100 лучших фантастических книг по мнению журнала "Мир фантастики"
Подробнее
ЧТО почитать из фантастики? 100 лучших фантастических книг # 61(Сентябрь д Кот-редактор О 20.09.2008 О Книги 2008) Составление сотни наиглавнейших фантастических книг потребовало от нашей редакции куда больших усилии, чем аналогичные списки игр, фильмов и сериалов. Неудивительно, ведь книги основа основ всей мировой фантастики. К и прежде, основным критерием для нас было значение того или иного произведения для мировой и отечественной фантастики. В наш список попали лишь те книги и цикл* которые стали общепризнанными столпами фантастической литературы или оказали значительное влияние на развитие отдельных фантастических направлений. При этом мы не пошли на поводу у соблазна приписать основной вклад в фантастику англоязычным авторам: почти пятую часть нашего перечня занимают книги отечественных мастеров слова. Итак, перед вами те 100 книг, которые, по мнению МирФ. любой уважающий себя поклонник фантастики прочесть попросту обязан! ПРКЛТЕЧИ ФАНТАСТИКИ Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера» Роман, проложивший путь авторам ^ многих фантастических направлении _ от сатиры до альтернативной географии. А чего стоит подробное конструирование миров! «Путешествия Гулливера» невозможно ФаНТ^ЧГвДаГлУь;инство из нас знакомо лишь с входящей в «золотой фонд» детской литературы. Мэри Шелли «Франкенштейн, или Современный Прометей» Книга английской леди, супруги известного поэта, написанная «на спор». У Перси Шелли и его друга Байрона ничего не получилось, а 20-летняя девушка сочинила один из самых знаменитых «готических» романов. Но одной готикой дело не ограничилось! История швейцарского ученого Виктора Франкенштейна, который с помощью электричества научился оживлять мертвые ткани, считается первым по-настоящему научно-фантастическим произведением. © и*« шкрищш :ЗГ* Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес» т при» Сказка для детей, придуманная английским математиком,оказала огромное влияние на развитие НФ. Сатирический абсурдизм,обилие парадоксов, иные измерения - книга Кэрролла включила в себя множество тем неоднократно использованных фантастами последующих поколений. Особенно велико влияние «у»™, - ™ ц„„ро..нЛ повеет» об Ая«с. уступ*» только Шекспиру. . . — Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под 20 0001 ГАС,III' водой» Одна из самых знаменитых книг «отца-основателя» НФ. Конечно, рядом можно поставить еще несколько его романов _ «путешествие к центру Земли», «С Земли на Луну», «Робур-завоеватель», “--^ооть» знает капитана Немо и его «Наутилус». Роберт Льюис Стивенсон «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» История двух противоположных половин единой личности, одновременно морализаторская притча о двойственности прогресса и ответственности науки перед обществом (позже эта тема была развита Г узллсом в «Человеке-невидимке» и «Острове доктора - книга, породившая массу подражании и сделавш образ Джекила-Хайда нарицательным. ^ Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе 3 короля Артура» Еще одна классика, которая совмещает в себе сатиру на современное писателю общество и блестящее воплощение нескольких фантастических идеи, позднее растиражированных сотнями авторов, путешествие во времени, альтернативная история, идея культур, =о»»л,ль„ость ПРОФЬС «рст.. как способа изменения «косного» общества вместилось под одну обложку. Брэм Стокер «Дракула» Роман о вампирах, породивший океан подражаний в литературной и кинематографической фантастике. Ирландец Стокер явил миру пример грамотного «черного пиара». Взял подлинную фигуру валахского господаря _ личности малосимпатичной, но в историческом плане - ,л гптвооил из него монстра с достаточно ординарной, и Р большой буквы, чье имя в массовом сознании помещается где-то между Люцифером и Гитлером. НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА Герберт Уэллс «Война миров» Классическое произведение, открывшее сразу несколько направлений в НФ. Это первая книга о вторжении на Землю беспощадных «чужих». Однако Уэллс пошел дальше темы «войны миров». Писатель создает впечатляющую галерею поведенческих моделей людей в экстремальных условиях нависшей над ними угрозы тотального Гч—. Перед ».»» - Ф«™*™ "Г«'”““' общества в п«Р«оД “«У«« “Р00“* ' asimov Айзек Азимов, цикл «История будущего» foundation and earth первая в мировой НФ монументальная история будущего, самой яркой частью которой считается трилогия Боипбабоп (премия «Хьюго» как лучшая фантастическая серия всех времен). ----- Азимов попытался свести развитие дивилизации к комплексу законов, сходных с математиче^кими^форм^ами.^Зпа™^^,^и^^^^^^^^^ а "еные - адепты науки «психоистории». А действие всей серии охватывает 20 тысяч лет! STARSHIP TROOPERS Роберт Хайнлайн «Звездный десант» шш Роман вызвал нешуточный скандал, ибо многие либералы увидели в нем пропаганду милитаризма и даже фашизма, и Хайнлайн был убежденным Ц либертарианцем, у которого идея “ ответственности перед обществом уживалась с неприятием тотального ограничения ^ государством личной свободы. «Звездный деса ппосто эталонная «военка» о битвах с чужими, но и отображение представлений писателя об идеальном обществе, где долг превыше всего. Альфред Элтон Ван-Вогт «Слэн» Первое значительное произведение о биологических мутациях, которые грозят человечеству переходом на новую ступень эволюции. Естественно, обычные люди не готовы просто так отправляться на свалку истории, поэтому слэнам-мутантам приходится Ситуация осложнена тем, что слэны - пл0« геНН инженерии. Человечество само породит собственного могильщика? Джон Уиндэм «День триффидов» ---------Эталон научно-фантастического «романа- катастрофы». В результате космического катаклизма почти все земляне ослепли и ^превратились в добычу ставших хищными I растений. Конец цивилизации? Нет, роман британского фантаста проникнут верой в _ГГ1 п\/уя Дескать, «возьмемся за руки, = пессимистичных) историй. Уолтер Миллер «Страсти по Лейбовицу» Классическая постапокалиптическая эпопея. После ядерной войны единственным оплотом знаний и культуры остается церковь в лице основанного ученым-физиком ордена Святого Лейбовица. Действие книги происходит на (ротяжении тысячи лет: цивилизация постепенно зозоождается, чтобы вновь погибнуть... Искренне настоящее спасение. Men 61.,» Mak.il Робер Мерль «Мальвиль» Самая дотошная хроника существования обычного человека в мире после ядерной войны. Группа людей, оказавшись в замке Мальвиль, день за днем выживает на развалинах цивилизации. Увы, но их робинзонада абсолютно безнадежна. .