Природа и люди, 1904 год.
Что меня всегда смущало во всей этой истории, так это количество жертв.
На свадьбу Генриха приехали ведь почти все представители влиятельнейшей партии гугенотов 10 миллионной страны, это тысячи, если не десятки тысяч вместе с семьями; плюс к этому под шумок разбирались с должниками, кредиторами, неудобными соседями, ревнивыми мужьями, гулящими женами, просто богатенькими буратинами и.....всего три тысячи?
Такое впечатление, что все историки черпают сведения из известного романа Дюма, который объективностью особо не страдал, а описывал свои исторические концепции, типа нашего Пикуля.
Подробнее
и Л 10 Д И. Л? 12—1004. ВАРООДОМЕЕВСКАЯ НОЧЬ. ВОчвркъ Д. А. Пахомова. ЫЛА ночь съ 24 на 25 августа 1572 г. Париж?, заснулъ, невидимому, мирным?, н покойиымъ сномъ. Узшя улицы опустели и замолкли, а высоте дома съ остроконечными крышами, с?, узкими, как?» бойницы, окнами, забранными массивными решетками, напоминали мрачный и безмолвный тюрьмы. Улицы погрузились въ полную тьму, въ которой едва заметными пятнами вырисовывались иногда фигуры запоздавших?» прохожих?», спешивших?» домой. Изредка, тяжело ступая, позвякивая оруяаемт», проходила стража; тусклые фонари на высоких?» палках?» или дымившие смоляные факелы освещали имъ дорогу и отражались кровавыми пятнами на блестящих?» шле- махъ, латахъ и алебардах?» стражников?». Патруль проходилъ, заворачивал?» за угол?», и вокруг?» опять наступала тишина и спокойотше. Но покой этот?» былъ лишь кажупцйся. Во многих?» домах?» былъ внутри свет?», горели свечи И масляныя лампы, при свете которыхъ быстро и нервно вооружались мужчины; надевались кольчуги, шлемы, латы, привязывались мечи и кинжалы, -заряжались пистолеты, аркебузы и пищали; на дворах?» ковдохи незаметно и тихо седлали коней, и къ двенг часамъ почи все было готово. На улицах?» стало бо.г; о людно: одинъ за другим?» выходили изъ домов?- жк-ружейные люди съ белыми шарфами нарукахъ и. тпяо переговариваясь злобнылш голосами, собирались > кучки противъ намеченныхъ домовъ. Кое-где пзрелъ осужденными домами плотной стеной стояли отряды ко-ролевскихъ солдат?». Все съ нетерпением?» ждали условнаго сигнала. Прошло еще несколько томительныхъ минуть,—и вдругъ загремелъ отдаленный набатъ, его подхватили блнжайппя колокольни, и он?» вдругъ слился с?» рс-вомъ многотысячной фанатичной толпы, запылали тысячи приготовленныхъ факеловъ, и на улицах?» стало светло, какъ днем?». Черезъ минуту началась страшная, возмутительная резня: двери и окна вышибались топорами, алебардами и бревнами, толпы озверевшихъ, науськайныхъ католиков?, ворвались въ дома протестаытовъ, неся съ собой смерть, позоръ и грабежъ. Ни пола, пи возраста не разбирали; подъ ударами злодеевъ падали мужчины, женщины, девушки и дети. Каждый про-тестантъ, или гугеиотъ, как?, ихъ звали во Францш, долженъ былъ заплатить жизнью за свою „ересь“. Тысячи оборванцевъ и бродягъ, не имевшихъ, въ сущности, никакого поннтГя о религш и давно растра-тившихъ въ разгуле и пьянстве все человеческая чувства, воспользовались удобнымъ случаемъ и, обвя- завъ себе руки белыми тряпками, подъ вндомъ „доб-рыхъ католиковъ“ также бросились убивать и главное грабить гугенотов?,. Во имя религш, во имя Христа, заповедавшаго любить враговъ своих?,, изуверы избивали своихъ ближ-нихъ, не сделавшихъ. имъ ни малейшаго вреда и виноватыхъ лишь 'гЬмъ, что они хотели глубже и серьезнее вникнуть въ евангелисте заветы, искажен- ные достигшимъ апогея власти и могущества като-лицизмомъ. То было странное и страшное время. С?» одной стороны, изъ алтарей неслись слова любви, ирощешя, псстяжашя и истины, с?» другой,—те же монахи и священнослужители торговали всемъ, отъ мощей до своей совести включительно. Глава католичества черезъ своихъ агеитовъ открыто торговалъ иыдульгенщями и за взятки раздавалъ „хлебпыя“ местечки кардина-ламъ, чтобы иметь возможность покрывать безумный
|«§р® ~Щт н т«Ш ЩЯщ X'fak ПРЕОЛФДОВЛН1Б ГУГЕНОТОВ Ъ Картина Рошгросса.
