Там еще есть Катехизис Капиталиста, но он большой, страниц в 20.
Сама книжка интересная.
Видимо, после революции осталась в Польше, отсюда штампы польских библиотек, в том числе Партийной школы ПОРП, и автограф самого Гжегоша Бжежинтыкевича.
Подробнее
наго, иамизаииешн. На конгресс!; въ Лондон!; была назначена комисш,> соотавленная язь представителей всЬхъ лащональносгей, на которыхъ возложили обязанность приготовить протоколы собрашя и свести въ одну цйяьную доктрину высказанный мысли п мн^нш^ Намъ удалось раздобыть различные труды этой кампеш, которые и опубликованы нами въ этой книг!»: II Катехизисъ работниковъ: Вопросъ, Какъ твое имя? ■ Опгттъ. Наемника Вопросъ. Кто твои родители?
Отвшьъ. Мой отецъ быЛъ наемником!., также кякъ мой, дФ.дъ и пра-дедъ, но отцы моихъ прад'Ьдовъ были крепостными и рабами. Моя мать зовется Бедностью. Вопроса. Откуда п куда- ты идешь? | Отвтпъ. Я вышелъ пзъ бедности и направляюсь къ нищете, куда попаду черевъ госпиталь, где мое тело послужить полемъ для пзследовашя новыхъ способовъ лечетя и прйдмстомъ для изучешя профессорами, охраняющими’ здоровье прпвилегированпыхъ особь Капитала. Вопросъ. Где ты родился? Отвгътъ. Въ мансардахь, нодъ верхушкой одного дома, который ‘ строили мой отецъ и его товарищи по работе. Вопросъ. Во что ты веруешь? Отвтпъ. Въ Каппталъ. Вопросъ. Кашя обязанности налагаегь на тебя Капиталь? Отвтпъ. Две главный обязанности:—обязанность отрекаться отъ сво-ихь правь и обязанность трудиться.—Капиталь повелеваеть мне отрекаться отъ моихъ правь собственности на землю, пашу общую кормилицу, на богатство ея нфдръ, на богатство -ся поверхности, на таинственную силу ея плодо-родш, проявляющуюся нодъ действ1емъ горячаго солнечнаго света;—онъ повелеваешь мне отрекаться отъ права собственности на произведете моихъ рукъ и. моего мозга;—онъ повелеваеть мне отрекаться отъ права собственности' на мою ;■ собственную личность: съ того момента, какъ я переступаю порогъ мастерской, я более не принадлежу себе,—я—вещь въ рукахъ своего господина. Каппталъ повелеваеть мне работать съ самаго ранняго дбт-.ства до самой смерти, работать при солнсчномъ свете и при свете газа, работать днемъ и . ночью, работать на земле, нодъ землей, на море; рабо-г тать везде п всегда. 1 Вопросъ. Налагаегь ли онъ на тебя еще другш обязанности? Отвгътъ. Да. Соблюдать посты въ течете всего года, жить одними лишешями,' утоляя голодъ лишь наполовину, сокращать все потребностп моего тФла, подавлять- всё порывы моего духа. Вопросъ. Запрещает!, ли онъ тсбё нзвестнаго рода пищу? Оттътъ. Онъ вапрещаегь мпе дотрагиваться къ дичи, къ живности, къ говядине перваго /сорта, второго , сорта п третьяго сорта, есть семгу, омары, дорогую рыбу, онъ запрещает!, мне нить натуральное вино, очищенную водку и свеисее молоко, какпмъ оно выходить нзъ нодъ коровы. ■Вопросъ., Какую пищу .онъ тебе разрешаете? Отвгътъ. Хлебъ, картошку, горохъ, селедку, остатки мяса, коровью говядину, .конину к свпнцну. Для того, чтобы я моп. наскоро возстано-вить свои ослабевшая силы, онъ разрешаетъ мне пить поддельное вино и сйвуху. ь Вопросъ. Въ чемъ твои обязанности по отношешю къ самому себе?: : ЩЮтвгътъ. Я обя8анъ урезывать свои расходы; жить въ граэп и вся-
