Сладкая жизнь католических «божьих слуг» / католицизм :: vk :: средневековье :: Приколы про еду :: религия :: История :: длиннопост :: интернет :: Cat_Cat :: Истории

Cat_Cat vk длиннопост История story религия католицизм еда средневековье 

Сладкая жизнь католических «божьих слуг»

Доброго времени суток!


Сегодня будем разбирать особенности питания средневековых монахов.


Средневековье, с его бесконечно грозящим голодом и холодом, являлось суровым временем. Средневековый европеец был одержим страстью набить себе брюхо. Но он не мог позволить себе этого. Это было доступно только дворянам и духовенству.


«Panem nostrum quotidianum da nobis hodie» … «Хлеб наш насущный дай нам днесь»


Один из самых известных монахов и вероучитель средневековья, Фома Аквинский, по замечаниям современников, был настолько толст, что для него в монастырском обеденном столе специально вырезали округлую выемку чтоб он вообще смог занять место за столом.


Сам же святой Фома относился к подобным вещам с юмором и замечал: «Еще у Аристотеля написано: толстые мужчины умнее, чем худые».


gy*,ы (n^ft ¿'¿'»С, Ü%"№Ü ,>>л >»-.._. }_"'/* ta у. тв$ш ^шмшМк,Cat_Cat,vk,интернет,длиннопост,История,Истории,религия,католицизм,Приколы про еду,средневековье

Сам Фома, как мы видим, любил не только книги и моделизм, но и покушать


Заинтересовавшись вопросом: почему достопочтенные люди церкви не отстают от святого Фомы в весе, Мишель Руш, французский историк, с большим усердием проанализировал документы того времени касающиеся кухонь, погребков и подвалов, и пришел к любопытному выводу. Так например в аббатстве Сен-Жермен-де-Пре обычный монах поглощал в день в среднем 6882 калории! (современный взрослый человек, ведущий активный образ жизни, поглощает примерно 2000-2400 калорий).


Аббатство Сен-Жермен-де-Пре находилось у ворот тогдашнего Парижа, и, конечно, в других монастырях питались немного постнее. Но лишь немного. Ни в одном монастыре Франции ежедневное потребление калорий не опускалось ниже 4700. Немецкие, английские и прочие монахи питались ничуть не хуже своих французских коллег.


Но читатель может заметить, что жизнь монаха четко регламентирована постами. Днями, когда зачастую вообще разрешается питаться только елейным маслом или водой. Но были и праздники, а по праздникам в монастырях съедалось гораздо больше чем в обычные дни.


Исследования Руша вызвали живую дискуссию. И уже другой исследователь, французский историк и бельгийский социолог Лео Мулен, основываясь на позднее открытых источниках твердо заявил, что месье Руш обсчитался. По предоставленным пруфам Мулена выходило что монахи съедали и выпивали гораздо больше чем 4700 или 6800!


Эй, толстый!


Руш исходил из того, что ежедневно монах съедал от полутора до двух кило хлеба! По записям монастыря Клюни, около 300 монахов потребляли ежедневно 470 кило муки, что дает приблизительно полтора кило хлеба на одного священнослужителя.

Но стоп! Читатель может заметить, что из муки можно делать не только хлеб. И будет чертовски прав! Руш не учел что монахи в средние века были мастерами изготовления сладкого печенья. Медовые пряники, вафли, изысканные пышки носившие названия frigolodae, refelae, mellati, piperati…данные сладости были не только вкусными но и чрезвычайно жирными.


Cat_Cat,vk,интернет,длиннопост,История,Истории,религия,католицизм,Приколы про еду,средневековье


Но на что в средневековье люди были особо падки, так это на миндаль и мед.


Руш приводит данные что монах ежедневно потреблял от 0,6 до 1,1 грамма меда. Полнейший вздор! Монахи, как мы знаем, были самыми крупными пчеловодами средневековья. Воск-побочный продукт меда был необходим в огромных количествах для изготовления церковных свечей. Мы так же знаем, что, например, святой Людовик, для того что бы заглушить аппетит во время поста, пил вместе вина пиво. Хроника так же добавляет, что Людовик подслащивал пиво медом.


