Недавно на реакторе был разговор о пострадавших от церковников ученых.
Взгляд на эту проблему из 1898 года.
Извините, журнал был немного пожеван мышами.
Подробнее
Въ годъ 5® №№ журнала, 118 вын. „Земля и ея народы“ и 118 томовъ соч. Фен. Купера, №52 Выходить еженедельно по четвергамъ. 29 ОКТЯБРЯ 1898 г. Цена ва годъ 6 руб. съ порее, и доет., ва ,/1 г. 3 р., аа */д г. 1 р. 60 К., ва 1 м. 60 К. ПодЮДева прижимается въ контор* редакции: С.-31етербургъ, Стремянная, собств. д. № 12.—Телефонъ редакции № ,Со.ДЕРЖ А Н I Е: Мученики науки (съ 2 рис.).—По Великому Сибирскому Пути. Изъ путевыхъ ¿ак*токъ. Л. 1айменева (съ рго^). — Вт! Пасажъ. Изъ воспоминашй велосипедиста объ Южной Америк*. Жарка Басанина.—Къ стоЛ*тш^оен11аг4^вв^ухопла^ашя (1798—18980. И. И. стакова (съ рис.).—Въ стран* гориллъ и людо*довъ. Разсказъ А. Бгьлозора.—Со всЬр концовтк^та^Изъ^бл^гсти естествознании 4-Объявле^ ПРИЛОЖЕНГЕ! XII выпускъ соч. Фр. Гельвалъда: „Земля и ея народы“. 4 т / ////]) Му ¿НМ/1/1 V Открыта подписка на 1899 годъ (подписной годъ еъ 1 Ноябри 1898 гада). [«РУБ. безъ доставки <> С РУБ. безъ дост. въ Москвй I С РУ Б- съ достар&овъ Спб. и Москв-Ь и пересылкою О---------въ С.-Петербург% О50 К. въ отд. Главн. Конторы £ 0“----------- по всея Росши. Заграницу съ пешс. 8 руб. бэтШяннвн авь ■■ ■■■ Л
П | ИР ОДА МУЧЕНИКИ НАУКИ. 01ДА гешй безсмертнаго Николая Коперника ниспроверг® Птолемееву систему жра, считавшуюся правильным® объяснетемъ небесныхъ явлешй вплоть до' XVI в.; когда он® вывел® землю из® ея покоя и поставил® ¡солнце в® центре планетной системы, : как® бы на царственном® троне, новое учете о движенщ. земли встретило горячШ отпор®. Одни’из® либеральнейших® людей своего времени, вожди ёформащи отнеслись ко взглядам® гетальнаго поляка съ мивь11ГЬ_Еысоком4р1ем® и нетерпимостью невежд® *). эворягь о какомъ-то новом® астрологе уписал® Лю-—он® доказывает®, будто земля движется, а небо, солнце Ии неподвижны; будто здесь происходит® то-же, что при ен!ы в® повозке или на корабле, когда едущему ка-ся, что он® сидит® неподвижно, а земля и деревья бегут® |[б него. Ну, да ведь теперь вйшй, кому хочется про-^ть умником®, старается выдумать что-нибудь особенное! ¡бгь и этот® дурак® намерен® перевернуть вверх® дном® актрономш». Не мейе сурово высказался и другой вождь реформацщ, Меланхтон®. «Глаза—свидетели, что небо обращается вокруг® земли в® 24 часа. Но вот® находятся.люди, которые из® страсти к® новизне, или желая показать свой ум®, доказывают®, что земля неподвижна»... Затем® Меланхтон® опровергает® систему Коперника текстами из® -священнаго пйсашя и обращается к®; ¡светским® властям® с® просьбою об® укрощеши ^Гсарматскаго астронома, который заставил® землю двигаться, солнце стоять неподвижно ». ^Вотъ катя речи слышались среди передовых®, людей ^ общества, которые сами боролись против® стараго м1ровоз-’"лэрешя! Что же говорили представители католической1 церкви? I Епископ® Пизанский называл® книгу Коперника «опасной, ■ * безразсудной, скандалезной и противной священному писа-лшд. Дезуитъ Мавроликъ находил®, что автора следовало бы Ъиечь. Г1 I Учёная вонгрегащя осудила и запретила все книги, защи-Ш щаюшде учете Коперника, «дабы оно не распространялось более®® реликому ущербу католической истины». Кудолицизмъ и лютеранство