издержки своего роскошпаго двора. Но мало того, что отъ гр’Ьховъ можно было откупиться, католп-низмъ еще наложил'!, спою руку на все: на жизнь государственную, общественную, частную, научную и художественную. Реллпя держала подъ спонмъ кон* тролемъ всю жизнь тогдашпяго общества, отъ забн-тыхъ поселят, до королей. Наука допускалась лить до техъ поръ, пока не противоречила установленными католическим!» догматам!., и служила не столько развитого общества, сколько прославленно церкви Малейшее отступаете въ тома, пли другомъ обряде, неосторожно произнесенное слово вели за собой обкинете въ ереси, и, кат. последствие этого, обвиненный возводился иа костеръ. Но уже въ начал1!} XV века власть католицизма многим!, казалась такой невыносимой, что они чаще и чаще стали подумывать о лжи. господствовавшей надъ умами Иовыя идеи стали бродить въ тогдаш-пемъ обществе, и, наконецъ, въ 1617 г. выразителемъ ихъ явился Лготеръ. Осв’Ьжающимъ ручьемъ и отекла его проповедь среди дебрей ханжества и ненавистничества, сотни и тысячи приверженцев!, стекались подъ внамена повой очищенной религш. Изъ Германш протестантизм!, проиикъ въ сос1;дшя государства; въ Швейцарии нашелъ еще более либерального истолкователя Кальвина и отсюда перешелъ во Франт'го, г.тЬ приверженцы протестантизма стали называться гугенотами. Главная- масса ихъ состояла изъ лпцъ знатныхъ и родовитыхъ, и оплотом!, этого двпжетя явилась королева наваррская Маргарита. Простой народъ, крестьяне, мелюе торговцы и промышленники остались равнодушны къ новому ученио, что было штолн!» понятно. Необразованная масса ппзшаго coenoimi всегда консервативна. и мало подвижна; стол!лчямн умученная къ безусловному повнновенпо, она остается послушной и неподвижной, подчиняясь веками утвержденным!, принципам!,. Власть патеровъ, запугивавших!, народъ муками ада, была безгранична и, вместе съ тЬмъ, эта власть съ духовной точки зр!;шя была пе тяжела: не требовалось ни веры, ни поннмашя религш, требовался лишь страхъ передъ гр'Ьхомъ, а грехами именовались отступлетя от!> обрядовъ. Человека», выпол-пявппй аккуратно вс!» обряды, былъ вполн'Ь доволенъ своей судьбой,—и патеры были довольны такимъ в!»]> пымъ сыномъ церкви. Итакъ, гугеноты состояли большею частью изъ представителей знатныхъ родовъ и семействъ. Сплотившись въ тесную группу, со знаменем!» протеста иро-тивъ католичества, гугеноты тЬмъ самым!» логически сделались выразителями протеста и въ другихъ обла-стяхъ общественной и государственной жизни. Като-лицизмъ запрещалъ науку далее изв'Ьстнаго предала— гугеноты пропов’Ьдывали чистое знаше и нзеледоваше природы для более широкого понимашя Бога. Като-лицизмъ поощрялъ искусство, какъ сильное средство для возвеличешя церкви—гугеноты отвергали его совсем!», какъ несовместимое съ аскетизмомъ, бывшим!» ихъ идеаломъ; католпцизмъ не требовал!» понимайiя своихъ догматовъ, а требовалъ лишь иолнаго раб-скаго подчииен!я,гугепоты требовали отъ своихъ прнверженцевъ не слепой веры, а сознательной любви къ Богу п потому ввели богослужсше иа понятномъ населенно языке; католицизмт», протягивая свою руку надъ всемъ тогдашнимъ христианским!» шромъ, воз-буждалъ ту или другую войну, руководилъ королями въ'ихъ государственныхъ делахъ, имея главною целью шире и шире распространить свое вл1яшс, и, конечно, гугеноты, какъ и протестанты другихъ странъ, воз-ставалн противъ римско-католическихъ приказов!» и такимъ образомъ превратились въ серьезную убеж-
щШ A*£kVÍv И^ТЙНЙ’‘Н щ. 1 ¡V ИВ BIIáIgI IÍD'MIv r*m J). к$ЯВ Hill Карлъ IX ПОСЛФ В А Р © О Л ОМ В ВВС, К '.О. й ночи, Картжна Маиса Адаыо.
