как в Германии, и, возможно, в подобной обособленности заключается способ лечения, благодаря которому удалось бы обуздать демонов. Но чем может обернуться лечение, если его провести бомбами и пулеметами? Не должно ли военное подчинение демонизированной нации только усилить чувство неполноценности и усугубить болезнь? К. Г. Юнг: Сегодня немцы подобны пьяному человеку, который пробуждается наутро с похмелья. Они не знают, что они делали, и не хотят знать. Существует лишь одно чувство безграничного несчастья. Они предпримут судорожные усилия оправдаться перед лицом обвинений и ненависти окружающего мира, но это будет неверный путь. Искупление, как я уже указывал, лежит только в полном признании своей вины. «Mea culpa, mea maxima culpa!» («Моя вино, моя величайшая вина» (лат.)). В искреннем раскаянии обретают божественное милосердие. Это не только религиозная, но и психологическая истина. Американский курс лечения, заключающийся в том, чтобы провести гражданское население через концентрационные лагеря, чтобы показать все ужасы, совершенные там, является поэтому совершенно правильным. Однако невозможно достичь цели только моральным поучением, раскаяние должно родиться внутри самих немцев. Возможно, что катастрофа выявит позитивные силы, что из этой погруженности в себя возродятся пророки, столь характерные для этих странных людей, как и демоны. Кто пал так низко, имеет глубину. По всей вероятности, католическая церковь соберет богатый улов душ, поскольку протестантская церковь переживает сегодня раскол. Есть известия, что всеобщее несчастье пробудило религиозную жизнь в Германии; целые общины преклоняют по вечерам колени, умоляя Господа спасти от антихриста. Тогда можно надеяться, что демоны будут изгнаны и новый, лучший мир поднимется на руинах? К. Г. Юнг: Нет, от демонов пока не избавиться. Это трудная задача, решение которой в отдаленном будущем. Теперь, когда ангел истории покинул немцев, демоны будут искать новую жертву. И это будет нетрудно. Всякий человек, который утрачивает свою тень, всякая нация, которая уверует в свою непогрешимость, станет добычей. Мы испытываем любовь к преступнику и проявляем к нему жгучий интерес, потому что дьявол заставляет забыть нас о бревне в своем глазу, когда мы замечаем соринку в глазу брата, и это способ провести нас. Немцы обретут себя, когда примут и признают свою вину, но другие станут жертвой одержимости, если в своем отвращении к немецкой вине забудут о собственных несовершенствах. Мы не должны забывать, что роковая склонность немцев к коллективности в не меньшей мере присуща и другим победоносным нациям, так что они также неожиданно могут стать жертвой демонических сил. «Всеобщая внушаемость» играет огромную роль в сегодняшней Америке, и насколько русские уже зачарованы демоном власти, легко увидеть из последних событии, которые должны несколько умерить наше мирное ликование. Наиболее разумны в этом отношении англичане: индивидуализм избавляет их от влечения к лозунгам, и швейцарцы разделяют их изумление перед коллективным безумием. Тогда мы должны с беспокойством ожидать, как проявят себя демоны в дальнейшем? К. Г. Юнг: Я уже говорил, что спасение заключается только в мирной работе по воспитанию личности. Это не так безнадежно, как может показаться. Власть демонов огромна, и наиболее современные средства массового внушения — пресса, радио, кино etc. — к их услугам. Тем не менее христианству было по силам отстоять свои позиции перед лицом непреодолимого противника, и не пропагандой и массовым обращением — это произошло позднее и оказалось не столь существенным, — а через убеждение от человека к человеку. И это путь, которым мы также должны пойти, если хотим обуздать демонов. Трудно позавидовать вашей задаче написать об этих существах. Я надеюсь, что вам удастся изложить мои взгляды так, что люди не найдут их слишком странными. К несчастью, это моя судьба, что люди, особенно те, которые одержимы, считают меня сумасшедшим, потому что я верю 8 демонов. Но это их дело так думать; я знаю, что демоны существуют. От них не убудет, это так же верно, как то, что существует Бухенвальд. «Werden die Seelen Frieden finden?» Ein Interview mit Prof. C. G. Jung von P.S. In: Weltwoche, Zürich, 11.5.1945.