сошлись' в® своем® приговоре. Новая Идея была встречена враждебно. Предстояла борьба. Нужны были жертвы. Первым® мучеником® за новое м1ровоззреше является Джор-адоуБруно. го был® удивительный человек®, поражавппй современ-раз—шторовностыо ‘своих® способностей. Его громад-11 память легко удерживала самыя разнообразный знатя. дальный ум®, провидевппй открытая будущих® веков®, со-гаялся в® нем® съ пламенным® воображешемъ и неотрази-м-ь краснореч1емъ. Исключительным® даровании® соот-ствовала исключительная жизнь,—блестящая и бурная,— ная странствованШ, приключешй и борьбщ-за истину, сть Бруно прошла в® Неаполе, в® стенах® католи-монастыря. Он® поступил® туда, чтобы учиться. Его книги „Астрономйчесше вечера“, Клейна, пер^ иодъ ррд. К, П”т-.. '., :'еЩШ Л
душу съ раннихъ лета сжигала одна неутолимая страсть: жажда знатя, свободнаго, широкаго и всеобъемлющаго. «Мудрость, которая есть истина я красота вм4ст®, вотъ идеалъ, предъ которымъ преклоняется истннннй герой»... Тайъ писали этотъ монахъ въ своихъ. еоиетахъ. «Стремлете къ истине—единственное занятае, достойное героя»... ВрушГ былъ именно такими героемъ; онъ искалъ истины всюду: въ творешяхъ греческихъ мыслителей, у арабскихъ ученыхъ, у схоластиковъ, въ таинственной Каббале евреевъ. Ему попа-даютъ въ руки книги Коперника. Онъ сразу становится убЬж-деннымъ сторонникомъ новаго учены. Онъ дЪлаетъ массу вы-водовъ, кагае не пришли въ голову самому Копернику. ВемляИ-маленькШ шаръ, сплюснутый у полюсовъ; вместе съ другими планетами она кружится въ пространстве около солнца. Это исполинское огненное светило медленно поворачивается около оси и также сплюснуто у полюсовъ. Но весь солнечный м1ръ—не бол'Ье, какъ атомъ, затерянный въ пу-етыняхъ пространства. Оно наполнено мшшонамй, миллюновъ м1ровъ. Каждая звезда—солнце. Около этихъ соднцъ плавно носятся по кругами и эллипсами стаи серебряныхъ планета. На нихъ обитаютъ существа выше и совершеннее, Зфмъ мы. Мгры им4ютъ свою исторш развитая: одни возникаюта, друтае логибаюта; вечной остается лишь творческая энерпя, лежащая въ ихъ основе. Вселенная безконечна. Шрамъ нетъ числа. Сознаше, жизнь и красота разлиты всюду... Таковы были мысли Бруно объ устройстве вселенной. Кто станетъ противъ нихъ въ настоящее время? Но тогда оне казались безумно-смелыми, оне ослепляли. Разсказываютъ, что Кеплеръ испытывали головокружеше при чтеши сочинетй'* Бруно, и тайный ужасъ охватывали его при мысли, что мы, быть можетъ, блуждаемъ въ пространстве, где нетъ ни центра, ни начала, ни конца... Бруно шелъ дальше. Въ своихъ философскихъ сочинешяхъ онъ проводили пантеизмъ. Эта безконечная вселенная—про---явлеше единой божественной сущности. Какъ немыслима причина безъ следствен, такъ немыслимо божество безъ м1ра. Отдельные предметы рождаются и ногибаютъ, какъ брызги пены, взлетаюпця надъ поверхностью безбрежнаго океана; но сужность остается вечной. Духи и матерея—две стороны этой сущности. Оне—нераздельны; ничтожнейшая пылинка—телесна и духовна одновременно. Мтровой разумъ проникаете все, и великое, и малое, но — въ различной степени. Все изъ Бога и все въ Боге... Бруно было тесно въ стенахъ монастыря. Его влекло на просторъ жизни. Кругомъ царила глубокая тьма невежества,--; могъ-ли онъ молчать? «Кто узнали истину, это сокрытое ота людей сокровище, тоте, подчиняясь