„„то не поилетит с «большой земли», не спасет, не пнет навсегда утраченное. И не зря. одержав череду ГГт1щ" по«», г»«»"»“ «РО» У“Р“’ 6*""ЬНОГ0 аппендицита. Мир погиб - и будущего нет... asimq Айзек Азимов, сборник «Я, робот» Рассказы Азимова о роботах развили тему, поднятую Карелом Чапеком в пьесе Б.и.Ц., _ о взаимоотношении человека и искусственного интеллекта. Три Закона Роботехники — этическая основа для ^ существования искусственных создании, пособная подавить «комплекс Франкенштейна» ^ Г„рГоГ-нь,х метаниях и «У— ахспериме»,«. Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» Первый образчик подлинного киберпанка, появившийся задолго до рождения самого термина и фантастического явления, им обозначенного. Кислотно-мрачныи мир будущего, обитатели которого постоянно подвергают сомнению смысл и даже реальность собственного существования, - темы, =РИые п ля этого романа, и для все к „ послужила основой культового фильма Ридли «Бегущий по лезвию бритвы». Уильям Гибсон «Нейромант» Священная книга киберпанка, где есть практически все его знаковые приметы. Блестяще показано высокотехнологическое близкое будущее, в котором власть принадлежит хищным транснациональным корпорациям и Оборот специфический компьютерный жаргон. 2001^ Артур Кларк «2001: Космическая Одиссея» MICHAEL CRICHTON На основе старого рассказа Артур Кларк сочинил сценарий для фильма Стэнли Кубрика - первой настоящей НФ-эпопеи мирового кино. А новеллизация стала _ символом серьезной космической научной фантастики. Никаких «звездных воин», «„X с»»,ргеро.. = бластерам». „сск.э .6 экспедлцлл к ПМ “""„„„«к машинный разум достигает своего предела, з« способен перейти любые границы возможного. |1ШМ рш М.*» ГР»«““ ’"»Р» ЮрСКОГ° ”еР"°”* Крайтон считается отцом фантастического технотриллера. «Парк Юрского периода» - не первое произведение такого рода, но одно из самых известных, во многом благодаря экранизации Стивена Спилберга. Будучи подражаний. ФИЛОСОФСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА Герберт Уэллс «Машина времени» Один из краеугольных камней ШеДщ Ч современной НФ - книга, положившая _ ЗШИЬГ наЧало эксплуатации темы путешествии во времени. Уэллс также попытался продолжить современный ему капитализм в далекое будущее, в кптооом человечество разделилось на два биологических вида. Еще общество элоев и морлоков, по р знаменующий полную погибель разума. Евгений Замятин «Мы» Первая великая антиутопия, повлиявшая на других классиков - Хаксли и Оруэлла, не говоря уж о множестве фантастов, которые пытаются критически прогнозировать развитие общества. Действие повести разворачивается в псевдо-утопии, где роль человека низведена до ^ — ноль, единица — вздор». Олдос Хаксли «О дивный новый мир» Одна из основ литературной антиутопии. В отличие от современников, разоблачавших конкретные политические Рмодели, роман Хаксли полемизировал с НЯШРШ идеалистическими взглядами о совершенстве технократии. Завладевшие властью интеллектуалы построят еще один.вариант концлагеря - пусть и благопристойного на вид. Увь, современное нам общество подтверждает правоту Хаксли. ■ , 1 п I 4 / ' gedrgeQrwrl If V ~ У ' Джордж Оруэлл «1984» Еще один классический роман-антиутопия,^ созданный под влиянием мрачных событии Второй мировой. Пожалуй, сейчас во всех уголках мира слышали придуманные Оруэллом термины «Большой брат» и «новояз». «1984» - это сатирическое нацистской - он ни прикрывался. Рэй Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» Антиутопия, в основе которой - не политические или социальные, а культурологические идеи. Показано общество, где истинная культура стала жертвой прагматичного жлобства, животный материализм безоговорочно восторжествовал над романтическим идеализмом^ показывают, что роману грозит участь не предупреждения, но пророчества! Курт Воннегут «Бойня номер пять» Шедевр антивоенной фантастики (да и литературы вообще). Герой книги -альтер-эго автора Билли Пилигрим, ветеран войны, переживший варварскую бомбардировку Дрездена. Похищенный инопланетянами, герой лишь с их - лишь прием, с помощью которого Бонне у внутренними демонами своего поколения. Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране» Первая НФ-книга, ставшая национальным бестселлером в США. Это история «космического Маугли» - земного ребенка Майкла Валентайна Смита, воспитанного представителями принципиально иного разума и ставшего новым Мессией. Помимо ======г представление о НФ к.« литератур« »«ар.л»* У™- UtM Станислав Лем «Солярис» ЯоСАИ§ Флагман философской НФ. Книга замечательного польского писателя повествует о неудачном контакте с _ абсолютно чуждой нам цивилизацией. Лем создал один из самых необычных НФ-миров - единый разум планеты-океана Солярис. И можно брать тысячи проб, ставить сотни экспериментов, выдвигать десятки те0Р^ истина так и останется «там, за горизонтом». Наука просто не способна разгадать все тайны Вселенной как ни пытайся... Рэй Брэдбери «Марсианские хроники» Многоплановый цикл о завоевании человеком Марса, где доживает последние дни странная и некогда великая цивилизация. Это и поэтизированный рассказ о столкновении двух различных культур, и размышления о веЧных проблемах и ценностях нашего бытия. «Марсианские хроники» - одна из книг, нагля«л демонстрирующ»*. «то Ф»™™» С"°"6н""*ТР0"> самые сложные проблемы и может на равных конкурировать с «большой» литературой. Урсула Ле Гуин, Хайнский цикл Одна из самых ярких историй будущего, шедевр «мягкой» НФ. В отличие от _ традиционных сценариев космической фантастики, у Ле Гуин отношения между цивилизациями опираются на особый этический кодекс, исключающий и-». - роман «Левая рука Тьмы» (1969). Орсон Скотт Кард «Игра Эндера», «Голос тех, кого нет» два романа, за которыми последовал популярный, но неоднозначный многотомный цикл, подлинные шедевры, вершина творчества Карда. «Игра Эндера» - модернизированная «военка» с упором на психологию взРослениЯ _ харизматического подростка-лидера. А «Голос... *аР ^дуытякта взаимопонимания Генри Лайон Олди, цикл «Бездна голодных глаз» Первое в современной отечественной фантастике многослойное философско-мифологическое произведение,«Бездна голодных глаз» включает различные направления НФ и фэнтези. Создавая событий.