р§ 8 — кой мерзостп, носить изорванное, поношенное, заплатанное платье, носить его до гЬгь поръ, покуда оно не обратится въ лохмотья; ходить бсзъ чу-локъ, въ дырявыхъ багамакахъ, лропускающпхъ грязную и холодную воду. Вопросъ. Къ чему онъ-обязывает» тебя по. Щтношетю къ твоем I семьФ? Онъ обязываетъ меня запрещать моей жен'Ь и монмъ доче-рямъ всякое кокетство, элегантность,. изящество, наряжать нхъ въ платья I самой дешевой матер ш н ровно настолько, чтобы не приводить въ смущеше стыдливость полпдейскаго; научать ихъ тому, чтобы, он'б не ¿дрожали зимой I оть холода въ своихъ ситцевыхъ ллатт>яхъ, не задыхались яфтомъ. въ душ-номъ чердак’Ь; вбивать въ голову моимъ дЬтямъ священные принципы труда затЬмъ, чтобы съ ранняго детства они могли зарабатывать себф средства существовашя и не быть въ тягость всему обществу; научать ихъ тому,чтобы ложиться безъ ужина и огня, и щмучать нхъ къ нищета, которая вынала нмъ на долго.. - Вопросъ. Какая обязанности онъ возлагаетъ на тебя по ¡Ьтношсшю кь обществу? Отттъ. Обязанность '- увеличивать, 'Ь'бще^бнйов--;:4огатств.о сначала I моимъ трудомъ, потомъ моими сбережешямп. Вопросъ. Что онъ обязываетъ тебя дЬлать съ твоими щережсшнмн? Отттъ. Вносить ихъ въ Государственный Сберегательный Кассы за- I тЬмъ, чтобы они служили для покрытая бюджетнаго дефицита,^пли же доверять нхъ общсствамъ, финансовой фплантропш, затбмъ, чтобы они нхъ отдавали взаймы нашнмъ патронамъ. Мы всегда должны предоставлять наши сбережешя въ распоряжеше нашпхъ госнодъ. Вопросъ. Разрешат ли онъ теб'Ь обратно получать твол сбережешя'? I Отвптъ. Какъ можно рФже; онъ предлагаетъ намъ не упорствовать, пока покоряться судьба, когда филантропы, предупреяща^Щаши щ)ебова|йя, I объявляютъ, что наши сбережешя исчезли безшгЬдно, какъ дымъ. Вопросъ. Есть ли у тебя нолитичесш права? Отттъ. Капиталъ даетъ миф невинное развлечете—право ¿избирать I законодателей, которые создаютъ законы для нашего порабощешя,; но от. запрещает!» намъ заниматься политикой п прислушиваться къ голосам1!» соща-лисговъ. Вопросъ. Почему? Отттъ. Потому что политика г— привилегш;'\цатроновъ, '¡потому что сощалпсты—это мошенники, которые наст» грабить и обманываютъ. ¡^Олы говорят!», что человфкъ, который не работаетъ, не долженъ Фсть, что все !щ| надлежать наемнымъ рабочимъ, потому что : это—произведете ихъ .рукъ, что патронъ—это паразитъ, котораго надо уничтожить. Капиталъ лее »учить наст», ианротивъ, тому, чтб расточительность богачей создать иЩщодпмость въ I труд1ц который даетъ намъ возможность не умирать съ голоду, $то ■богатые I содержать б'Ьдныхъ, что, если бы не было богатыхъ, б'Ьдныс давцо бы погибли. I
Еще от» учптъ нась пе быть настолько глупыми, чтобы й'Ьрптг», что наши ж.ейы и дочери—не желаюнця наряжаться ни во что другое, кроме дешев.ень-кцго ситца, сумели бы носить платья изъ шелка и бархата, которыя он'Ь сами шыотъ, что мы не сумели бы пить натуральное вино и есть доропя блюда, потому что щйучены т, коровьей говядине и ноддЬлышмъ наниткамъ. Вопросъ. Вечеяъ ли Каииталь? Отмыт. Наши наиболее ученые жрецы, оффицшьныс экономисты, говорить, что оиъ существовалт, съ самаго оеноновашя м!ра; но только начиная съ 1500 года, приблизительно, онъ растетч. и не перестает1!, расти въ величине и въ могущества; теперь онъ владычествует!, надъ шромъ. Вопроса. Всемогущъ ли Капиталъ? Отмыт. Да. Кто им'Ьетъ его, тотъ обладаетт, всеми благами земли. Когда онъ отворачнваетъ свое лицо отъ какой пибудь семьи или целой нащп,—оп'Ь начннаютъ влачить жалкое существоваше, въ нищете и страдашяхъ. Могущество Капитала увеличивается но м'Ьр'Ь увеличешя его массы: съ каж-дымъ днемъ оиъ завоевывает!, новый страны; съ каждымъ диемъ онъ увеличивает!, армио иаемпиковъ, которые принуждены всю свою жизнь посвящать тому, чтобы способствовать возрастание его массы. Вопросъ. Кто считается избранниками Капитала? Отмътъ. Патроны, капиталисты, рантье. Вопросъ. Какпмъ образомъ Капиталъ вознаграждаетъ тебя? Отмыт. Давая мн'Ь всегда и постоянно работу; мне, моей жене и монмъ совсЬмъ маленькимъ д'Ьтямъ. Вопросъ. Есть ли это твое единственное возпаграждеше? Отмыт. Шит,. Капиталъ, нашъ кумиръ, разрешает!, намт, утолять голодъ, пожирая глазами выставленный