ея красоте, становится ревностными бдюстителемъ, чтобы ее не искажали, не оскверняли и не оставляли въ пренебрежены». И вотъ Бруно бежите изъ монастыря. То въ рясе монаха, то въ одежде рыцаря, онъ странствуете по всей Европе, вызывая на бой за-щитниковъ старины: говорите передъ царями, говорите предъ толпами ученыхъ и везде сеете дивныя мысли. Его жизнь была непрерывными рядомъ путешествий, диспутовъ и победи. Но конецъ былъ печаленъ. Бруно объявили еретикомъ. Его хитростью заманили въ Италго, схватили и бросили въ тюрьмы инквизицш. Тамъ провели онъ 8 долгихъ лета. Окруженный врагами, томимой допросами, Бруно изливали свои чувства, свои пошгЬдшя ;думы въ стихами.:
№ 52 - 1898. 881 ПРИРОДА и ЛЮДИ. Его убеждалиийречься отъ заблужденгё. Но какъ отречься' отт. того, чтй'было въ глазахт. ого святою истиной, предъ которой преклонятся будупдя покол'Ьшя?! «Придетъ время, когда вс^будутъ видеть то, что теперь ты видишь». Ему грозили смертью. Но опъ вспоминалъ мучениковъ и говорила «Есть люди, у которыхъ любовь къ божественной воле такъ велика, что ихъ не могутъ поколебать никакая угрозы или застращивав^е»...—«Смерть въ одномъ столЗши д'Ьлаетъ мыслителя безсмертнымъ для будущихъ в'Ьковъ». Ему прочли, наконедъ, приговоръ: смерть на костре. Бруно наго. Онъ идетъ медленно со звенящими цепями на рукахъ и на ногахъ. Какъ онъ бл'Ьденъ! Но какъ спокоенъ и не-преклоненъ! Ни т4пи колебатя на его лиц!), освященной глубокой думой. Еолыте печальные глаза неподвижно смотрятъ впередъ. 0|чего въ нихъ столько жалости? О чемъ онъ жа-л'Ьетъ? О жизни-ли, съ которой разстается, о ел,Ьпот,Ь ли этой толпы?.. Но . тяжелый путь конченъ. Наступаетъ минута мертвой тишины. Бруно медленно поднимается на костеръ... Его привязываютъ цёпыо къ столбу... Ни жалобы, ни звука... Налетевший порывъ ветра шевельнудъ его каштановые во- шшш Отречен!! Г 4 л и л к я. бросилъ гордый взглядъ на судей и сказалъ: «Вы произносите этотъ приговоръ съ болыпимъ страхомъ, ч4мъ я его выслушиваю». Ему еще разъ предложили купить жизнь ц'Ьною отречешя. «Я умираю мучепикомъ добровольно»... Это былъ посл'Ьдшй ответь. Наступишь день казни— 17 февраля 1600 года. На одной изъ площадей Рима высится громадный костеръ. Со всЬхъ кондовъ города стекаются туда толпы народа... ' Скоро казнь... Звенятъ колокола. Шумитъ и .волнуется --^зШтная возбужденная толпа.. Вдругъ все стихаетъ. Показалась процесшя. Впереди колышется, кровавокрасное знамя. За нимъ сл'Ьдуютъ священники въ блестящихъ облачешяхъ. Они что-то поютъ. До глаза1 толпы устремлены на осуждён-.. лосы и пахнулъ въ ли до ароматомъ весеннихъ двФтовъ, ~£ посл§дщй приветь отъ земли. Взоръ Бруно обращенъ къ небу. Какъ все это прекрасно: эти цв'Ьты, этотъ блескъ весепяяго > дня, эта бездонная лазурь, весь этотъ м1ръ, которому прпхо-4" дится сказать «прости». Бруно не видитъ палачей, которые копошатся внизу, стараясь зажечь костеръ... Еще мгноветц—-и взвившийся столбъ пламени скрываетъ мыслителя отъ взоров® толпы.... Погибъ Бруно, погибли мноие друпе; но всЬ костры въ м!р4 не въ силахъ подавить проснувшуюся мысль. Однавоу-' паука должна была заплатить новую дань своему времени; нужна была новая жертва, — и этой жертвой былъ знаменитый Галилей, изобретатель известнаго оптическаго инструмента, получившаго его имя.