КОСМИЧЕСКАЯ ОПЕРА Эдгар Райс Берроуз «Принцесса Марса» Роман, открывший суперпопулярную серию о приключениях землянина Джона Картера на Марсе. По сути, книга и цикл положили начало авантюрной фантастике о похождениях «наших» в ином мире и стали предтечей космооперы. И пусть литературный дар Берроуза был весьма хилым, его невероятная фантазия и умение выстраивать захватывающую интригу повлияли на несколько поколений фантастов. Эдвард Элмер «Док» Смит «Космический Жаворонок» С этой книги началась история «космической оперы» как отдельного направления приключенческой фантастики. Герой романа изобретатель Сетон на звездолете «Космический Жаворонок» впервые в истории литературной фантастики отправляется в полет к звездам. Впоследствии Смит упрочил положение «адмирала» космооперы еще одним знаменитым циклом о Ленсменах. Фрэнк Герберт «Дюна» Один из самых прославленных и многослойных НФ-романов, осыпанный многочисленными премиями. Образец удачного совмещения политических интриг галактического уровня, тщательного показа своеобразной псевдоисламской культуры, романтизированной биографии харизматического лидера с подробно выписанной психологией героев. Герберту удалось вывести космооперу на совершенно новый уровень. Энн Маккефри, цикл о Перне Знаменитая серия приключенческой фантастики, действие которой происходит на другой планете, где потомки земных колонистов поддерживают существование с помощью одаренных телепатией драконов. Автору удалось создать очень подробную хронику тщательно прописанного мира в фэнтезийных декорациях. Наряду с похожим по теме циклом «Дарковер» Мэрион Зиммер Брэдли, Пернская серия считается жемчужиной авантюрной НФ. Кэролайн Дж. Черри, цикл об Альянсе и Союзе Это не просто очередная история будущего о противоборстве двух галактических сил — торгового Альянса и милитаристического Союза. Главное достоинство серии, состоящей из нескольких циклов, — невероятно точное описание жизни и внутреннего мира нечеловеческих цивилизаций. Герои романов и повестей Черри — чаще всего разнообразные «чужие», в корне отличающиеся от нас мышлением и поведением. Может, писательница — инопланетный подкидыш? Лоис Макмастер Буджолд, Барраярский цикл Удивительно гармоничный гибрид многих направлений — монументальной семейной саги, космической оперы, военной фантастики, детектива, политического триллера, юмора, нравственного «романа воспитания», мелодрамы. В современной НФ аналогов циклу Буджолд просто нет. И главное, писательнице удалось создать галерею удивительно живых персонажей во главе с гениальным калекой Майлзом Форкосиганом — космическим Наполеоном с совестью и душой. Дэн Симмонс «Гиперион» Как и гербертовская «Дюна», эта книга — Космоопера с большой буквы. Симмонсу удалось создать великолепное многослойное произведение о мире далекого будущего, совместив несколько магистральных тем научной фантастики — от хронопутешествий до проблемы искусственного интеллекта. Роман насыщен отсылками к мировой литературе и мифологии, полон философских размышлений и при этом крайне увлекателен. САТИРА И ЮМОР Карел Чапек «Война с саламандрами» Роман чешского писателя — философская эпопея, исследующая социальный феномен возникновения фашизма и, одновременно, эталон сатирической фантастики. Симпатичные саламандры, обладающие зачатками разума, беззастенчиво эксплуатируются ушлыми людишками. Из них делают дешевую рабочую силу, безропотных солдат и даже консервы. А затем находится некий человечек, бывший фельдфебель Андреас Шульце, который возглавляет успешный бунт саламандр... Роберт Шекли, рассказы Лучшая юмористическая фантастика в короткой форме (можно добавить разве что некоторые вещи Генри Каттнера). Тематика самая разнообразная — от пародии на жанровые штампы НФ до откровенной сатиры на общественные явления. Блестящие идеи изложены в по-настоящему смешной форме. По литературной стилистике произведения Роберта Шекли ближе всего к творчеству ОТенри: мягкий юмор, а также ударный и зачастую абсолютно неожиданный финал. Пирс Энтони «Заклинание для хамелеона» Отнюдь не блестящий роман далеко не выдающегося писателя вывел комическую фантастику на абсолютно новые рубежи. Аудитория фантастического юмора долгое время была ограничена. Однако первый роман о Ксанфе сенсационно стал бестселлером, после чего юмор превратился в желанного гостя западных издателей. Закрепил успех гораздо более яркий «МИФический» цикл Роберта Асприна, но слава первопроходца досталась все-таки Энтони. Дуглас Адамс «Автостопом по Галактике» Переделанный автором в роман цикл радиопьес о человеке, который спасся с уничтоженной Земли и пустился в путешествие по Галактике. В лучших традициях английского юмора автор осмеивает стереотипы научной фантастики, а также «жизнь, Вселенную и все остальное». В Британии книги Адамса зародили «комический бум», без которого у нас не было бы «Плоского мира». Терри Пратчетт, цикл «Плоский мир» Самый выдающийся сериал юмористической фантастики в истории, поставивший направление на недосягаемую ранее высоту. В Британии романы о Плоском мире не вылезают из списков бестселлеров, но дело не в коммерческом успехе. Книги серии не просто развлекательны и ироничны, они еще и умны, по-хорошему назидательны, заставляют о многом задуматься. К тому же, Пратчетт — яркий стилист, что позволяет читать его даже тем, кто не переваривает фантастику в принципе. Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в суббот\г», «Сказка о Тройке» Самая яркая советская комическая фантастика. Органичный сплав сказочного фольклора, иронической и сатирической прозы в лучших традициях русской литературы. «Понедельник начинается в субботу» — вещь скорее юмористическая, пронизанная романтикой научного поиска, верой в технический прогресс. А вот остросатирическая «Сказка о Тройке» сталкивает эту романтику с бесчеловечной бюрократической машиной. Две повести — как две стороны советских шестидесятых: светлая и темная. Андрей Белянин «Меч без имени» Для современной нашей фантастики Белянин сыграл туже роль, что Энтони и Адамс для англоязычной. Юмористические приключения его героев не то чтобы очень хороши и остроумны, просто для читателей они оказались в самый раз и породили легион подражателей. Отчасти заслуга популяризации фэнтезийного юмора принадлежит «Приключениям Жихаря» Михаила Успенского, но, так или иначе, книги Белянина оказались куда более популярными. СОВЕТСКАЯ ФАНТАСТИКА пи (jwi tijfftino шкттшти / ШттнЕ HITCHHIKER'S GUIDE ТО THE GALAXY Алексей Толстой «Аэлита» Первая советская авантюрная фантастика о путешествии на другую планету. Хотя роман написан под явным влиянием марсианского цикла Берроуза, в нем имеются существенные отличия: большее внимание к мифологии, мистике и научным идеям. Ну, и конечно, идеологическая окраска — ведь герои не просто приключались на Марсе, они пытались организовать там пролетарскую революцию! Читатели же всем сердцем прикипели к романтической принцессе Аэлите. Александр Беляев «Человек-амфибия» Беляев, безусловно, самый яркий автор ранней советской НФ. На его счету несколько отличных романов, самый знаменитый из которых — «Человек-амфибия», где описана трагическая история юноши, получившего способность жить в океане. Одна из первых в мировой НФ книг, где показаны непростые в морально-этическом плане взаимоотношения обычных людей с искусственно созданными «сверхчеловеками». Отчасти — предтеча НФ о генной инженерии. Иван Ефремов «Туманность Андромеды» Этапная для советской НФ книга, знаменующая отказ от идеологии фантастики «ближнего прицела». Это масштабная утопия о далеком коммунистическом будущем, пропитанная социальными и философскими идеями. Ефремову удалось создать яркий беллетризированный трактат о времени, когда люди стали «как боги» прежде всего в духовном плане. Однако тяжеловесный слог не позволил роману сохранить притягательность до наших дней. Аркадий и Борис Стругацкие, цикл о Полудне Мегацикл начинался как очень удачная утопия: авторы показали идеальный коммунизм, ради которого действительно хочется жить и работать! Даже странно, что рассказы из цикла «Полдень, XXII век» не вошли в школьную программу. Впрочем, со временем соавторы стали задавать «неприятные» вопросы, обнаруживая изъяны в созданном ими же идеале, — и тут уже их книги вознесли на щиты либерально настроенные интеллигенты. В Сергей Снегов «Люди как боги» Очередная коммунистическая утопия, вошедшая в историю НФ благодаря необычному для советской литературы сродству с «капиталистической» космической оперой. Если у Ефремова и Стругацких конфликты носили внутрисистемный или нравственно-психологический характер, то Снегов рисует мир всеобъемлющей галактической войны. Показанные автором битвы звездных флотов по масштабности не имеют аналогов в советской НФ. Кир Булычев, цикл о Великом Гусляре Знаковая серия фантастической литературы, «сделанной в СССР». Юмористические рассказы о необычных буднях провинциального городка Великий Гусляр — великолепная зарисовка советского и постсоветского быта, где обыденность мешается с фантастикой. Цикл с успехом продолжался многие годы, отражая происходящие в нашем обществе перемены. В итоге получилась своеобразная фантастическая летопись загадочной русской души.
ЭПИЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ Джон Р. Р. Толкин «Властелин Колец» «Библия» современного фэнтези, соединяющая приключенческий роман, аллегорическую притчу, лингвистикомифотворческий эпос, философско-морализаторскую фантазию. Поначалу Толкин сочинял сказку для своих детей, которую затем опубликовал под названием «Хоббит» (1937). Работа над продолжением затянулась почти на 20 лет, принеся весьма неожиданный результат. Эпигоны до сих пор используют наработки Толкина для многочисленных эпопей. Урсула Ле Гуин, цикл о Земноморье Серия романов и рассказов, объединенных магическим миром Земноморья, хотя основная часть славы цикла приходится на трилогию о волшебнике Геде. Большое внимание уделено внутренним переживаниям героев. Тщательно описанная автором магия напоминает альтернативную науку. Наряду с «Хрониками Амбера» Роджера Желязны трилогия о Геде оказалась среди главных фэнтезийных книг «новой волны». Терри Брукс «Меч Шаннары» Заслуга этого заурядного романа — в массовой популяризации фэнтези. До того большим тиражом издавался лишь Толкин, да и то он котировался как специфический автор для «продвинутых» читателей. «Меч Шаннары» — первое фэнтези современного автора, вошедшее в список бестселлеров газеты New York Times и продержавшееся там около полугода. Без успеха этой книги в англоязычной фантастике не было бы фэнтезийного бума. Джордж Мартин «Песнь льда и пламени» Новый канон эпопеи — не зря у Мартина объявилось так много последователей. Считается, что на создание «Песни» автора вдохновила война Роз, однако то же самое можно сказать о любой другой войне: писателя интересуют не военные действия, а мораль и психология «времен негодяев». Толкин опирался на мифологическо-литературные источники, Мартин же берет за основу настоящую жизнь со всеми ее полутонами. Итог — масштабное фэнтезийное полотно, выглядящее как реальная история. Анджей Сапковский «Ведьмак» Стартовую книгу рассказов о Ведьмаке можно счесть основоположником славянского героического фэнтези. Правда, польский писатель создавал свои рассказы, используя приемы иронического постмодернизма, что выделило их из однотипной массы фэнтезийных боевиков. В последующих книгах цикла Сапковский нарисовал удивительно достоверный магический мир, населенный нетрадиционными героями, которые участвуют в эпических событиях. Ник Перумов, цикл об Упорядоченном «Кольцо Тьмы» — подражание и одновременно несколько наивная попытка полемики с Толкином — стало первой фэнтезийной эпопеей в истории отечественной фантастики. Затем Перумов создал еще несколько циклов, связав их между собой единой вселенной Упорядоченного, подчиненной общим законам Равновесия. Хотя творчество Перумова не свободно от серьезных недостатков, его влияние на развитие русского фэнтези неоспоримо. ГЕРОИЧЕСКОЕ И ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЕ ФЭНТЕЗИ George R.R. Martin л Game от Thrones Роберт Говард, цикл о Конане Эталон героического фэнтези. Говард написал лишь два десятка рассказов и небольшой роман, но путь Конана-варвара продолжается до сих пор. Схожие рассказы о фэнтезийных суперменах сочиняли и другие авторы, однако Говард оказался наиболее талантливым, создав не просто непобедимого героя, но и яркий «доисторический» мир. Несмотря на раннюю смерть, он оставил массу черновиков, которые с толком использовал Лайон Спрэг де Камп, возродивший легенду о Конане. фриц Лейбер, цикл о фафхрде и Сером Мышелове Лейбер придумал сам термин «героическое фэнтези», но вклад его этим не ограничивается. Цикл о двух отважных авантюристах — северном варваре-богатыре Фафхрде и ловком выходце из городских трущоб Сером Мышелове — вовсе не клон Конана. Лейбер далеко отошел от канонов кровавой героики, создав произведение, наполненное иронией, тщательно разработанными характерами персонажей, литературной игрой с традиционными мифологическими архетипами. Роджер Желязны «Хроники Амбера» Сочетание приключенческой НФ и мифологического фэнтези с сильным привкусом философии и эзотерики. Базовую идею о центре мироздания, его бесчисленных Отражениях и правящей там семье, опутанной сетью интриг, Желязны позаимствовал из цикла Фармера «Многоярусный мир». Но отсылки к мифологии и литературе, создание психологически достоверных персонажей, превратили «Хроники Амбер» в нечто гораздо большее, нежели увлекательная авантюра. Маргарет Уэйс, Трэйси Хикмэн «Сага о Копье» Наглядное доказательство того, что книга, основанная на настольной игре, вполне может быть достойным чтением. «Сага о Копье» завоевала любовь многочисленных читателей по всему миру, подарив фэнтези образ одного из самых харизматичных магов — Рейстлина. К сожалению, со временем цикл погряз в бесконечных однообразных продолжениях, но оригинальная трилогия все еще остается эталоном игровой новеллизации. Мария Семёнова «Волкодав» Первой отечественной героикой на славянскую тему был роман Юрия Никитина «Трое из Леса», однако наибольший резонанс, массовую популярность и культовый статус приобрела все же начальная книга о Волкодаве из рода Серых Псов. Главные ее достоинства — качественный литературный язык и глубокая этнологичность, для чего автор щедро использовала свои немалые познания в области истории и традиций околославянских племен и народностей. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА Лорд Дансени «Боги Пеганы» Задолго до появления «Властелина Колец» Эдвард Джон Мортон Драке Планкетт, восемнадцатый барон Дансени, придумал страну Пегану и населил ее людьми, волшебными существами и богами. В его небольших рассказах не было ни явных аллегорических параллелей, ни литературных игр. Это волшебные истории в чистом виде, маленькие шедевры, которые повлияли на многих отцов-основателей жанра, от Лавкрафта до Толкина. Теренс Хэнбери Уайт «Король былого и грядущего» Самая знаменитая «артуриана», одна из наиболее значительных книг раннего фэнтези. Начальная повесть «Меч в камне» написана в традициях классической английской литературной сказки. Однако затем автор, используя в качестве основы книгу Томаса Мэлори «Смерть Артура», значительно усложнил свое произведение, привнеся в него элементы философского романа. Книга послужила основой знаменитого мюзикла «Камелот» и диснеевского мультфильма. Мэрион Зиммер Брэдли «Туманы Авалона» Хотя роман Брэдли и издавался у нас, особого внимания он не привлек. Между тем, это во многом этапная книга, в которой мифологичность артурианы сочетается с феминистическими идеями, а реалистично выписанное действие разворачивается на широком историческом фоне. Книга стала международным бестселлером, долгое время уступая на Западе по популярности только «Властелину Колец». Роджер Желязны «Князь Света» Необычная переработка классической мифологии. Герои — «как бы боги», на самом деле колонисты с Земли, которые, используя высокие технологии, играют в персонажей индуистского пантеона. Роман — одновременно увлекательный триллер и сложное метафорическое произведение о человеке, который переосмысливает свою жизнь и восстает против системы. Книгу, кстати, можно использовать как пособие для изучения индуизма. Нил Гейман «Американские боги» Бриллиант современной мифологической фантастики, написанный с использованием приемов психологического триллера, драмы и мистического романа. Боги нуждаются в пастве, без которых они — лишь блеклые тени минувших веков. И, кто бы что ни говорил, ныне люди по-прежнему верят — только их новые божества сменили окраску... Роман — глубокомысленная притча о природе веры и поисках самого себя.