Самые утонченные лакомства в монастырях представляли собой комбинацию меда и миндаля. Доходило даже до греха, когда к лежащему на смертном одре святому Франциску сестра Якобина принесла миндальное печенье, как исполнение последнего страстного желания. Ради этого даже нарушили правило и впустили в мужской монастырь женщину, потому что знали, что никто не печет миндальное печень лучше, чем сестра Якобина.

Анисовые печенья, имбирные бонбоны, консервированные фрукты, пышки с лепестками роз, а также другие изысканные восточные сладости рецепты которых привезли с собой из Дамаска монахи, сопровождавшие рыцарей-крестоносцев. Все это Руш упустил в своем исследовании.


Cat_Cat,vk,интернет,длиннопост,История,Истории,религия,католицизм,Приколы про еду,средневековье


Упустил он так же мясо. Святой отец Бенедикт, будучи Великим монахом Запада, запретил потребление мяса в монастырях, но оставил лазейку, в которую непременно протискивались все монахи средневековья: для тяжелобольных, писал Бенедикт, мясо разрешается. Следствием этого было то что в монастырях не осталось ни одного человека, чувствующего себя по-настоящему здоровым - все рассчитывали на лечебную диету.


А что же птица и рыба? Тут монахам на помощь пришло священное писание. Согласно первой книге Моисея, птица была сотворена Богом не в тот же день, что четвероногие, а вместе с рыбами. Так что монашеский стол был обильно уставлен разного вида рыбами, жирными гусями, перепелами, утками и прочими индюками, не попадавшими под запрет святого Бенедикта. Кроме того, к монахам часто приезжало много знатных гостей, людей «из мира», которых не желательно было испытывать на самоотречение, и все монашество, из вежливости, превозмогая, ело мясо вместе с гостями.


Согласно архивным документам монастыря Клюни меню выглядело так: всю неделю, кроме среды и пятницы, два раза мясо, причем на обед чаще говядина, вечером свинина, в качестве закусок-птица, паштеты, солонина.


Читателям стоит успокоить позывы своего желудка. Читая эти строки перед глазами встает картина красиво сервированных столов. Но это не так. Все мясо было совершенно разваренным. Причиной тому служило отсутствие зубной щетки, как и зубов у средневековых жителей. Потому, перед основным блюдом, на всякий случай, сервировали pulmentun – густую перловую или овсяную кашу, которая увеличивала каллораж стола, и которую мог потребить самый беззубый монах.


Отдельно отметим национальные кухонные традиции. Вся средневековая немецкая кухня просто плавала в жире. Для облегчения пищеварения еду приправляли укропом, а во время поста в монастырях жир заменяли чистым маслом!


Cat_Cat,vk,интернет,длиннопост,История,Истории,религия,католицизм,Приколы про еду,средневековье


А что на счет рыбы? Монахи очень ценили окуня. Сохранилась даже заметка из монастыря Клюни о наказании одного монаха, ему предписывалось в качестве покаяния отказаться от изысканной рыбной еды и строго соблюдать мясную диету. Бедолага.


Не отказывались набожные монахи так же и от яиц. В одном монастыре ежедневно для настоятеля предписывалось от 6 яиц, а для молодых монахов - до 12. Были зафиксированы случаи что монахи ежедневно потребляли до 30 яиц на каждого! Омлеты, глазуньи, яйца всмятку, вкрутую…в одной южно-немецкой хронике есть упоминание о смерти монаха от чрезмерного наслаждения пасхальными яйцами.


Что касается овощей, то базовым продуктом монастырской кухни считалась фасоль или шпинат. А уж если их 3 дня томить на огне, то такое блюдо у божьих людей считалось деликатесом.


Что же при этом пили?


Мишель Руш дает оценку в полтора литра вина на одного монаха ежедневно. Да это же просто смешно! На сегодняшний день существуют более достоверные сведения. Есть данные что во Франции IX века каждый монах выпивал по 3,5 литра в день! А согласно записям отца Флиберта Шмитца, обычный южно-немецкий монах в XIV веке поглощал до 4,5 литров вина в день.


Cat_Cat,vk,интернет,длиннопост,История,Истории,религия,католицизм,Приколы про еду,средневековье


Монахи настолько разбирались в вине, что святой Бернард из Клерво в своих письмах жаловался на то что перед трапезой к столу подавали 3 кружки различного вина, и монахи нюхали их до тех пор пока не устанавливали какое вино лучше.