882 ПРИРОДА Изготовивъ свой телеекопъ, этотъ выдающейся изслЬдова-тель сейчасъ-же направщгь его на небо, о чемъ раньше никто и не думалъ. 1609 годъ будетъ вЬчно памятенъ въ исторш науки: человЬкъ впервые направилъ тогда свой глазъ, вооруженный новымъ приборомъ, въ глубины небеснаго пространства и увидЬлъ тамъ вещи, которыхъ раньше не удавалось созерцать ни одному смертному. Галилей изслЬдовадъ сначала звездное небо и, пользуясь . своей трубой, открылъ тамъ много звЬздъ, которыя ускользали отъ невооруженного глаза; въ созвЗдаяхъ Орюна, Рака и Пдеядъ ридЬдъ онъ множество неподвижныхъ зв'Ьздъ, о сущеетвованш которыхъ никто не имЬлъ понятя. Когда-же его взоры обратились къ лунЬ, предъ силою новой трубы исчезла смЬсь темныхъ и свЬтлыхъ пятенъ, изъ которой фантазья строила, то лицо, то фигуру человЬка, при-слонившагося къ древесному стволу: предъ Галилсемъ открылись широшя равнины и зубчатые горные ландшафты. Планета Венера не представлялась уже блестящею точкою, какъ было раньше во всЬ времена: это былъ свЬтлый серпъ, обращенный то къ западу, то къ востоку, онъ походилъ на луну во время первой или послЬдней четверти. ~ Эта простая картина привела Галилея въ воеторгъ. Теперь само-собою падало одно изъ еамыхъ сильныхъ возражевгё про-тивъ теорш Коперника. Противники ея часто указывали на Венеру. «Еели-бъ это свЬтило, говорили они, дЬйствительно, • обращалось вокругъ солнца и блистало отраженнымъ свЬтомъ, оно постоянно мЬняло-бы свой видъ. При одномъ положенш "'мы видЬли-бы все освЬщенное полушар1е, при другомъ—только часть. Иногда Венера казалась бы свЬтлымъ крутомъ, иногда-^ полукругомъ, иногда — серпомъ; словомъ, мы наблюдали бы ту-же смЬну фазъ_, какъ у луны. Отчего-же мы не видимъ этихъ фазъ Венеры?» Въ самомъ дЬлЬ,—отчего? ОтвЬтъ Галилея былъ простъ и неотразимъ: «оттого, что глаза у ваеъ слабы; возьмите трубу,—и увидите»... ГдЬ искали возражешя противъ Коперника, тамъ Галилей нашелъ вЬскШ доводъ въ пользу его теорш. Еще поразительнЬе было зрЬлище, которое представляла теперь планета Юпитеръ: вблизи ея оказались 4 свЬтлыхъ тонки; онЬ постоянно описывали круги около Юпитера; было ясно, что это его луны. Теперь даже тЬлесными очами Галилей могъ видЬть ту картину, которая раньше рисовалась его воображение при мысли о планетномъ м!рЬ: вотъ оно, цент-^ральное тЬло-, вокругъ котораго непрерывно движутся друпя тЬла. Сферы Птоломея было безвозвратно разбиты; Коперники. Додержали окончательную побЬду; «малый м1ръ Юпитера» представлялъ какъ бы свимокъ съ великой солнечной системы. Защитники старины не хотЬли вЬрить этому открытию разъ I Древн1е не знали спутниковъ Юпитера,—значитъ, ихъ нЬтъ; древше не могли ошибиться. Галилей предлагать взглянуть въ телеекопъ, — его противники отказывались. На факты они ■ отвЬнали разеуждешями, изъ которыхъ, по ихъ мнЬнш, сама еобою вытекала неопровержимая, ясная, какъ день, истина, что спутниковъ Юпитера нЬтъ и не можетъ быть. Вотъ, на-__примЬръ,. возражен1е одного изъ ученыхъ противниковъ Галилея,—астронома Сицци: "-«Въ головЬ животныхъ есть .семь оконъ, чрезъ которыя . воздухъ вступаетъ въ храмину тЬла, дабы освЬщать, согрЬ-вать и питать ее. Эти окна: двЬ ноздри, два глаза, два уха ' ^ и ротъ. Такъ же точно и въ небЬ ость двЬ благопр1ятщ$#