на показъ аппетитный блюда, которыхъ мы никогда не пробовали, до которыхъ мы никогда не дотронемся, которыми питаются лишь его избранники и священные жрецы. Онъ по доброте своей разр'Ьшаетъ намъ согревать окочен'Ьвние4 отъ холода члены созерцангемъ теплых'!, м'Ьховъ и толстаго сукна, въ которые укутываются его избранники и священные жрецы. По той же милости намъ разрешается деликатное удо-вольстгне приводить въ восхищеше свой взоръ созерцашемъ того, какъ прогуливается исредъ нами въ своихъ экипажахъ, на бульварахъ и нлощадяхч., все это святое племя жирныхъ, нузатыхъ, прнлпзанныхъ, золотушпыхъ раитье-ровъ и капиталнстовъ, окруженныхъ целой свитой лнврейныхъ лакеевт, и нанудренныхъ, накрашенпыхъ куртизанокъ. Мы преисполняемся тогда гордостью при мысли о томъ, что если эти избранники пользуются чудесами, которыхъ мы лишены, то ведь-все это—нроизведсшя нашнхъ рукъ и нашего мозга. Вопросъ. Принадлежать ли избранники Капитала къ другой расе? Отмътъ. Капиталисты сделаны изъ той же глины, какч» и наемники; но ихъ выбрали среди тысячъ и миллшновъ. Вопросъ. Что они сделали, чтобы заслужить такое отлшйе?
— 10 — Отттъ. Ничего. Капиталъ проявляетъ свое могущество въ томъ, что осыпаетъ своими милостями людей, которые пхъ вовсе не заслуживают!». . Вопросъ. Кашггалъ, стало быть, несправедлив!»? Отттъ. Капиталъ—сама справедливость, но эта справедливость выходить за пределы нашего нонимашя. Если бы Капиталъ былъ вынуждена» оказывать свою милость тЬмъ, которые ея заслуживаютъ, онъ былъ-бы не совсЬмъ свободенъ, его могущество было-бы ограничено. Капиталъ можеп, утверждать свое могущество, выбирая пзбрашшковъ, капиталпстовъ и иатро-новъ только среди кучи никуда нсгодныхъ тунеядцевъ и бездйльнпковъ. Вопросъ. Какъ Капиталъ, твой кумиръ, тебя наказываетъ? Отттъ. Обрекая меня на безработицу. Меня отлучаютъ тогда оть общества, мшЬ запрещаются хл'Ьбъ, вино и тепло. Мы умираемъ съ голоду,— я, моя жена и мои дФтп. Вопросъ. Каш проступки ты долженъ совершить, чтобы заслужить бШуцёще отъ работы? , Отттъ. Нпкакихъ. Капиталъ по произволу декретируетъ отказъ оть работы, не заботясь о томъ, чтобы нашъ слабый умъ мои» постигнуть, въ чемъ, собственно, причина этого. Вопросъ. Каш у тебя молитвы? Отвгътъ. Я молюсь, но не при' помощи словъ. Трудъ—моя молитва, пбо только она одна полезна, только она одна-^—прибыльна. Только она одна создаете Капиталу прибавочную стоимость. . Вопросг. Гд'Ь ты молишься? Отвтпъ. Везд'Ь—на мор&, на земл’Ь и подъ землей* на поляхъ, въ рудникахъ, въ мастерскихъ и лавкахъ.—Для того, чтобы наша молитва была принята и удостоена Богомъ, мы должны оставить у ногъ Капитала нашу волю, нашу свободу и наше достоинство. Мы должны сбегаться по звону колокола, по гудку машины и, какъ . автоматы, должны даигахь ^руками и ногами, иыхтЬть и обливаться потомъ, напрягать свои мускулы и ис^рща/гь свои нервы. Мы должны быть смиренны духомъ, переносить съ покорностью вспышки •игЬва и ругательства' господина и его. сл угъ, 1чбо они—всегда правы, даже когда кажутся намъ виноватыми. Мы должны благодарить господина, когда онъ ур^зываетъ заработную плату и удлиняет!» рабочШ день, ибо все, что онъ ни д'Ьлаетъ-^-сираведлпво и служить намъ къ добру. Мы; должны считать себя удостоенными чести, когда господинъ и его, прислужники ласкают!, иашихъ женъ и дочерей, ибо Капиталъ нмъ даруетъ право жизни и смерти надъ наемниками, какъ и право обладашя наемницами. Вопросъ.получишь ли ты награду посл'Ь смерти? - Отттъ. Да, и даже очень большую. Посл'Ь моей" смерти Каннталъ дастъ мн'Ь возможность успокоиться и отдохнуть. Я ..больше не. буду безио-копться о^хл'Ьб'Ь насущномъ, нн на сегодня, ни на завтра. Я буду. пользоваться в'Ьчнымъ покоемъ могилы.