Для вин существовали правила и ограничения-они не должны быть излишне роскошными. А вот пиво, напротив, считалось постным питьем. В аббатстве Трира в постные дни еда подавалась с пивом вместо вина.


С полным основанием Святой Патрик считается изобретателем виски. Три из четырех крупнейших перегонных заводов стоят точно на тех местах, где раньше были аббатства. В южной Германии практически все известные шнапсы, вишневки, сливовки - монастырского происхождения. Стоит ли говорить что от подобного питья монахи не становились стройнее.


Но не стоит упрекать монахов в чревоугодии. Такой обильный на калории стол служил и практическим целям. Да, монах проглатывал все что имелось в наличии, это было фактически здоровым и естественным инстинктом самосохранения.


Но был и еще один страх - холод. До XII века монастыри не отапливались. Позднее, только в одном помещении монастыря, за исключением кухонь, появлялись камины. Поэтому имелось только одно эффективное средство борьбы с холодом - толстый слой нательного жира. Это выручало и не раз! Холода были такими сильными, что до XII века в одной постели спали до четырех монахов. И они прижимались друг к другу распухшими от жира телами, наверное с отвращением к другим и к себе. И мечтали при этом об идеале чистой души.


____________________________

Взято отсюда - https://vk.com/wall-162479647_122085


Автор - Сергей Симак



Подробнее
gy*,ы (n^ft ¿'¿'»С, Ü%"№Ü ,>>л >»-.._. }_"'/* ta у. тв$ш ^шмшМк




Cat_Cat,vk,интернет,длиннопост,История,Истории,религия,католицизм,Приколы про еду,средневековье
Еще на тему
Развернуть
Очень интересно и познавательно, а концовка это как вишенка на торте)
хоть сейчас зима и не холодная но давай обнимемся!
А давай! Но только после пива.
к пиву надо рыбы
так я купил пива и жду обнимашек!!
Иди сюда, обнимать буду! /Бежит по ромашковому полю с распростёртыми для обнимашек руками/
Я целыми днями лежу на боку.
Съедаю в минуту по окороку.
Пятнадцать батонов, десяток лещей,
И сотню зажаренных толстых грачей
Селедку под шубой, картошку с ботвой
Засаленный город сегодня я твой
К друзьям поднимаюсь, ступеньки трещат!
Мне все очень рады, и все мне кричат!

Эй, толстый!
Гимн французского аббатства, перевод с латыни?
Петь на мотив Кармины Бураны.
Ну насчет пива и вина все просто, в средние века, воду в "чистом" (если это можно так назвать) было пить тупо опасно, поэтому пили преимущественно что то перебродившее.
Ba1l Ba1l22.01.202010:47ответитьссылка 22.1
Да и в целом там от пива и вина больше как название. Там обычно была только пара градусов. Но зато такое можно было пить спокойно литрами.
Когда тебе запретили есть окуня и перевели на мясную диету
Всем хочется быть немножко человеком, когда все - только Слуги Господни. А иногда - Гундяевым, но это уже к Диаволу.
Вот монашенки святые, славно жыром налитые.
-Может уже что-то придумаем с отоплением?
-Нее, лучше давай обжираться и спать вчетвером.
А еще это могло быть "по документам" что 30 яиц и 1.5 литра вина на человека, а на деле распилы и откаты
Hrom Hrom22.01.202011:23ответитьссылка 11.1
Окей, и чё пилили на лишние яйца и вино? (деньги вряд ли, они ж с крестьян собирали налог в натуральном виде по большей части) Церковь итак утопала в золоте, так почему б не пожрать нормально?
1. Лишних денег не бывает.
2. Большую часть денег с десятины, пожертвований и т.д. надо было отдать вышестоящему дяде. А все что ты заработал на откатах ты мог спокойно оставить у себя в кармане.
Таааааак вооооон оно что. А я то думал, че попы жрут, как не в себя омаров, да осетров. А им холодно блять.
Вот так всегда! На самом интересном месте!
Знаете, я и сам своего рода монах
Спишь ещё с четырьмя мужиками в кровати?
И все пятеро жирные
Есть неплохой цикл передач "Средневековье с Терри Джонсом" там примерно о таких вещах и рассказывается.
В прекрасной "Легенде об Уленшпигеле" вот этот отрывок - только одно из многих подобных описаний:

