Подробнее
Мерзость и запуст%ше. Мы живемъ накануне величайшей духовной революцш. Внешняя, дошедшая до последнихъ пределовъ своего развиНя, материальная культура—при ужасающемъ нравственномъ и духовномъ паденш общества—неминуемо подготовляетъ „м1ровой кризисъ“—который разрешится полнейшей переоценкой всехъ ценностей, полнейшимъ перерождешемъ всехъ чувствъ, всехъ поняИй, всей жизни. „То, что было слева—станетъ справа,—а то, что было справа—станетъ слева“. Въ основу новой исторической жизни будетъ положена идея религгозная. Культура приметъ иное направлеше—вместо задачъ матер1алъныхъ, она обратится, наконецъ, на человпческую душу. Человеческая душа будетъ признана величайшей ценностью— и не на словахъ, не въ „учешяхъ“, а въ самой психики, человеческаго общества. Культура душъ человпческихъ—вотъ новая задача, которая встаетъ передъ м1ромъ. И религ1я свободнаго человека—вотъ новый путь, который намечается передъ людьми. Но великимъ творческимъ эпохамъ всегда предшествуютъ эпохи упадка. Не оживемъ, если не умремъ. Какъ въ личной жизни великШ подъемъ почти всегда связанъ съ великимъ падешемъ. такъ въ жизни исторической перерождешю м!ра, обновлешю человечества должна предшествовать эпоха упадка и разложешя. Две тысячи летъ назадъ изъ ¡удейской, мертвой, развращенной фарисеями церкви вышелъ Христосъ Изъ современнаго мертваго, развращеннаго фарисеями хрисНанства должно явиться новое релипозное откровеше. Тотъ, кто плохо веритъ въ новую грядущую правду, пусть почувствуетъ со всей силой ужасъ наступившаго разложешя и въ отчаянш своемъ, въ боли своей пойметъ, что всякому беззакошю, всякой мерзости долженъ быть конецъ и что ужасъ нашихъ дней долго продолжаться не можетъ. Обо всей жизни говорить не буду. Я буду говорить о томъ, что ближе всего моему сердцу. Вотъ о томъ самомъ „святомъ месте“, на которомъ, по пророческому слову Христа „мерзость и запустеше“, я буду говорить о жизни релипозной. Что делается въ современной Церкви? Умерла? Унижена? Развратилась?—Нетъ, хуже. Въ миллюнъ разъ хуже. Она отдана въ руки техъ самыхъ враговъ Христа, которые не смогли победить Его две тысячи летъ назадъ въ качестве открытыхъ враговъ—и потому решили попробовать одержать победу, прикинувшись друзьями. Они не смогли обратить христганство въ прахъ—и потому решили извратить его въ самой основе. Не смогли победить распяНемъ—решили отравить фарисействомъ. Разве не узнаете вы въ современныхъ Илюдорахъ техъ, которые некогда разрывали свои одежды въ Синедрюне?
Правда, они не кричать: распни Его! О, они многому научились за две тысячи лЬтъ. Теперь они устраиваютъ каюя-то шеств1Я съ знаменами, съ флачками, съ „значками“, устраиваютъ хоры „изъ девочекъ“ и называютъ ихъ „серафимами“, изъ мальчиковъ—„херувимами“,—они и впереди своихъ процессш несутъ образъ Христа въ венце терновомъ. 1удейсюе фарисеи надели этотъ вТнецъ на голову Христа. Но разве эти жестокости можно сравнить съ утонченной жестокостью фарц-сеевъ современныхъ, которые разукрасили страдальческш Ликъ Его—разноцветными флагами? Тамъ, где внешняя, показная, мишурная „религюзность“ тамъ внутри гшеше и смрадъ и въ самомъ деле, что творится внутри, подъ всеми этими флагами? Я бы сказалъ: дружеское сближеше „юродства“ съ развращенными петербургскими салонами. Суетная церковная шумиха нашихъ дней есть показная сторона петербургскихъ вакханалШ съ учасНемъ „старцевъ“. Есть нечто глубоко отвратительное въ этомъ хожденш босыхъ старцевъ Васи-л!евъ, Григор1евъ и прочихъ по петербургскимъ великосветскимъ гостинымъ. Развращенныхъ аристократокъ „потянуло на юродивыхъ“. И вотъ начинается „отхожш релипозный промыселъ“. Стекаются „юродивые“, „святые“, „прорицатели“— и ихъ „показываютъ“ по салонамъ, какъ раньше показывали итальянскихъ теноровъ. Это въ „светской церкви“! А въ монашестве? ^ Давно ли МакарШ Гневушевъ оправдывался въ томъ, что тратилъ деньги бого-мольцевъ на рысаковъ, ковры и ванны—темъ, что друпе настоятели „тратятъ еще больше“. А вотъ еще фактъ: ревиз1ей въ Алатырскомъ Троицкомъ монастыре, Петер-бурской губернш, открыть, между прочимъ, подземный хорошо устроенный ходъ въ торговый бани?! Вбдь это не анекдоты. И не „случайные“ факты. Это общгй духъ. Было время, когда отшельники рыли себе пещеры—теперь они роютъ „хорошо устроенные“ ходы въ торговый бани. Въ этихъ словахъ—весь „путь“, пройденный нашимъ монашествомъ отъ Серия Радонежскаго до Макар!я Гневушева. Разве же это не близость конца? По истйне мерзость и запустенш стали на святомъ месте! Развратились, изолгались, ни во что не верятъ, задыхаются въ своемъ разврате, въ своей мерзости,— мертвыя души свои прикрываютъ „флачками“. Торжествуютъ свою победу. Надеются на свою силу. Но и фарисеи торжествовали. Не они ли распяли? Не они ли въ гробъ положили? И казенной печатью запечатали и стражниковъ поставили. Но воскресъ. Христосъ воскресъ. Правда воскресла. Ни печати, ни [стражники не помогли. И теперь близокъ часъ Его воскресешя. Пока по петербургскимъ салонамъ идетъ отвратительное лобызаше съ „юродивыми“, пока монахи роютъ свои ходы въ торговый бани, а Илшдоръ занимаетъ толпу зрелищами, шумомъ и трескомъ—въ глубине народной, въ глубине жнвыхъ душъ человеческихъ свершается великая работа релипозной мысли. Уже веетъ надъ м1ромъ Животворящей Силой Духа Утешителя. И изъ гроба снова возстаетъ живой Христосъ*). В. Свенцщкш.
старые издания,распутин,религия,Коммунизм,много букв,1912
Еще на тему
Избранный Блок.
Издание 1929 года.
Завтра выложу.
Или послезавтра.