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ ФАНТАСТИКА Клайв С. Льюис «Хроники Нарнии» Классика детской фантастики о приключениях английских детишек в сказочном мире Нарнии. Цикл Льюиса вышел даже раньше «Властелина Колец», однако статус «детского чтения» не позволил произведению британского философа и богослова считаться краеугольи^ камнем ^ „г,, жчнтези Помимо многочисленных оС™ —■— философской и о ткко-ре легко зной назидательности. Александр Волков, цикл об Изумрудном городе Вольная переработка сказочной серии Л. Фрэнка Баума о стране Оз, сделавшая Волкова классиком детской литературы и предтечей отечественного детского фэнтези. Начальная повесть — лишь «римейк» американского оригинала, нс сжаждым томом ==:=и1г;.”о1лиот сюжетом и яркими персонажами. Кир Булычев, цикл об Алисе Селезнёвой Несколько поколений в нашей стране выросло на книгах о приключениях «гостьи из будущего». Лучшие из рассказов об отважной, честной и благородной Алисе Селезнёвой стали эталоном подростковой фантастики, _ которая должна не только развлекать своих читателей, мультфильм. Владислав Крапивин, цикл о Великом Кристалле Цикл условно связанных произведений, вошедших в золотой фонд отечественной детской фантастики. Сюжеты во многом схожи, подросток или — - юноша оказывается в экстремальной ситуации (переносится на другую планету, сталкивается с пришельцами и т. п.>. Фантастика для Крапивина - не 6олее чем прием для акцентированного показа взросления ребенка, размышлений о границ< добром и злом, ложью и честностью, проблеме «отцов детей». Филип Пуллман «Темные начала» В отличие от «Гарри Поттера», этот цикл ближе к традиционной фэнтезийнои эпопее. Герои отправляются в путешествие, от которого зависит судьба Вселенной. Но главное - приключения духа. Лира и Уилл - обычные подростки, которые мужают на глазах читателя, познавая окомжающий мир и самих себя. Цикл обвиняют в ГроГП. ,3»»». ьь скорзз это -гор» « -о«ск» подлинной сути бога, которая не может монополизирована кучкой жрецов. ■г рт, Джоан Ролинг, цикл о Гарри Поттере Можно по-разному относиться к книгам про юного мага в круглых очках, которые поставили на уши весь мир, однако заслуги Ролинг перед фантастикой и литературой вообще неоспоримы. Истинное волшебство Гарри Поттера - "т. =»» **. —с—• тиражи и баснословные прибыли - лишь следств . ИСТОРИЧЕСКАЯ ФАНТАСТИКА Г-4 МАК Ь 'Н| PHILIP К. DICK ё ^ ...Э Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится Тьма!» rSPRAGUtdeCAMf> Отчасти роман о приключениях американского археолога Мартина Пэдуэя, который из Италии времен Муссолини перенесся во времена готского владычества, навеян классической хронооперой Марка Твена. Однако по сути это уже настоящая альтернативная история хоть и ~::г сторону, прогресс восторжествовал - Тьма так наступит? Филип К. Дик «Человек в высоком замке» __________ Великолепный образчик серьезной и ШШВ драматической альтернативной истории М - без попытки состряпать легкую развлекательную авантюру. Дику удалось создать очень достоверный мир, где Германия и Япония выиграли Вторую ноги растут! Андрей Валентинов «Око Силы» Сам термин «криптоистория» появился благодаря творчеству Валентинова конкретно циклу «Око Силы» (впрочем, на Западе направление «тайной истории» существовало давно). Цикл - масштабное, хоть и несколько наивное полотно, где с иных ракурсов р.с=«.тр»..=тс» "«™ ’ „ро,— иксе« “'»7™%° «„то, И вожди советского народа были... тссс... р вообще, все не то, чем кажется! Кэтрин Куртц, цикл о Дерини Самая проработанная и детализированная фэнтезийная псевдоисторическая эпопея с особым упором на теологические и нравственно-психологические проблемы. Куртц даже написала несколько «исторических» трудов о различных аспектах жизни дерини - людей, °ДаРеННЬ'* е староанглийскую литературу не позволило циклу обрести массовую популярность. Вера Камша «Хроники Арции» Первые романы цикла - громоздкое и неуклюжее подражание Перумову. Однако, начиная с третьего тома, Камша сменила вектор в сторону псевдоисторической фантазии, взяв за основу период английской Войны Роз и огтй„ Джорджа Мартина. И цикл зажил заново, col— К J« ». УР°»“« "У— “»»“ °№aSUO'-Сюзанна Кларк «Джонатан Сгрендж и мистер Норрелл» Кларк нарисовала удивительно достоверный образ магической Англии начала 19 века. Книгу можно с полным правом назвать исторической - вот только история здесь подразумевается Л.Х-Т-1Л1 iori^l/1 ПОМЭН ДЖОНАТАН СГРЕНДЖ «ус. МИСЛТ.Р НОРРЕЛЛ С«,А ЩР ■ А* Г ТОЛЫ.УУ «13- > все эти события происходили в действительности. «ТЁМНАЯ» ФАНТАСТИКА Говард Филлипс Давкрафт, рассказы В начале 20 века официальная наука утверждала, что жизнь на планете существует уже многие миллиарды лет, предполагая также, что за пределами Земли лежат неведомые космические пространства. Все эти бездны времен и расстояний пугали — и Л.вхр.фт сумел Р ил, мтл важнее писатель создал для своих произведений единый мифологический фон. Его повести, в должной пропорции смешивающие сказанн скрытое, по сей день будоражат воображение читателей. Энн Райс «Интервью с вампиром» Роман, открывший очень популярную ^ серию, ставшую эталоном «вампирской» фантастики. Райс с совершенно новой стороны взглянула на привычный образ кровососа-упыря - естественного врага человека. Вампиры в ее книгах -VI11ества страдающие, они лишь зеркало, обоажающее человеческие достоинства и недостатки. Роман положил начало океану схожих по тематике книг о рафинированных кровососущих эстетах. Стивен Кинг «Кэрри» дебютный роман Кинга - не лучшая его книга. Он сам называет «Кэрри» ученической ерундой, и во многом прав. Однако именно этот роман: а) открыл миру будущего властелина ужасного жанра, б) заложил многие магистральные гемы его творчества, в) оказался первым кирпичиком в арене провинциальной Америки, где разворачивается действие почти всех книг Кинга, и г) стал во многом новаторским, сделав упор на психологию героев «ужасных» историй. Стивен Кинг «Тёмная башня» Ж I Кинг считает цикл «Тёмная ^башня» АЁ вершиной и квинтэссенцией своего творчества. Ему не только удалось В свести воедино образы и сюжеты многих Н своих книг, но и создать великолепный гибрид хоррора и классической превзошел себя. Клайв Баркер «Книги крови» Сплаттерпанк - очень много крови, которая брызжет живописными фонтанами, а насилие показано с кинематографической точностью и эстетской изощренностью. Баркер настолько талантлив, что самые ошмарные его придумки выглядят абсолютно >еалистично. «Книги крови» гениальны, но читать »««—“»- г <ороче, если хотите сохранить рассудок, держитесь подальше от Гримпенской трясины баркеровского таланта! *** PHILIP JOSE FARMER "i^VERS гаОПШНГ ’ inHASumKiHPMS“ ¡ГАБРИЭЛЬ ч ГАРСИА I' I МАРКЕС I ■У * “ * * Артур Конан Дойл «Затерянный мир» Самый знаменитый вклад основоположника классического детектива в фантастику. Не то чтобы Дойл был первопроходцем в области «альтернативной географии», однако именно ему удалось придумать самую захватывающую историю о путешествии горстки смельчаков которые нашли неизведанную землю, гд чудом сохранились доисторические зверушк.