и ЛЮДИ. Д* 52 — 1898. ¡И | 5 'Л[ звезды, Юпитеръ и Венера,—две неблагопр1ятныя, Марсъ и Сатурнъ,— две светлыя, Солнце и Луна, и одна пеопредф-ленная и посредственная звезда, МеркурШ. Известно зат'Ьмъ, что существуетъ семь мсталловъ. Изъ этихъ и многихъ дру-гихъ явлепШ природы, иечислете которыхъ Мыло бы обременительно, мы заклгочаемъ, что и планета необходимо должно быть семь. «Кроме того, спутниковъ Юпитера нельзя увидать простыми глазомъ; поэтому они не могута оказывать никакого влйгшя на землю и, следовательно, какъ безполезные, не существу юта. Еще зам4тимъ, что евреи и друпе древн1е. народы, равно какъ и новейшее европейцы, подразд4ляюта неделю нэ| семь дней и называютъ эти дни именами планета. Если мы!. увеличимъ теперь число планетъ, вся эта система разрушится»... Легко представить, съ какимъ презрешемъ выслушивалъ подобные доводы остроумный и проницательвыиТалмей. «О, другъ мой Кенлеръ!» воснлицаетъ онъ въ одномъ изъ своихъ"-> писемъ: «зачемъ ты не здесь? Какимъ громкимъ смехомъ посмеялись бы мы надъ глупостью, слушая, какъ профессоръ философш въ Пизе въ присутствш великаго герцога приводить свои логичеше доводы, будто кашя-нибудь магическая заклинашя, дабы заколдовать ими вновь открытая светила». Между темъ работы Галилея продолжались. Скоро онъ пёт-1 решелъ къ наблюдешямъ надъ ослепительнымъ светиломъ дня, 1 къ йзследованго самого солнца. Поклонники древности, осо- -3 бенно богословы, были очень недовольны этими изследова^ 1. шями и старались всеми силами подавить такъ-называемыя «новшества»-. Какъ плохо пришлоеь самому Галилею, — это известно. Великому ученому было почти 70 лета, его слава разно-^ силясь по всему м1ру, самъ папа называли его своими «дру-гомъ». Ничто не помогло: стоило только громко, открыто вы- “д сказать истину,-—и поднялась целая буря. Желая ознакомить общество еъ учешемъ Коперника, Галилей выпустили сочи-неше: «Разговоры о двухъ великихъ м1ровыхъ системахъ, Птоломеевой и Коперниковой». Тамъ развивалась простая мысль: планеты кружатся около солнца, земля несется около него же но определенному пути. -г' Какъ смели онъ сказать это? Онъ противоречить ГОсашю, онъ оскорбляетъ религш! Разве забыли онъ, что ученые епископы уже осудили книгу Коперника? Въ ихъ постановленщ прямо сказано: «Утверждать, что солнце еч§итъ неподвижно въ центре м1р>а — мнете нелепое, лолсное съ философской точки зрен1я и формально еретическое, такъ какъ оно проти- . воречитъ Священному Писашго. Утверждать, что земля не находится въ центре м1ра, что она не остается неподвижной и обладаетъ даже суточными вращетемъ, есть мнете столь же * нелепое, ложное съ философской и греховное съ релшчозной «Ц точки зрешя». Разве это не убедительно? Какъ же смеетъг онъ, этотъ дерзкШ человеки, оспаривать подобныя истины? ■ Въ дело вмешалась всемогущая инквизищя, Галилея вызвали въ Римъ къ ответу. Годы, болезненность, заслуги, слава— ничто не было принято во внимаше. Четыре месяца старика Щ держали поди арестомъ, мучили допросами, томили неизвестностью; говорятъ, даже подвергали пытке. Ему предстодаъ выборъ: отречен1е или смерть. ' Чтобы, спастг жизнь, Галс чей решили отречься отъ учещ'я. " 22 поня 163В года Галил'р привели въ церковь Св. Марш. Кругомъ стояли кардиналы и цредаты, тате величавые,
Ж,52 — 1898. ПРИРОДА * такт негодующее, бреди нихъ — онъ, жатой безумецъ и ^пеешникъ. Его заставили опуститься на колени. Въ такомъ ■Лсеши онъ долженъ быль слово за словомъ произнести ||^^Галилеб Галилей, сынъ покойнаго Винченцо Галилея изъ Флоренцш, 70 л4та отъ роду, самолично поставленный предъ судомъ, здесь, на коленяхъ предъ вами, высокопреосвященными кардиналами, генералъ-инквизиторами всем1рной христанской общины противъ всякаго еретическаго растлешя, предъ Евангелеемъ,' которое вижу собственными глазами и до котораго касаюсь собственными руками, клянусь, что я всегда в4ровалъ и, еъ помопщо Бож!