Хрустальный дворец
1850 год. Тень от огромной задницы медленно плыла по английским лугам, накрывая всю империю целиком. Вместе с достоинством джентельменов, репутацией британской промышленности и честью Английской королевы.
А начиналось всё прозаично. Из поездки на континент вернулся некий Генри Коул. Посетив там выставку достижений французского хозяйства, полюбовавшись на образцы продукции лионских ткачей, французских ювелиров и всё такое прочее, Коул твердо решил — лягушатникам нужно утереть нос. Посетив с такой оригинальной мыслью принца Альберта, мужа королевы Виктории, он встретил полное понимание. Утирать нос решили с помощью своей собственной выставки.
План был прост, как всё гениальное. Первым делом рассылались приглашения поучаствовать по всем пяти континентам. Естественно, желающих набежало очень много, ведь все любят похвастаться. И среди этого разнообразия должна была возвышаться недосягаемой
сияющей вершиной экспозиция Британии. Красота же!!
Для выполнения плана, первым делом была собрана комиссия из уважаемых людей. 11 января 1850 года состоялось первое заседание на котором утвердили дату открытия "Великой выставки" — 1 мая 1851 года. Чуть менее пятнадцати месяцев на всё про всё. Очень смелое решение, учитывая то, что в природе ещё не существовало того здания, где должен был быть устроен этот праздник жизни. Да что здания, не существовало даже проекта, даже понимания того, что оно должно из себя представлять — не было. Комиссия знала только одно, здание будет длинной 1851 фут, в честь года. Потому что — символизм!
Перед началом строительства был объявлен международный конкурс на проектирование павильона. Главным требованием была высокая скорость постройки, потому что время уже поджимало. Вторым условием была низкая стоимость сооружения, потому что, хоть и хочется, чтобы все ахнули, но денег всё равно жалко. Ну и третьим пожеланием была возможность всё это чудо потом быстро разобрать и куда-нибудь утилизировать.
Несмотря на жёсткие рамки конкурса, чертежи посыпались как из рога изобилия. Если не принимать во внимание совсем уже дилетантские рисунки карандашом на клочке газетки, то заявок было подано 245 штук. Комиссия проводила целые дни, зарывшись в ворохи бумаги, отбраковывая один проект за другим. Все они требовали внушительных денежных вложений
и ещё более внушительных затрат по времени. Наконец, отчаявшиеся члены "Комиссии Королевского комитета Великой Международной промышленной выставки" приняли Соломоново решение — аккуратно слиться с этого праздника жизни. То есть устроить отдельную строительную комиссию, и уже ей передать всю полноту ответственности.
Члены новообразованного комитета хоть и не были профессиональными архитекторами, сообразили взять из предложенных вариантов всё самое, по их мнению, лучшее. И выдали свой вариант павильона. Больше всего он напоминал громадный кирпичный амбар, увенчанный нелепым железным куполом. Стоит ли упоминать о том, что тридцать миллионов кирпичей, необходимых для постройки этого кошмара, взять было неоткуда.
Это был полный провал. Самое обидное, что переносить выставку на следующий год было поздно. В портах стран-участниц на корабли уже грузили предметы искусства и промышленные товары. И отказаться было нельзя, и принимать было негде. Такого позора Великобритания не знала за всю свою историю. Тут-то и появился на горизонте рыцарь в сияющих латах.