^ вызвал невероятную лавину подражании, фактическ превратившись в архетип, что бывает крайне ред . Мервин Пик «Горменгаст» Причудливая трилогия, решительно выламывающаяся из любых рамок и определений. Смесь Диккенса и Кафки, фантасмагория, гротеск, притча - и все это написано изысканным стилем. История гигантского замка и одного из его обитателей стала вехой в фантастической литературе. Пика не было последователей, потому что он олновоеменно открыл и закрыл тему: можно ГХ.О..Т» . »Горм.нгасте» т, «л= * однако стиль автора имитировать невозможно. фшшп Хосе Фармер «Любовники» Секс в фантастике долгое время был под негласным запретом. Первым, кто нарушил его, стал великий эпатажник Фармер. Его повесть «Любовники», позже переписанная в роман «Грех межзвездный», естественно, не порнография. Но затронутые автором проблемы инопланетной биологии и весьма необычного, если не сказать извращенного, секса были для НФ пятидесятых годов вещью абсолютно новаторской. Пол Андерсон «Патруль Времени» Серия Андерсона - приключенческая фантастика, но авантюра здесь не самоцель, а лишь средство задуматься над серьезными проблемами. Концепция специальной секретной службы, которая предотвращает несанкционированное вмешательство в ход истории, дабы избежать времени» придумал все же не Андерсон, а Бим Пайпер. Майкл Муркок, цикл о Мультивссленной Суперсерия, не имеющая аналогов в мировой фантастике. Муркок разработал концепцию Мультивселеннои, где сосуществуют множество параллельных миров. Книги мегацикла написаны в разных жанрах — НФ, фэнтези, альтернативная история, даже реалистическая проза. Герои свободно мигрируют из романа в роман в иго образуя невероятное полифоническое полотно. Особ $ вклад муркок, в героическое фене.,« Филипп Хосе Фармер «Мир Реки» Один из самых необычных фантастических миров, где на берегах гигантской Реки неведомые существа (инопланетяне, боги?) с непонятными целями воскресили всех людей, когда-либо живших на Земле. Ни больше - ни меньше' Особо пытливые воскрешенные отправляются в ~но, путешествие к »стокам Рек» „.г..™-зачем все это? С одной стороны - оригинальная авантюрная фантастика, с другой - философска история поиска смысла жизни. Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» Многоплановый философский роман, который был напечатан через много лет после смерти автора, произведя эффект разорвавшейся бомбы. Книга долго считалась знаменем советской интеллигенции. Жанр трудно определить, однако ныне он замечательно вписывается для облагораживания «низменной» фантастики. Габриэль Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества» Отнюдь не Маркес изобрел латиноамериканский магический реализм, однако именно он написал программный роман этого направления. История вымышленного города Макондо тесно переплетена с и «ярки«»,»...«» Г,”., который с одинаковым “ заядлые фанаты, и ортодоксальные «реалис . Питер Бигль «Последний единорог» Эпичность «Властелина Колец» сыграла с фэнтези злую шутку: многочисленные продолжатели ринулись копировать «букву», напрочь позабыв о «духе». Бигль влил новое вино в старые мехи: он создал камерную и хрупкую вещь, в которой как магия не умерла! Джин Вулф, цикл о Новом солнце Гремучая смесь фэнтези, мистики, НФ и еще один-Вулф-ведает-чего заставляет читателей до сих пор спорить о смысле тех или иных событий тетралогии. Книга для интеллектуалов? Нет - Вулф умеет и любит выстраивать динамичный сюжет. Однако крепких сюжетников в фантастике прудI пруди, а людей обладающих таким богатым воображением, единицы — за что Вулфа и ценим. Правда, последующ книги врийской эпопеи порядком уступают начальному циклу. Чарльз де Линт, цикл «Легенды Ньюфорда» Самый внушительный цикл «повседневного фэнтези» - волшебных историй, действие которых происходит в современном мире. Среди многочисленных романов и рассказов нашлось место для разных литературных направлений: городская сказка, триллер, психологическая драма, любовная история. (Некоторы книги де Линта выглядят излишне романтично, да наивно. Впрочем, с каких пор духовная поэзия превратилась в порок? Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг «Машина различий» «Отцы-основатели» киберпанка однажды решили позабавиться, написав своеобразную альтернативную историю, где англичанин Чарльз Бэббидж смог построить паровой «компьютер» еще в начале 19 века. При создании книги авторы использовали некоторые приметы киберпанка - немудрено, что их ооман вскоре обрел ярлык «стимпанк», породив н направление. А уж потом появился целый ворох други «панков». Неплохо пошутили... Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона» Границы жанров для того и существуют, чтобы их стирать. Этот тезис не нов, однако мало кто совершал действительно революционные и успешные «попытки к бегству». В - «Дочери...» Суэнвик сумел соединить, каз„.сь бы. ГГЛГаГ-Г«, , — такое сиен , сюжет и изысканный Добавьте к этому увлекательный сюжет стиль _ и получите настоящий шедевр. Роберт Шей, Роберт А. Уилсон «Иллюминатус!» У нас цикл потерялся в волне последышей «Кода да Винчи». Между тем он считается самым значительным произведением фантастической конспирологии - его сравнивают даже с .Дюной*! Автор.« У«.™» соаД.ть “ног“|>““" М“Р ' — ‘"-Г «вторы довольно нронияны по отношению « массово» истерии на эту тему. Сергей Лукьяненко, Владимир Васильев «Дозоры» Гибрид городского фэнтези и детективного триллера, самая коммерчески успешная серия современной отечественной фантастики. В первых романах авторы ввели в „.с““”«» хот» последние то«. ««г» Уступ.ют своим предшественникам. trapping ui-Щ Dream Tree EHABUSOeySlI
Мир фантастики,книги,фантастика,длиннопост,очень длиннопост
Еще на тему
2. "ТО" - часть как бы трилогии - "20к лье под водой" - "Дети капитана Гранта" - "Таинственный остров".
