Подробнее
почти вытеснили сахарный тростникъ. дильный, даетъ очень це.чное волокно, отличаю- Размножеше банановъ производится слЪдующимъ щееся необычайной прочностью. -----=----©ооооооооооо-------- I ----------:-т П-БВЕЦЪ УКРНЙНЫ ==-Д I Къ 100-лЪт1ю со дня рождешя Т. Г. ®Ъ жизни и литературе всякаго народа, почему-либо долго поставленнаго въ невозможнось свободно развиваться, всегда наступаетъ такая эпоха, когда появляется человеку которому приходится восполнить пробелы истор’ж и сразу подвинуть впередъ развит!е народа. Для украинскаго народа такимъ челов'Ькомъ былъ поэтъ Шевченко. Своей поэзией онъ далъ не только красивейпне образцы литературнаго и вместе народнаго языка,—въ ней онъ ярко выразился и какъ бытописатель своего народа, удивительный по искренности и полнот-6. Съ этой стороны, Шевченко—весьма р-Ьдкое явление въ жизни и литература, гд-Ь такъ обычно уклонение поэта и писателя съ пути полнаго отражежя жизни народа въ т-бсномъ смысл-6, т. е. его «ниЗшаго слоя». Объяснение этого лежитъ въ жизни его народа, въ которомъ «высшаго слоя», въ сущности, не было, а вся история была создаваема именно этимъ «низшимъ слоемъ», точн-бе — всей нацией, не разбившейся на сословныя группы. Историческое прошлое—этотъ особенно характерный эле-ментъ жизни своего народа—Шевченко изобразилъ какъ настоящей «кобзарь», «баянъ»: сила народная, такъ же, какъ и традищи, предразеудки, любовь и ненависть—встаютъ въ его поэзш лишь прёукрашенные великимъ талантомъ, но суть ихъ та же, что и у всего народа. Исторея Украйны была полна борьбы «козацтва» и Запорожской Обчи съ татарами, турками и поляками; цна была полна гнета со стороны поработителей-поляковъ, считавшихъ’ весь украинскёй народъ за низшую расу; она была, наконсцъ, отм-Ьчена соперничествомъ съ «москалями», т. е. великороссами. И каждая частица этихъ народныхъ переживашй пере- Шевченко. — Очеркъ Д. Б р а г у л я. шла въ поэзею Шевченко нетронутой. Вотъ громъ пушекъ на Украйн-6, когда-то 'ывшей свободной, и лихой походъ ка-заковъ на лодкахъ-душегубкахъ къ Синопу и Царьграду; вотъ «уманская р-бзня», учиненная надъ «панами» - поляками. И всюду васъ охватываетъ самое непосредственное поэтическое выражеже чувствъ военной доблести, ненависти и злобы къ врагамъ, невероятной жестокости, которую поэтъ, какъ и самъ народъ, не можетъ признать таковой—она лишь воз-мездш за понесенныя прежде б-Ьдств1я. А надъ всеми историческими деталями, художественно разсказанными, надъ гро-момъ пушекъ, льющейся кровью, господствуетъ отличительная черта расовой психолопи—печаль о томъ, что прошла былая слава, что не вернутся больше удалыя сечи. Почти невозможно определить, где въ творчестве Шевченко въ этой области кончается народная легенда или записанная песня, и где начинается личная работа поэта. Но во всякомъ случае, несмотря на совершенно устаревилй ха-рактеръ одушевлявшихъ поэта нацюнально-политическихъ идей,—онъ далъ исчерпывающую художественно-историческую иллюстрацио того перюда жизни народа, который принесъ ему и гнетъ, и славу, все худшее и все, по его наивному верова-жю, лучшее. Бытъ, современный Шевченко,—это бытъ крепостничества со всеми его последствии. И въ поэзш Шевченко мы на-ходимъ такое ивображеже рабства, какое, кроме него, далъ разве только Некрасовъ. Нельзя въ этой поэзш найти коль-цовсюе незатейливые мотивы: всюду—тоска, грусть, глубокое отчаяже о бедств'шхъ рабства и даже въ лирике природы прорываются нотки боли за то, что среди прекраснаго Божь-
/й 16 — 1914 ПРИРОДА и ЛЮДИ. 255 яго м!ра такъ много напастей и обиды. Изъ элементов!» крепостничества бол^е всего внимажя уделилъ народный певецъ тяжелому положена украинской женщины и девушки. Вся поэз'ш Шевченко со своей историей, бытомъ, сюжетами— тонетъ въ чисто народной, истинно национальной передаче, где релипозныя в-Ьроважя народа, легенды, воспоминания, семсйныя традиции, общественный, и моральный воззре-жя, даже предрассудки, символы, образы и эпитеты языка переплетаются въ запутанный поэтичесмй клубокъ, каждая нитка, каждый узслъ котораго—народная душа, Въ народномъ представлежи мать—это святыня, все самое чистое и нт.;;:ное; и въ этомъ же представлены самая прекрасная, самая волнующая идея —правда. И Шевченко, въ отзвукъ народу, называетъ мать «вирной правдой*, а правда у него—<вйрна кати». Народъ полонъ релипозной настроенности: уважеже къ святыняяъ, горячая молитва къ Богоматери сопровождают его и на хлебной пашне, и на крога & вой. И Шевченко, творя свою поэзию, яроситъ помощи не чуждой ему Музы, а Богоматери. Его разбойникъ; погубивши» сотни жизней, вдругъ преображает.:/. и идетъ просить прошен:;; у Бога и суда у людей, увидев ь на небе знамеже— чудесную Юевскую обитель, По-этъ, будучи книжникомъ, ху-дожественно перелагаетъ на народный языкъ церковные псалмы, свободно передаетъ исторпо царя Давида, разсказы-ваетъ объ Ироде, ставить эпиграфами къ стихамъ тексты псалмовъ и Библш. Мягжй характеръ украин-скаго народа проявляется въ неизвестном у, напримеръ, ве-ликор; сскому племени обожа-иш природы и въ страстной ' лю-'Ьп ксвоей стране, своему '¡й быту. И у Шевченко мы нахо-димъ то же мягкое, какъ «светъ " вечериШ" поэтическое обожаже. Украина—мать родная, ветеръ могуч) и - ея другъ; солнце, море, месяцъ, соловей, калина и Днепръ, «равнаго которому не-гь на св’ЪтЪ>,—всЪ эти народные образы являются и у Шевченко постоянно действующими персонажами поэзш. Его ГТеребендя, бродячШ кобзарь—образъ самаго поэта. Онъ, какъ истый пророкъ, уходить въ широкую степь, на берегъ вечно бурлящаго и говорящаго о величш природы моря, чтобъ тамъ душа его съ Богомъ поговорила, чтобъ послушать, что несетъ буйный ветеръ, о чемъ шумить трава, поглядеть, какъ встаетъ и ложится солнце, набраться отъ матери-природы того святого вдохновения, съ которымъ онъ завтра выйдетъ въ народъ, занятый своимъ повседневнымъ деломъ, и начнетъ петь; старикамъ—про былую славу, мо-лодымъ—про любовь и весну. Ведь онъ—ихъ литература и наука, онъ - ихъ пророкъ и поэтъ, такъ же, какъ Шевченко былъ и остался всеобъемлющей душой народа, звучавшей въ унисонъ съ нимъ. Таково содержав¡е поэзш Шевченко—въ высокой степени художественное изображена быта и психологш народа. Отсюда ясно и теоретически выводимое зиачеже этой поэзш, Объединит, художсствеииымъ вымысломъ этот» быть и психо-лопю, онъ объедим и лъ вокругъ себя и самый народъ, сначала—его интеллигентную часть, а затЪмъ и очень быстро— грамотнаго простолюдина, которому задушевно близки и по обыденному понятны были все мотивы и элементы этой поэзш, Вокругъ «Кобзаря» выросла громадная литература; а это— лучшее доказательство силы и яначенм таланта, ибо никогда слабое содержимое не дастъ матершла для кончснтарщвъ. Подобно существованию Дантовскаго общества въ Италш и Шекспировскаго—въ Анти, давно образовалось, существуегъ и играетъ большую куль гурную роль «Научное общество имени Шевченко» въ гор, Львова (Галищя); это—своего рода аказе-м)я, блюдущая чистоту языка и словесности. Но еще большая заслуга Шевченко въ томъ, что онъ ни одной минуты не сомневался въ красотб и самбдовленш родного языка —языка простонародья, что онъ на неяъписалъ свои художественный произведения, что образцы чужой литературы (Мицкевичъ, Пушкинъ) вл»яли на него только сообще-шеиъ идей и образовъ, которые онъ претворялъ въ свою плоть и кровь, И этииъ, конечно, онъ далъ своему народу языкъ, понятный ему и безупречный съ художественной точки зрежя; онъ применился къ народу, но и самъ подчи-нилъ его себе — потому что не заимствовалъ ничего у соседей (галищйское украинство), где языкъ имйлъ уже устано-влявипяся формы н литературу; И если доказательствомъ его исторически-иаучнаго ана-чежя въ жизни народа слу-житъ богатая литература о немъ и развившаяся после него литература вообще,-то пре-краснейшимъ и глубоко трога-тельныяъ свидЬтельствомъ его народности служитъ действительно иезаростающая тропа къ его «рукотворному» памятнику—тысячное паломничество къ «Тарасовой могиле*, на крутомъ берегу Днепра, среди поражающей своимъ велич^емъ и мягкой, грустной красотой природы. Тарасъ Григосьевичъ Шевченко родился крепостнымъ 25 февраля 1814 г. Страстное стремлеи!е его къ рисование • побудило его случайиыхъ знакомыхъ — петербургскихъ ху дожникоаъ, разыгравъ въ лотерею портретъ Жуковскаго, написанный для этого Брюловымъ, выкупить его на волю за '2.500 руб. (1838 г.), Въ 1840 г. выходить первый сборникъ его поэзш—«Кобзарь», а въ 1844 г. Академш Художествъ награ-ждаетъ его зважемъ свободнаго художника. Въ 1847 г, за учаспе въ тайномъ обществе со славянофильскими идеями онъ сослаиъ былъ въ солдаты въ Среднюю Азпо, где про* веяь 10 летъ, лишенный права писать и рисовать. Только въ 1857 г, по настойчивымъ хлопотамъ друзей, онъ былъ освобожденъ, но здоровье уже было подорвано, Вь 1861 г. 26 февраля певецъ Украйиы скончался.
старые издания,Шевченко,Тарас Шевченко,Украина,страны,тегъ
Еще на тему