11 III. Поучительное слово куртизанки. Манускрипта, который бйлъ мпЬ персданъ, пеполопъ: въ немъ не хва-таета- трехъ первыхъ листковъ, въ пихъ, безъ сомпешя, находплось обращешс къ Капиталу, защитнику т'Ьхъ, кого презпраюта. Правило, которое я себе одоставплъ, —давать точное воспроизведете документов!»,—запрещаста мне какую бы то ни было переделку. Примечания, сд'Ьлапныя на поляхъ, даюта основашс предполагать, что иапскШ легатт» взялъ себ'Ь въ сотрудники принца ВЬльскаго, двухъ богатыхъ нромышленяиковъ г.г. N. N. и известную всему свету своими шелками и тканями, знаменитую Cora Pearl, которая дЬлпла свое ложе съ высшнмъ цв'Ьтомъ космополитпческаго Mipa. П. Лафаргь. Люди, которые всю жизнь бродяга въ потемкахъ, руководствуясь колеблющимся мерцашемъ своего слабаго разума, покрываюта куртизанку насмешкой п презр’Ьшемъ; они самымъ безчестнымъ образомъ прпгвождаюта ее къ позорному столбу своей морали, они побпваюта ее своими парадными добродетелями, возбуждаютч» противъ нея гнЬвъ и возмущение, для нихъ она рабыня зла, царица шрекнхъ злодеяшй, жерновъ, которымъ выжимается все зверское; она губпта цвета молодости, оскверняета седины старости; отрываета мужа ота жены, высасываета своими жадными ненасытными губами честь и состоите цёлыхъ' семействъ.—0, сестры мои! животная ярость и низкая зависть забрасывают!» грязью и горькой желчью благородное лицо куртизанки, а между тЬмъ, девятнадцать вековъ тому назадъ 1исусъ пзъ Назарета, поднялъ нзъ бездны Марио Магдалину и поместил'!» ее со святыми и блаженными въ лоно райскаго великол'Ьшя. До появлетя Капитала релипи заставляли людей держать. женъ въ теремахъ, взаперти и разрешали только гетерамъ вкушать плоды ота древа познашя и свободы. Между тЬмъ, великая богиня Вавилона Астарта, «искусная чародейка, обольстительная проститутка», повелевала свопмъ вёрно-подданнымъ почитать её, давая волю своимъ страстямъ. Когда Будда, целовекъ-богь, приходплъ въ Vesali, онъ поселялся въ доме священ-ныхъ. проститутокъ, передъ которыми выстраивались въ рядъ жрецы и судьи, одетые въ своп церемониальные костюмы. Просветленные верой, люди первобытныхъ обществъ боготворили куртизанку: она символизировала вечную силу природы-, которая создаета и разр ушаста. Отцы католической церкви, которая въ течете вековъ забавляла своими легендами человечество, пребывавшее въ »младенчестве, черпали божественное вдохновеше въ обществе куртнзапокъ, который просветляли ра-8умъ учителей церкви. Вогъ хрпетчанъ вооружилъ- Теодору властью утвер-дйдать и ш!8вергать. непЬгрешимыхъ нанъ. Капиталъ, яашъ кумиръ, отводить куртизанке еще более высокое uiero; теперь она властвуета яадъ тысячами молодыхъ и кренкихъ рабо-чихъ, мастеровъ, во всякаго рода нскусствахъ ц ремеслахъ; они ткута,
Книгоиздательство „МОЛОТЪ“. ЯШ П. Л а ф а р г ъ \Jlol{Aoneyjii^ золоту (Перевидь ¡¡рь фравцузеваго)'.. • СвЖТфтаКЕоН Part. p.zTp. r. BIBLIOTEKA оо ОО ОО о Ц) 33 §р| Шш № С.-ПЕТЕРБУ РГЪ Í: DПушкинская Скоропечатня“, Лештуковъ пер., 4. 1905.