а недавно почитал саргассы в космосе в оригинале, спустя 30 лет после первого прочтения, и был сильно удивлён тем, что совсем не зашло. показалось наивным и простяцким, разговорный язык героев был нехило так устаревшим и с большим количеством кэтчфраз, прямо как в аниме. в русском переводе это не было так заметно.
"В заключение следует сказать следующее. По ряду субъективных и объективных причин (видимо, торопливость, издательские условия и т. д.) Эндрю Нортон в ряде мест допустила ненужные повторы, досадные оговорки, сюжетные несоответствия. При работе с повестью были сделаны незначительные поправки и сокращения. Текст повести при этом нисколько не пострадал.
А теперь мы оставляем читателя наедине с повестью и надеемся, что он получит такое же удовольствие, какое получили мы.
А.Стругацкий, Б.Стругацкий"
Похожая история с "Днем триффидов" Уиндема - у нас эта книга известнее, чем в англоязычном мире, и все за счет хорошего перевода (кстати, переводил старший Стругацкий).
я её кстати в первый раз на английском и прочёл - случайно в книжном магазине на вокзале увидел уценённую. вполне качественная фантастика.
В США его в последний раз издавали в шестидесятых, насколько я смог найти.
Впрочем, это само по себе не делает его плохим автором.
кстати, я проверил, "День триффидов" впервые издан в 1951, русский перевод - в 1966.
95% фэнтези и только 5% в итоге про космические путешествия. Если читать не с конца. Не советую.
Но эту писал Ли Брэккет. Крутая книжка о умирающем Марсе и путешествие во времени, сквозь в далекое прошлое, там где существовал Рианон и повелители Времени. Так и далее.
эх,маладёшшш
поэтому саундтрек к игре "дюна" (первая дюна, не вторая) и называется spice opera.
Но деваться некуда, будем пробовать, спасибо.
Хоть его "Метро" и показалось мне скучным и даже хуже книг его подражателей-продолжателей, но вот "Будущее"-просто шикарно, а "Рассказы о родине" на мой вкус- вообще шедевральны.
Ладно, ещё можно потерпеть первую книгу, на второй не старался ни автор, ни издательство, судя по всему
И еще в раздел космооперы я бы добавил цикл "Пространство" Джеймса Кори.
Но я бы к этим троим еще Ротфусса и Макклеллана добавил, хоть у них пока и немного совсем.
А вот Ротфусс сдулся. Первая книга неплоха, особенно начало, но чем дальше - тем хуже. Герой - типичный Марти Сью, типичная магическая академия, в которую только его одного на стипендию взяли, конфликты с преподавателями, очень много времени посвящается поиску денег. Потом ГГ вообще забил на поиск Чандриан, убивших родителей, и пошел качаться и выполнять второстепенные квесты. А когда он в последней книге стал супербойцом и настоящей сексмашиной, я с огромным трудом дочитал до конца. Новую часть, которой пока и близко не видно, я точно читать не буду.
А гоняться за чандрами для него на том этапе рано и глупо.
Гораздо интереснее наблюдать как "маг-герой-любовник" сидит в какой-то дыре и медленно из жлоба обыкновенного превращается назад в Марти Сью :)
Аберкромби читал, но мне не особо понравилось. Нет, сами книги очень хорошие, к ним претензий нету, но читать мне неинтересно было совсем. Из героев никто особых симпатий не вызвал, но и не раздражали, как нередко бывает. Просто в один момент не нашел причин продолжать чтение.
А Кори очень хорош, как и сериал по его книгам, жаль только что последние книги в серии чуть похуже первых вышли.
А уж выбор весьма посредственного "Звездный десанта" из всего творчества Хайнлайна вообще за гранью разумного.
В принципе, рейтинг составлен со стороны человека, знающего только то, что популярно и известно в России, и совершенно не учитывает тот вклад в НФ (который тут позиционируется) от вполне именитых буржуйских авторов, которые в нашей стране не слишком популярны. Где, мать ее, Андрэ Нортон? Где Гаррисон, где чертов извращенец Филипп Фармер?
Та же Нарния - довольно нудная штука, но как источник вдохновения для многих авторов впоследствии - весьма важное событие в мировой культуре.
И Нарния не только нудная, не только полна морализаторства похлеще Баума, но еще образчик скрытого миссионерства, что по мне особенно отвратно, но список составляли после экранизаций и сопутствующих переизданий.
И уже через эту понятную политику редакции этот список нужно пропускать.
Мне вообще наличие отечественных авторов в данном рейтинге сомнительны: Семенова и Олди великолепны, бесспорно, но вряд ли какое-то глобальное влияние они произвели на мировую литературу сравнимое с тем же Баумом.
А у Нарнии даже экранизация нудная, но, повторюсь, влияние этого мира на другие талантливые умы нельзя умалять.
Но без Нортон и Гаррисона зато с Роулинг и Перумовым рейтинг все равно говно.
Это не совсем те Звездные врата, которые в фильме, по которым раскручена франшиза, но даже википедия не отрицает, что роман Нортон взят за основу.