П ЛЮД и. Л» 12 — 1004. денную релнпозно-политическую партио. Всякш про-тесть противъ М’Ьропр1ят1й правительства сталъ для ппхъ долгомъ, а наказан»?, переносим?.»? ими за это,— мученичествомъ. Когда органнзашя гутенотовъ дошла до такой точки, то это стало настолько серьезпымь Д'Ьлом'Ь, что фрап-цузсюе короли должны были обратить большое вни-маше па повуго сильную партио и считаться ст> ея требовашямн. Королева наваррская Маргарита всеми силами покровительствовала гугоиотамъ, которые, пе смотря на гонешя Франциска I и Сорбонны, Генриха II, Франциска II и проч., все более и более крепли. Наконецъ, Гизы, стояшше близко къ королю, добились оффпщальнаго разр'Ьшешя преследовать гугенотовъ, и безвольный Карлъ IX согласился на это, вопреки своему собственному сен - жерменскому эдикту, разрешавшему гугоиотамъ собран ¡и и свободное от-правлеше богослужешя. Такнмъ образомъ началась первая роли полная война въ 1562 г.; во главе гугенотовъ сначала сталъ Конде, но вскоре попалъ въ пленъ, и его место зашить ад ми- тч . __ ____ /Т __ .. ._____ ралъ Колиньи. Въ следующемъ голу былъ заключишь аыбуазскШ миръ, подтвердпвнпй се;-. • жсрме.ч с гай эдпктъ, но въ 1567 г. снова начались военный д-Ьй-ствш,пвъ 1568 г. гугеноты были разбиты при V - Дени. Опять былъ заключенъ миръ, но его уело?.»’, ке но, не соблюдались. Папа пе могъ, конечно, ььш.гтт; ховъ проповеди гугенотовъ, и въ 1560 г. прот;» . чо-следпихъ были двинуты папсшя и испанок-п .•■'чека. Несмотря па то, что гугеноты терпели пор.*.- .. о ¿а поражешемъ, они были все-таки настолько -:ы, что при заключен»! мпра имъ всегда продет. >. ,сь старыя права. Съ 1570 по 1572 годъ преследова?мя почт;-, к, : катились. Парижъ готовился къ большому тор;;;.- {у, къ праздновашю свадьбы Генриха Беартгск?:. ■ съ Маргаритой Валуа. Въ это же время адмирадч. Ко-лппьн, доблестный полководецъ гугенотовъ, сделался членомъ государственнаго совета и стала, созывать па молодого Карла IX сильное вл1яше. Гугеноты, чув- ствуя себя въ безопасности, въ болыпомъ числе съехались въ Парижъ на брачпое торжество. Между темъ опасность висела надъ ихъ головами: мать Карла IX, Екатерина Медичи, видя все возрастающее влшше Колиньи, задумала уничтожить нослед-няго, но заговоръ п покушение на его жизнь 22 августа 1572 г. не удались. Екатерина Медичи, боясь мести гугенотовъ, решила избавиться отъ всехъ нхъ сразу и съумела уговорить на это слабохарактерная Карла IX. Въ два дня неистовая итальянка съумела устроить все дело, такт» дипломатично и тихо, что гугеноты ничего не подозревали до той минуты, пока не раздались надъ ними звуки набата, и не ворвались въ ихъ дома озверевпия толпы заговорщиковъ. Однимъ изъ первыхъ палъ адмиралъ Колиньи, и вследъ за пимъ было перерезано несколько сотъ знатнейшихъ гугенотовъ. Обезумевппе отъ неожиданная иападошя толпы гугенотовъ бежали по улнцамъ, где ихъ рубили и крошили. Самъ Карлъ IX, но со-глашавшШся раньше на изб1сше ихъ, обезумЬлъ при виде крови избиваемыхъ жертвъ и сталъ забавляться, стреляя изъ оконъ дворца въ беглецовъ. Только рано утромъ утихла резня, около 3,000 жертвъ легло на этой „кровавой свадьбе“; утомленные преследователи стали расходиться по домамъ, таща награбленное имущество. Карлъ IX тоже усталъ и съ утомлешемъ, поддерживаемый своимъ духовшгкомъ, шептавшимъ ему отпущеше всехъ грехоиъ за „святое дело“, направился къ своей королевской постели» Парижское побоище вызвало подражая ¡я въ про-_ винщяхъ, и считаютъ вообще/что -гугЬиоТовъ погибло