старые издания,тегъ,капитализм
цена 5 копеек.
А польские библиотеки - потому что в советское время его старательно уничтожали - т.к. именно с него пошел Манифест КырлыМырлы и Энгельса
Точно не помню, но штук шесть есть.
В основном, конец двадцатых.
Так что г-н Шикльгрубер не изобретал ничего, у него был учитель г-н Джугашвили.
У меня много чего есть.
Просто даже не представляю, что это кому-нибудь интересно.
Интересующая в последнее время меня тема - Покровский и школа: Цион Фридлянд и прочее.
Хотя чего говорить, недавно Троцкого приобрел книжку 1922 года за 100 р.
Хватает литературы, не все уничтожено.
Просто как-то так сложилось, что проявлять подобные "неприкладные умствования" стало неприлично.
Хотя я от такого извращения никогда не отказывался
Есть такое замечательное наблюдение Борхеса: Наблюдение предшественников на основе классиков.
Работы Маркса были обыденны и излишне академичны. Работы Лафарга сделали из них то, чем потом стал марксизм и маоизм. Именно потому в СССР его старательно замалчивали. Например, известныая критика Каутского Лениным, не более чем комментарии к статьям Лафарга. Само собой, никто не собирался признавать этого.
Я б не сказал, что работы Маркса слишком академичны. Разжевывал все излишне, это да. Ну так он первопроходец в своей теме, ему надо было разжевать. ВОн Гегель, бедолага, так разжевал, что хрен что вообще поймешь без поллитры. Что до Лафарга - я бы не стал его так уж возвышать. Сделал он для коммунистического движения много, но марксизм изучается все же по трудам Маркса и Энгельса в первую очередь. А так можно и Смита, Дюринга, Богданова и Феербаха записать в главные марксисты)
Давненько я в такие дискуссии не встревал.
Тут хотелось бы обратить внимание, что кого именно записывать в "главные марксисты" решал Институт марксизма-ленинизма. А там понятно какие марксисты были марксистей остальных, не столько марксистых.
Обратите внимание, что французских марксистов поминают несколько походя, упирая на немцев и посконных подосиновиков. Дже если они совершенно не марксисты. А если принять во внимание, что марксисты были во Франции сильны до конца 70 - начала 80. Думается мне что тут вопрос конкуренции
Да, согласен, французам внимания маловато уделяли, но это еще с Прудона и срачей с анархистами пошло, я так понимаю. Что до Лафарга лично, видимо, не хотели самоубийцу в топ выводить. Но опять же, я слишком слабо знаком с их трудам и идеями, возможно дело в них.
Тут немного нужно отступить.
Дело в том, что марксизм до середины 30-ых ХХ века был люто деструктурирован. Достаточно только вспомнить, что когда "Освобождение Труда" во главе с Плехановым начала переводить "Капитал" лично Маркс сказал что, именно в РИ это не имеет никакого смысла.
Работы Маркса стали интересны только после старательной популяризации Энгельса. Но и в то время они не были единственными.
И тут появился Лафарг. Нужно понимать что Франция того времени была кипящим котлом левых идеологий (правые там уже успели подзадолбать всех полностью). И прото-анархисты и либ-демы, и нечто типа нигилизма, на все это накладывался стихийный протест пролетариата. А тут появляется персонаж, который внятно объясняет всю эту экономическую мутотень, сам невероятно харизматичен, вхож в любые круги. Естественно что такую персону страстно стремятся забыть... Ну не смотрятся на его фоне ни КырлаМырла ни лысый Володька
Я бы сказал, что дело Лафарга пало окончательно только после студенческой революции 1968 года
И вот пойди пойми, к чему именно относится определение...