ею, буду веровать всему, что святая католическая и апостольская римская церковь за истину ’ пр1емлетъ, 'что пропов’Ьдуетъ и чему учитъ. Ко такъ какъ священное судилище приказало мне соверп1енно оставить ложное мнете, будто солнце есть неподвижный центръ м1ра, земля же не центръ и движется, и запретило подъ какимъ бы “те ни было видомъ придерживаться, защищать или распространять упомянутое ложное учете; я же, после того, какъ было объяснено мне, что это учете противно Священному Писанию, написалъ и напечаталъ книгу, въ которой излагаю осужденное уже учете и привожу въ его пользу доводы,: ничего, впрочемъ, не решая,^-то этимъ самымъ навлекъ я на себя сильное подозрфте въ ереси, то-есть въ томъ, что придерживаюсь и верю, будто солнце есть центръ м1ра и недвижно, земля же не центръ и движется. Желая теперь изгладить изъ умовъ вашихъ высокопреосвященствъ и каждаго христианина-католика это сильное и справедливо возникшее Лфотивъ меня подозр'Ьте, я, съ чистымъ сердцемъ и верою неложною, отрекаюсь отъ упомянутыхъ заблуждетй и ересей, проклинаю ихъ и ненавижу ихъ и, вообще, веятя заблуждетя и мнГтя, противныя сказанной святой церкви». Тяжелая сцена! «Семидесяти-летнШ старецъ, патр1архъ науки», говорить Брюстеръ, — «стоя на волфняхъ и положивъ руку на Еванге-л1е, заявилъ свою в4ру въ догматы римской церкви, оставилъ ученее о движение земли и неподвижности солнца, какъ ложное., и обязался доносить инквизицш о каждомъ лице, заподо-зр’Ьнпомъ въ ереси. Онъ оетавилъ, проклялъ и возненавид'Ьлъ гЬ вйчныя и непреложный истины, который, по вол! Всемо-гущаго, самъ же доказалъ впервые. Если бы Галилей присоединить къ Своему великому уму смелость мученика, если бы онъ бросилъ на судей негодующей взоръ и, поднявъ руки къ небу, призвалъ Бога живаго во свидетели истины и непрелож -ности своихъ мнЬтй, — изуверство враговъ его было бы обезоружено, и наука отпраздновала бы свой достопамятный тр1умфъ». Отречение Галилея спасло ему жизнь, но не свободу. Его заточили въ маленькомъ местечке Арчетри. Никто не смйлъ посещать его; никому не могъ онъ сообщать своихъ мыслей. Около него оставалась только дочь, но и она скоро умера. Къ довершетю бедствШ, Галилей осленъ: глаза, сделавшее столько открыта й, перестали отличать день отъ ночи. Наконецъ, приемка смерть. Годеепе не прекратилось. Инквизищя отказалась признать завещанье Галилея; папа запретилъ ставить памятникъ на его могиле. Весь шръ долженъ былъ видеть, какъ церковь караетъ вредныхъ еретиковъ. Мнопя стороны въ этомъ деле еще мало освещены. Одни
и ЛЮДИ. говорить, что сряду посл4 вынужденнаго отреченш отъ Коперниковой системы Галилей топнулъ ногою л вскричалъ: «а все-таки земля движется»; друпе считаютъ это пустымь вы-мысломъ. Приходится пожалеть объ одномъ: въ этой исторш Галилей не показалъ себя сильнымъ челов'Ькомъ, который борется за истину до послФдняго вздоха. Унижете великаго ученаго не помогло, однако, врагамъ науки: задержать такими.мерами движете ея все-таки не удалось, — и, вооруженная всЬми средствами усовершенствованной техпики, она победоносно двинулась впереди,... ------------------------ ПО ВЕЛИКОМУ СИБИРСКОМУ ПУТИ. (Изъ путевыхъ зам'Ьтокъ). П. Тайменева. (Окончите). ОРЯДОКЪ постройки великаго Сибирскаго пути, ^ о которомъ я говорили, выше, быль выработанъ на основаши сл'Ьдующихъ соображенШ. Принимая во внимав1е малонаселенность края, по которому проходятъ Кругобайкальская, Забайкальская, Амурская и
старые издания,тегъ,наука,религия,астрономия
Еще на тему
Желаю благородному дону исправиться и осознать.
Впрочем, возможно, выложу.
http://joyreactor.cc/post/4530914