После этого не включить ее в список "основных вкладывателей" как-то дико.
я-то разбираюсь, а ты зачем вякаешь?
вообще не понимаю, нахрена его все время к "дочери" приписывают? Нормальный киберпанк, смешанный со свойственным Суэнвику особому жанру, который подмывает назвать этнопанком.
Лабиринт и Анклавы интересны, но нифига не жанрообразующи.
Анклавы так вообще породили череду бездарного говнища от каких-то нонеймов.
А вообще даже на Лурке статья про фантастику пободрее будет. Неговоря уже про "Посоветуй"
А квановые эффекты мне всё же больше у Игана понравились в Карантине, но в Анафеме они, ИМХО, доступней разжёваны для обывателя.
Хотя это весьма годная научная/эпическая-фантастика с отменным колоритом и продуманностью. Кто ещё может похвастаться таким огромным и сложным сеттингом как ваха? Ваха и есть образчик жанра.
"дешевых писателей" - ага... с зарплатой в 230+ тысяч баксов (не включая гонораров) забрали одного такого "дешевого" в Riot Games с руками и ногами.
Так же, как в своё время книги по Мехварриор - если ты не в "теме" - читать это скучно.
Знаете это как на уроке литературы, тебе тыкают "Войну и Мир" либо "Анну каренину" и такие:
"это классика, это надо знать, у него историческая ценность, это новое слово в литературе в своей эпохе. ЧИТАЙ СУКА"
А ты читаешь и думаешь "какая же это хурма...."
Так и здесь. Гарри Поттер хороший цикл, но здесь он потому что в своем жанре он самый известный.
Нарния, ну такое, Тот случай когда фильмы лучше книг. потому что книги это детские сказочки с библейским мотивом и сомнительной моралью.
Толкиен значим для литературы, создал целый жанр, который сейчас копируют все кому не лень, но чесно сказать читать его очень тяжело. Толкиенисты кстати с этим соглашаются между прочим.
Волкодав. читабелен, но Ольга Григорьева пишет в данном жанре интересней.
У Лукьяненка Дозор не самый лучший(я бы дилогию Неба поставил бы), но зато самый известный, Опять. По нему даже фильм сняли.
И так далее.
Так что для себя я определился, что аудиокниги хорошо заходят как фон, когда руки чем-то заняты, а голова "свободна" :)
P.S.: Таким макаром отслушал Сумерки, играя в Диабло 3 :)
Из свежатины достойной внимания - Патрик Ротфусс с его "Имя Ветра". На фоне Аберкромби, наверное, выглядит слегка наивно, но читается на ура. Правда, это трилогия и вышло пока две книги. Облом
Потому и читается проблемно.
"Первый закоон" на него фоне смотрится чудной сказкой.
Трое из Леса Никитина.
Стальная Крыса Гаррисона.
Ожидал увидеть, но не нашел.
Мораль всегда выражена очень грубо, даже хуже Донцовой.
Отсутствуют как динамичность, так и драма, полностью отсутствует любовная линия.
Присутствуют сцены жестокости и насилия.
Данное фэнтэзи не заинтересует ни вдумчивого читателя, ни любителя боевиков, ли любительницу женских романов, и из-за сцен насилия должно иметь возрастные ограничения 16+
Коммерческий успех произведения можно поставить в заслугу исключительно грамотной работе маркетологов.
А из "городского фэнтези" стоит Джима Батчера почитать. Почти 20 книг в серии про Джима Батчера - чародея-детектива из Чикаго. Хватает и эпика, с интриг, и схваток с монстрами.
А, это не про него ещё щас сериальчик выходит?
Британская версия близко к тексту (и поэтому скучновато, ИМХО).
Американская сильно переработана, от книг остались только намётки и ошмётки (фанаты негодуют!!1), но смотрится весьма бодро
В разделе юмористического определенно не хватает Уотт-Эванса
Ну и раз даже Перумов пролез в ряды авторов эпической, то Эриксона грех не вспомнить
А еще в приключенческом/героическом незаслуженно упустили "Черный отряд" Кука, кмк.
А начиналось все бодренько - почти как смесь "черного отряда" и джордановского "колеса"
Может конечно это и вправду перевод такой....
А вот Уотт-Эванса и вправду забыли незаслуженно, его "с единственным заклинанием" и "заклинание с изъяном" - шедевры на века, серия про киборга и чародеев - тоже классика, да и вообще оригинальных много произведений.
Да, Легенды Этшара Уотт-Эванса прекрасный образчик того, как из в общем-то давно знакомых и привычных элементов можно собрать что-то очень интересное и необычное. И, может, это только мое впечатление, но выход первой книги из цикла тоже был неплохим толчком для застоявшегося фэнтезийного болота конца восьмидесятых.
мог и не скринить, а скан скачать и вытащить страницы.
и я на 93 процента уверен, что этот список уже выкладывали на джой.
Если на джое этот список выкладывали, то почему ни в одном из более двухсот комментариев не кинули ссылку на более ранний пост?
И сколько не читал еще.
Кого же мы получили вместо них? Перумова, Лукьяненко и Камшу?
Спасибо за комментарии хоть. Потому что у "Мира фантастики" в одной куче пчёлы, мёд, говно и гвозди.
Вкусы и пристрастия у всех разные. Кому-то ближе Станислав Лем, кому-то Гарри Гаррисон. Любой книжный рейтинг по определению спорен, поскольку всегда субъективен. Для того, чтобы этот топ не превратился в очередную "ятакхочу" элитарочку для продвинутых знатоков, во главу угла здесь явно поставлен поставлен принцип узнаваемости сообществом. В целом вышел неплохой фундамент из статусных вещей, с ним можно работать. Дополнять или сокращать, в зависимости от твоих личных пристрастий. Я тоже далеко не все отсюда порекомендую, и многое - с оговорками.
Хотя с таким же успехом можно взять лист номинантов Хьюго и Небьюлы за основу, и отталкиваться от него. Иногда я так и делаю, когда хочу что-то прочесть.
И это вопрос не вкусов и пристрастий, а банального качества и литературного уровня. Перумов - шлак. Лукьяненко - исписался. Камша - графоманка. Даже Белянин лучше, потому что у него просто и без претензий лёгкое юмористическое чтиво, которое прекрасно выполняет свою задачу.
"принцип узнаваемости сообществом" - давайте тогда фиганём в список Сумерки, Оттенки, Донцову. Ну а чо, узнаваемые же?
Так что фундамент вышел плохой. Комментарии справились значительно лучше.
Слепота вышла в 2006-ом, на русском - в 2009-ом.
И да, "верные враги", это без соавтора в отличии от "плюс на минус".
политика ! политика! ненавижу блять политику !", и в это время постит "Крым НАШ !"/"Америка скоро развалиться !"/"Россия сверхдержава !", после чего, хитро так потирает ручки, и с улыбкой на лице произносит "заебииись"