192 ПРИРОДА до 30,000 чел. обоего пола. Въ противуноложность гугенотамъ, Генрих*!» Гнзъ образовалъ такъ называемую „священпую лигу“, которая поставила своей целью уничтожение гугенотской ереси; хезуитизмъ, широко раскпнувппй въ это время свою паутину, внесъ въ преследовав 1Я свою большую долю. Эдикты въ пользу гугенотовъ, не разъ нздававнпеся королями, обыкновенно не псполнялись,—и только около 1629 г. гугеноты вздохнули свободнее, такъ какъ члены ихъ общества стали занимать высппя государственяыя должности. Последняя война противъ гугеноте ;;т> была въ 1702—6 годахъ, и, наконецъ, они окончательно полумили вс'Ь. гражданешя и политичесюя права по кодексу Наполеона, что было подтверждено харпей Людовика XVIII н новой хартхей 1830 года. Въ настоящее время протестанты и католики мирно живутъ. другъ съ другомъ, и событ1я, подобныя „кровавой свадьбе“, давно отошли въ область исторш. Каждая релнпя славословить Бога въ своихъ храмахъ, каждая по своему разум'Ьппо,—-и никому теперь въ голову не приходить убеждать противниковъ огнемъ и мечемъ. Кошдоаръ ИЛИ действительность? ОЧЕНЬ сожалею, что нельзя взять привиллепю на новый, оригинальный проектъ пытки, иначе я непременно бы началъ хлопотать о применена! своего собственнаго остроумнаго изобретшая въ этой сфере! Эти слова произнесъ удивительно красивый мужчина, по виду летъ 35, пли около того. Хотя мы все громко раземеялнеь при этомъ заявлена!, но лицо человека, который повернулъ самый обыденный раз-говоръ на такую мрачную тему, оставалось попреж-нему серьезнымъ. Хозяпнъ Грандъ-Отеля, который присоединился къ нашей компанш въ „курительной комнате, смеялся дольше и громче всехъ. ____________________________ Я. Битояа.
старые издания,тегъ,варфоломеевская ночь
Что там про новые пытки?
Даже не хочу это выкладывать.
Нет, исключено.
А сами вы не найдете.
И не умоляйте.
Когда досниму концовку - хз, есть материал поинтересней.
Ищу я гугенота
Нигде нет гугенота
А вот вам гугенот!
Собраться в 16 веке в столице было целым приключением, на это требовалось не одна неделя. А потом всем этим людям предстояло разместиться в соборе, на торжественной церемонии, свадебных мероприятиях.
Это была знать с вооруженной свитой и сама по себе несшая военную службу. Съехалось несколько тысяч протестантов в католический Париж, произошли столкновения, погибло по оценкам 3 тыс. Вполне реалистично.
Меня больше реакция Ивана Грозного забавляла - который, как сообщается, ужаснулся этим событиям. Хотя к 1572 сам в основном истребил местную знать, чтобы свою власть не ограничивать традициями, правами боярско-княжеских родов и институтами типа боярской думы.
А единственный источник современник - письма Курбского, который по понятным причинам необъективен.
Вторая причина, верить в образ Грозного: Россия руками деда и отца Грозного двигалась в сторону централизованного государства, для чего уничтожалась самостоятельность составлявших ее земель, а при необходимости и носители самостоятельности - удельные князья и ориентировавшиеся на них ленники. То есть Грозный поступал так, как требовали его интересы, и так как развивалась общая логика развития Руси - от лоскутного одеяла княжеств к централизованному государству.