Приор был толст и упитан, как пулярдка, выкормленная для вертела. Уленшпигель скоро заметил, на каких лугах паслось его преподобие, копя свой жирок. Он узнал от звонаря, а потом увидел своими глазами, что приор завтракал в девять часов утра, обедал в четыре. До половины девятого он спал, потом перед едой отправлялся в церковь посмотреть, каков кружечный сбор в пользу бедных. Половину сбора он пересыпал в свой кошель. В девять часов он закусывал: съедал тарелку молочного супа, половину бараньей ноги, пирог из цапли и выпивал пять рюмок брюссельского вина. В десять часов он высасывал несколько слив, орошая их орлеанским вином, моля при этом господа бога не дать ему впасть в чревоугодие. В полдень для препровождения времени он обгрызал какую-нибудь птичью гузку, присоединяя к ней и крылышко. В час он начинал думать о своём обеде и сообразно с этим выливал в себя добрый стакан испанского вина. Затем он ложился в постель и дремал минутку для отдохновения.

Проснувшись, он начинал, для возбуждения аппетита, с солёной лососины, к которой присоединялась большая кружка антверпенского dobbel-knol. Затем он переходил в кухню и располагался здесь перед очагом, где весело трещали дрова. Внимательно следил он за тем, как здесь жарится для монахов аббатства телячья вырезка или подрумянивается на вертеле ошпаренный поросёнок, который казался ему много предпочтительнее ломтя сухого хлеба. Но настоящий аппетит ещё не назревал вполне, и приор рассматривал хитрую механику вертела, который как бы чудом вращался сам собой. Это было создание Питера ван Стинкисте, кузнеца, жившего в кортрейском кастелянстве. Приор заплатил ему за этот вертел пятнадцать парижских ливров.

Затем он опять ложился в постель, вытягивался там от усталости, в два пробуждался, проглатывал немножко свиного студня, запивая его бургонским, которое он покупал по двести сорок флоринов за бочку. В три часа он съедал цыплёнка в мадере, которого запивал двумя стаканами мальвазии по семнадцати флоринов бочонок. В половине четвёртого он лакомился вареньем, запивая его мёдом. От этого он становился бодрым духом, охватывал руками колено и погружался в спокойную задумчивость до четырёх часов.

В четыре наступало время обеда, и в этот сладостный час его часто навещал священник церкви святого Иоанна. Не раз бились они об заклад, кто из них больше съест рыбы, дичи, птицы, мяса. Тот, кто отставал, должен был угостить победителя мясом, поджаренным на угольях, с четырьмя соусами, семью гарнирами из зелени и подогретым вином трёх лучших марок.
при этом не следует забывать, что "Уленшпигель" - антикатолическая и антииспанская агитка 19 века.
Не "Уленшпигель", а конкретное художественное произведение Шарля Де Костера. Сам Уленшпигель - средневековый фольклорный персонаж. Всё равно что сказать, что Ходжу Насреддина придумали в девятнадцатом веке.
ну да, я потому кавычки и поставил :)
Оказывается, Терри Джонс умер именно сегодня
Ну оно и не удивительно, Католическая церковь и сейчас не бедствует, а в средние века вообще являлась крупнейшим феодалом Европы, + еще десятина. Баблища у католического духовенства было просто нереально дохуя. Очень часто священники были еще и светскими владыками, архиепископы Кельна,Майнца и Трира были помимо того что архиепископами еще и курфюрстами, то есть трое из семи великих курфюрстов империи которые выбирали императора были священнослужители, нихуево так "попы" устроились. Вообще в те годы попасть в монастырь в качестве рядового монаха было охуительной карьерой.
Вот православная церковь совсем другое дело - одни аскеты и нестяжатели.
Ну в средние века православная церковь была сильно беднее католической, и не имела и толики той светской власти которая была у католических "попов". А в позднем ВКЛ и Речи Посполитой, православная церковь вообще влачила жалкое существование. А сейчас да, "намолили" себе миллиарды баблища.
Классы?! Я очень надеюсь что ты мамкин революционер, потому что конченых дегенератов с одноклассников я переношу хуже.
Не верь ему эта всеобман штобы набрать класы!
>Людовик подслащивал пиво медом.
Надо будет попробовать.
Теплое пиво с мёдом - народное средство от простуды. Спойлер: подогретое не пробуй.
Пробовал,подтверждаю
Можно поподробнее: теплое, но не подогретое - это как?
медовуха называется
Нет. В медовухе нет солода.
Жирные гуси, жаренные гуси,
Жаренные утки с выводком утят
Прямо в аббатство,
Смиренное аббатсво...