Наш герой — Джозеф Пакстон, был достойным сыном своего времени. Родившись в бедной фермерской семье, он своим умом и трудолюбием смог кое-чего добиться. К двадцати годам, например, стал главным садовником в поместье герцога Девонширского. Злые языки поговаривают, что пожилому глуховатому герцогу понравился громкий голос и внятная речь Джозефа, но это они от зависти. Ведь очень быстро молодой садовник показал, что голос, это самое малое из его достоинств. Под его руководством земли герцога преображались и начинали приносить невиданные ранее барыши. Не имея специального образования, Пакстон спроектировал и построил самый большой в мире фонтан. Крупнейшая в Англии альпийская горка — тоже на его счету. Полностью перекроенное поместье стало обильно поставлять на господские столы тропические фрукты превосходного качества. В этом Пакстону помогли не только знания и умения садовода, но и страсть к строительству теплиц и оранжерей. Упомянем одно только то, что построенную им "Великую теплицу" в 1843 году посетила королева Виктория. И не просто побывала, но и изволила кататься внутри в конном экипаже, чем привела всю Англию в восторг и умиление.
Ознакомившись с условиями конкурса, Пакстон был озарён простой и ясной идеей. Павильон должен быть похож на оранжерею. Огромную, просто гигантских размеров оранжерею, какой ещё не видел мир. Плюсом такого решения была сравнительно быстрая сборка-разборка, по сравнению с каменными зданиями. Опять же сравнительная дешевизна. И заманчивая возможность наполнить выставочные залы солнечным светом. Минус был только один — раньше такого никто никогда не делал и начинать было страшно. Члены комиссии пугали друг друга умозрительными проблемами. А не изжарим ли мы посетителей палящими лучами? А что если от нагрева рамы расширятся, выдавив окна, и на людей обрушится дождь битого стекла? Но, так-как время уже конкретно поджимало и других вариантов не было вовсе, решили рискнуть.
И стройка началась. На месте будущей выставки трудились тысячи рабочих, непрерывно собиравших конструкции из стандартных элементов. Основной деталью была чугунная рама семи метров в длину и почти метр в ширину . Из множества одинаковых элементов работяги собирали на болтах колонны, арочные пролеты и своды будущего здания. Чтобы облегчить и ускорить сборку Пакстон разработал разнообразные механизмы и приспособления. Например, станок для крепления кровельных желобов, с помощью которого их монтировали со скоростью 600 метров в день. Так же незаменимую помощь оказали передвижные платформы, экипажи которых укладывали каждый день по две с половиной тысячи листов стекла.
Для простого англичанина сама стройка уже была чудом. Жители Лондона ходили в Гайд-парк полюбоваться стремительным ростом конструкций. До этого схожие по размерам дворцы и соборы строились десятилетиями. А здесь от первого разметочного колышка до подписи приемной комиссии прошло всего тридцать пять недель. В итоге получилось нечто невообразимо прекрасное. Огромный павильон, сотканный из ажурных переплетений металла явил собой наглядный символ Викторианской Англии. Просторные залы, наполненные светом и воздухом, поражали воображение людей. Сооружение вошло в историю под именем "Хрустальный дворец". На тот момент это было самое большое здание построенное человеком. Длина его составляла более полукилометра. Ширина сто двадцать пять метров, а высота свода больше тридцати метров. Этого хватило, чтобы внутри здания поместилась растущая в парке красивая аллея вязов. Сложно даже вообразить, что должен был чувствовать человек середины девятнадцатого века, видя всё это перед собой. Джозеф Пакстон совершенно заслуженно стал национальным героем и получил рыцарское звание. Только благодаря ему удалось избежать самой позорной страницы в истории страны. Теперь дело было за малым, сделать эту страницу победной. И Британия не подвела.
Итак, выставка началась вовремя. Толпы людей ежедневно приходили полюбоваться на экспонаты, свезённые со всего мира. Более ста тысяч предметов наполнили залы. Каждая страна старалась блеснуть в меру своего развития. Некоторые прямо удивляли. Как Перу, например, выставившая на обозрение самый большой в мире кусок гуано. Американцы блеснули различными станками и огнестрельным оружием. Настоящий фурор произвела знаменитая автоматическая жатка Маккормика. После того как журналисты усомнились в заявленных характеристиках жатки, её доставили на ближайшую ферму, где она и продемонстрировала поражённым зрителям всю свою прыть. С этого момента началось победное шествие по миру этого первого в истории комбайна.