это интересно,Швейцария,интервью,психиатр,демоны,нацисты,много букв,длиннопост
Еще на тему
Ты всё правильно сказал.
Кстати для размышлений-как, интересно, повернулась бы история, не влезь Япония в войну и не будь Перл-Харбора.
Он наглядно демонстрирует, что тем самым демонам, о которых сказал Юнг, абсолютно до фонаря наша национальность, этническая принадлежность, уровень (!) образованности, пол и прочие отличительные качества. Поэтому когда говорят об опытах на людях, например, то стыдно и страшно за свой рассудок должно быть в том числе и Вам (лично Вам, сидящему и читающему сейчас этот текст), как и мне, конечно, я не считаю себя не человеком.
Как-то стремно от того, что когда людям рассказывают об ужасах концлагерей, в школе, например, то все время забывают упомянуть этот маленький фактик. Что "демон" никуда не исчез, да и никогда не был чем-то отдельным от человека. Он с самого твоего рождения у тебя в твоей маленькой головушке, ждет подходящего момента чтобы сорвать с твоих глаз пелену иллюзий о том, какой ты хороший, добрый человек.
Почитайте про эксперимент, очень увлекательно. Как и вся экспериментальная психология, в общем-то. Я читал у Юнга, по-моему, "Человек и его символы", очень давно, остался под большим впечатлением. Однако, как реальность часто оказывается поразительнее самых смелых фантазий, именно экспериментальная психология деформировала меня сильнее, заставила по-другому смотреть на мир.
"Это также обнаруживается в немецкой сентементальности (уют, приятность) которые в действительности как жестокосердечие, бесчуственность и бездушие. все обвининения в бездушии и бестиальности, с которыми немецкая пропаганда нападала на русских, относятся к самим немцам, речи Гебельса нечто иное, как немецкая психология, спроецированя на врага".. как мы можем видеть тех же источников русской пропаганды начиная от совка и заканчивая нынешней россией что русские несут в земли куда они вторгаются "уют и приятность" описывая это теми или иныи словами и все народы, к которым вторгались руские ненавидят их за бездушие, жестокосердечие и бесчуственность (взять кого угодно хоть польшу, хоть прибалтику, хоть чурков хоть теперь уже хохлов).. касательно пропаганды нынешней россии о фашистах в украине в тот же момент когда сама ситиуция в стране сильно напоминает фашизм во всей его разнообразности и с слишком четкими признаками
""извините, это не вермахт, это партия!" - прекрасный пример того, что деление на порядочных и непорядочных немцев крайне наивно. все они сознательно или безсознательно, активно или пасивно, причастны к ужасам; они ничего не знали о том что происходило, и в то же время знали." как и сейчас многи русские с которыми я общаюсь одновременно и ничего не знают, а одновременно и все знают и прекрасно понимают но предпочитают скидывать с себя любую ответственность а темболее признавать какую либо причастность к агресивной внешней политике их страны которая сопровождается убийствами и страданиями
итоги подводите сами. Я понимаю, никому не нравится когда его тыкают нососм в собственное дерьмо, можете даже минусить, но эти мысли не призваны когото в чем то обвинить или прижать к стенке, а лишь задуматься над вопросом "кто ты такой?".. в психологии есть два простых этапа исцеления согласно с которыми оно происходит: 1. осознание 2. принятие.. осознание это уже как минимум пол пути
Психиатр, который старается привить пациентам чувство вины за то, что делали не они, а кто-то другой - не врач, а пидарас.
Политики, которые стараются привить нации чувство вины - пидарасы. Совершенно дикая ситуация, когда современных немцев заставляют виниться за грехи нацистов. Полный бред, когда русских стараются заставить стыдиться деяний Сталина и так далее. Может быть, мне должно быть стыдно, что мои предки неандертальцы съели кроманьонцев (или наоборот, я уже хз)? Да хер там, я отвечаю только за то, что делаю или не делаю.
Если интервью не фейк, то я был о Юнге лучшего мнения.