 * 'fâ/r * ‘ tfl * ÎÇf e * • i •'#! J к 1

К тому же слуги божии, не чурались быть финансовыми корпорациями по полной пользуясь свободой от обложения налогами.
Крутая книга и великолепные иллюстрации.
Да и сейчас, впрочем, не особо чураются.
кажется они еще нутрий ели, нарекая их рыбой каким-то папским указом ведь они жили в воде.
на счет вина - его часто разбавляли талой водой чтобы на дольше хватило.
Ты говоришь про монастырь, в котором соблюдался пост и было более скромное питание.
Если я правильно помню, нутрию и бобра нарекали рыбой, чтобы не есть одну селедку.
А когда у тебя на выбор жирная птица и разнообразная рыба, можно и потерпеть без мяса.
очень истеричная манера изложения

нет анализа по рангам монашества, нет какого внятного желания разделять богатые монастыри и мелкие приходы

на примерах отдельных церковных "чиновников" делаются выводы о всей монашеской братии включая разных служек

германия запросто смешивается с францией и вообще не учитываются экономические возможности разных регионов

приведённые источники где-то на уровне британских учёных которые прочитали какую-то старую церковную бумажку и бездумно экстраполируют

опять таки непонятно о каком именно средневековье речь потому что жизнь монастырей в 10 веке могла сильно отличаться от 15 века