Самой богатой и респектабельной экспозицией, разумеется, обладала Великобритания. Здесь имелось все, чем могла похвастаться могучая империя. Начиная со знаменитого алмаза "Кохинор" и заканчивая курьёзами, вроде ножа со 1851 лезвием. Тут были и всевозможные летающие (теоретически) аппараты. И мебель, на которую было страшно сесть, потому что она была вырезана из цельного куска угля. И кровать-будильник, которая, не спрашивая разрешения, сбрасывала утром хозяина в приготовленную ванну. И более серьёзные вещи вроде всевозможных приборов или медицинских инструментов.
Толпы желающих посмотреть на все эти чудеса ежедневно захлёстывали "Хрустальный дворец" подобно штормовым волнам. Всего за пять с половиной месяцев работы Великой Выставки её посетило шесть миллионов человек. Героем на час стала восьмидесятипятилетняя старушка Мерри Каллинак, ради такого дела прошагавшая пешком четыреста километров.
За время выставки чистая выручка составила 186 000 полновесных фунтов стерлингов (для сравнения, на строительство павильона ушло 80 000 фунтов). Заработанные деньги потратили на покупку участка земли неподалеку от парка. Вскоре там были возведены знаменитые Музей Виктории и Альберта, Королевский Альберт-холл, Музей естественной истории и пара Королевских колледжей, в которых обучали музыке и живописи.
Ещё одним неожиданным результатом выставки стало полное искоренение преступности в Гайд-парке. До этого место обладало скверной репутацией, и появиться там вечером без охраны было чрезвычайно смелым поступком. А после открытия выставки бандиты предпочли перебраться туда, где вечерами не шляются огромные толпы людей.
"Хрустальный дворец" простоял на своём месте немногим больше года. После чего его решили перенести на новое место, на юге Лондона. Разобрали, перевезли, начали собирать, но... Видимо волшебство закончилось. Здание четыре раза рушилось. Стекла ушло в два раза больше, чем изначально планировалось. За два года мучений погибло семнадцать рабочих. Но самое обидное было то, что в Англии "Хрустальный дворец" больше никого не интересовал. Всеми позабытый он возможно достоял бы до нашего времени, но в 1936 году здание сгорело. Все что осталось от него сейчас, это очаровательные кованные ворота посреди Гайд-парка. Если судьба даст вам шанс, обязательно сходите туда, прикоснетесь рукой к истории.
Автор: Александр Удальцов
Подробнее
гК ьш ■ Nr J Л • 4*¿ t 1 ж 1 щ - * fí ¿щ ç ÎLiÜW' |Т/Ч It 7 / ' » JR / i '/VI JL ji I > In A JL A УГ »V ‘y Ti 'Tîîff O 1- j ir? шй ' /W • д1 - - i [»i* .faJe
THE GREAT EXHIBITION BUILDING, THE CRYSTAL PALACE: VI © Artokoloro / Фотобанк Лори / âge Fotostock lori.ru/31.7S7.078
Ëæs mm ^яавй ÍШ [SïlM
R *v *V П fi fl
fff ! iw «Гin i] ■ r l|-e . 4 л М » ' • л ^ ш 1 w • . Kf рГ- * 1 * I • » à* • [1 1 I KW,. ■ — -4 — «“*. i
ffrci/rnc iwji Л . ЭЬ/?- • ¿чЦгр i"~7!33Br 1 llÖUiffifflBil'i 1 щШк _ - Ч* Лг &Ê< 3 щи^| И' "*2*Ч
Англия,Великобритания,Great Britain, UK,страны,лондон,19 век,выставка,высокие технологии,Истории,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет,Реактор познавательный
Как там тот анекдот про два железных шарика был?
Или вот...
Да скорее черех хуй кинули создателя, а у самих только хуйня на тридцать миллионов кирпичей в голове.