ясен пень что в среднем монашество жило гораздо сытнее чем крестьянство, но автор данного поста вместо анализа проблемы просто высирается на церковь
И правильно делает что высираеться, гуситские войны, реформация Лютера, катарская ересь это все конечно от того что церковники соблюдали свои догмы, и не сидели на грудах золота, ага. Безусловно приходской священник в какой-нибудь засранной деревушке в какой-нибудь жопе мира типа Ольстера что в Ирландии, не был богат, и ел не от пуза. Но факт остается фактом, католическая церковь и ее служители были в массе своей жадными и охуевшими двуличными уебками, там дела одного "Аптекаря Сатаны" хватит что-бы зашкварить всю эту уебищную организацию.
По другому мнению не все так радужно, советую ознакомиться
"А согласно записям отца Флиберта Шмитца, обычный южно-немецкий монах в XIV веке поглощал до 4,5 литров вина в день"
4.5 литра в день не то что вина, воды сложно выпить. Скорее всего в реальности монахи отца Флиберта Шмитца пили вино иногда по праздникам, а большая часть вина безбожно воровалось. Это если поверить автору на слово, пруфов и ссылок на источники нет.
>4.5 литра в день не то что вина, воды сложно выпить.
Нет, не сложно. 3*1,5 пива пьётся за вторую половину дня, например, без особых проблем.
И что так каждый день по 4.5 литра пива? Да у вас батенька, алкоголизм.
Если бы действительно такие записи про 4.5 вина (а не пива, кстати) существовали, то скорее тут причина их появления в воровстве, чем весь монастырь состоит из алкоголиков в не кончающемся периоде запоя.
Ты говоришь, что сложно выпить 4,5 литра жидкости в день. Тебе говорят, что это не так, ты в ответ клеймишь оппонента алкоголиком. Что с тобой не так?
Теперь по сути: вино употребляли вообще вместо воды, в течении всего дня. Тебе сложно выпить 4,5 литра жидкости за день? Твои проблемы. Только твои, равнять всех под себя не стоит. Теперь обрати внимание на общий стол - под плотную жирную пищу вино уходит как вода. Ну и да, никто не говорит, что некоторые не банально бухали - пьянство было распространённым пороком, а 4,5 л. это средняя температура по больнице.
Да выпить можно хоть 10, только зачем? Вам почки за это спасибо не скажут. Ну и если предположить что вино в средние века содержало примерно 10% этилового спирта то 4.5 литра вина это 450мл спирта.
Я думаю, что средний человек бухающий так ежедневно очень скоро станет не способен к любому виду деятельности. Я говорю что средний, так как возможно вам и 10 литров вина нормально зайдет. Но я например ни когда не видел чтобы человек мог пить столько и при этом не нажираться до невменяемого состояния.
Затем, что воду пить было опасно. Средневековье, очистных ещё не изобрели. Кто победнее в тех же объёмах пили пиво. Даже дети пиво пили. При том, что алкоголь жажду не очень хорошо утоляет и его нужно выпивать больше.
"Я не видел", "я не могу", поэтому никто не может? Так себе логика.
В научной статье о производстве пива упоминается, например, что в 1615 году жители Гамбурга выпивали 700 литров в год на человека, т.е. включая женщин и детей. Если прикинуть, что в монастырях нет ни женщин, ни детей, а достаток выше...
То что пить воду может быть опасно знали и до средневековья, и пытались при возможности ее разбавлять вином для обеззараживания. Но дело в том, что позволить это себе могли далеко не все. Хорошую, по тогдашнему пониманию еду в виде меда, вина, мяса, пшеничного хлеба и тд. ели довольно обеспеченные люди. Бедные обходились ржаным хлебом, редькой и водой.
Где там именно сказано что в 1615 в Гамбурге именно выпивали столько пива на человека? Я так понимаю это суммарное производство, часть пива продавалась вне города. Иначе получается сильно много по сравнению с современными числами - https://ru.wikipedia.org/wiki//Список_стран_по_потреблению_алкоголя_на_человека
Я же ссылку прикрепил к сообщению, ну. Нажми на слова "научной статье" в комментарии. Страница 306 по журнальной нумерации, последнее предложение абзаца, в середине страницы.
> Иначе получается сильно много по сравнению с современными числами
О том и речь, что подходить с современными, а тем более личностными мерками нельзя.
Надо искать как именно считал этот Hans Huntemann на которого ссылается автор. Сдается мне, что в Гамбурге производилось 700 литров на человека, а не потреблялось. Если учесть что городское население тогда составляло не более 10% от общего, то можно предположить куда шла большая часть пива.
Так же и цифры потребления алкоголя монахами. Монастыри тогда были известными центрами производства алкогольной продукции. Часть ее продавалась, отсюда кстати, возможно и количество "выпитого" монахами, кто-то просто поделил произведенное вино на количество монахов в монастыре. Так же и сейчас можно посчитать сколько пьют люди в каком-нибудь винодельческом районе без учета продажи, а потом говорить что там все пьют по сто литров в день.
Я за вечер спокойно выпиваю 4-5 литров пива, конечно я этого не делаю каждый день, но в течении всего дня например выпить 4.5 литра вина можно легко, вино тогда было сильно не такое как сейчас, они вообще могли его и разбавлять. В те годы вообще воду то не особо пили, ибо чревато.
"Бей папистов! Гыр на них! Бей - убивай!"(с)
Очень интересная статья. Спасибо
смотрел чё-то на ютубе про средневековые дворцы и замки, в одном аббатстве дверь в столовку (трапезную) была шириной всего около 25-30 см, и если чел не мог пройти - оставался голодным до похудения.
Можно же пропустить вперед худощавого служку и пускай передает оттуда явства!
так появилась доставка еды
32 см. Такая дверь есть в монастыре Санта- Мария де Алкобаса (порт Mosteiro de Santa-Maria de Alcobasa) - цистерцианский монастырь в португальском городе Алкобас.
Но эта дверь предназначенна для передачи еды бедным.
http://vgrigoriev.ru/2018/portugal-alcobaca2/
да, эту в видео показывали, но сказали - чтобы жирные монахи в столовку не могли пройти
Да и спать в одной кровати лучше с худощавыми служками, ага. Согревая бедняг.
Такое чувство, что Гаргантюа и Пантагрюэль прочитал
Как были лицемерными лживыми пидорами, так видимо и останутся навсегда
Зато в православных церквях были худые монахи в основном.
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
GAULE MEROVINGIENNE • este Arl«» -\nî« '•darfCHOOSE YÛUfi FIGHTÉfi