Казнь через сожжение в России. Тойгильда Жуляков, Кисябика Байрясова. / Россия :: ислам :: православие :: Башкортостан :: религия :: сожжение

сожжение религия православие ислам Россия Башкортостан 

Казнь через сожжение в России. Тойгильда Жуляков, Кисябика Байрясова.

Туигильде Юлаков(русс.Тойгильда Жуляков) - сибирский врач, участник башкирского восстания. Сожжён заживо 20 июня 1738 года в центре Екатеринбургской области.

Предпосылки восстания.

В начале XVIII века на Урале начались кардинальные перемены . В регионе существует структура под названием "Горная держава", которую возглавляет житель Екатеринбурга Василий Татищев и автор книги "История Росси". Он стал главнокомандующим Уральского горного управления.Начинается захват земель Башкортостана, что приводит к восстаниям 1736 года.

Повстанцев обычно казнят. Жителям села, пострадавшим от Мансаджа, было отправлено следующее сообщение: "...было убито 40 мужчин, 15 мужчин. С собой привели маленьких детей 10 лет, 19 мужчин, 14 юношей, 18 мужчин". Восставшие подавляются, их жены и дети уводятся в крепостное право. Мужей они ставили в ряды "слуг".

Дело Юлакова.

В 1649 году в «Соборном указе» было предусмотрено сожжени для возвращающихся в ислам.

Когда начались гонения, некоторые имена были изменены на православие, но практика ислама продолжалась.

Туйгильде Юлаков так же был арестован и подвергнут пыткам, но он продолжает исповедовать ислам.11 марта 1738 года командиру Сибирского драгунского полка полковнику Арсеньеву было поручено расследовать дело Туйгильде Юлакова, башкортостанца, вернувшегося в ислам, из Мензалы, где располагалась Главная горная канцелярия. Драгунская команда Арсеньева подошла к селу Теча и захватила Юлакова и его 16, 14 и 12-летних сыновей. 

Василий Татищев отдает приказ "сжечь башкира Тойгильда за то, что он, крестившись, принял магометанский закон – в страхе перед другим, на собрании всех крещеных башкир".

20 июня 1738 года Туйгильде Юлаков был сожжён на глазах у своих детей в центре Екатеринбурга.

На русскоязычной Википедии статью не нашел. Есть Статья на башкирском, кому интересно.

Кисябика Байрясова — насильно крещённая мусульманка, приговорённая к сожжению за возвращение в ислам.

Родилась в 1679 году в Дуванской волости Сибирской даруги. Была выдана замуж в Катайскую волость той же даруги.

Была пленена в ходе подавления восстания, после чего привезена в Екатеринбург. Её отдали в крепостные писателю и переводчику Кириаку Кондратовичу. Её крестили, а после крещения нарекли именем Катерина.

Как и остальные невольницы, Кисябика мечтала о свободе. 18 сентября 1737 года она впервые бежала "с девкою-полонянкою" жившей у В. Н. Татищева. Но старую женщину поймали и высекли плетьми. Свободолюбивую женщину это не остановило.

Инициатором второго побега стала она сама. Вместе с ней 26 сентября того же года на этот раз бежала из Екатеринбурга «дворовая жёнка» секретаря «горной власти» Ивана Зорина. Кисябику поймали и на этот раз высекли уже кнутом.

В сентябре 1738 года она бежала третий раз.

В Канцелярии Главного правления заводов было вынесено определение от 8 февраля 1739 года:" Определили: оной татарке за три побега и что она, будучи в бегах, крещеная обасурманилась, учинить смертную казнь — сожечь. Токмо, не учиня оного, писать к тайному советнику В. Н. Татищеву и ожидать на то указа. Вышеписанное представление учинить к генерал-майору Леонтью Яковлевичу Соймонову, ибо из неполученных от тайного советника указов видно, что он в Петербург отбыл".

14 марта того же года генерал Соймонов подписал конфирмацию по делу: "Пойманную башкирку, которая была крещена и дано ей имя Катерина, за три в Башкирию побега и что она, оставя Закон Христианский, обасурманилась за оное извольте приказать на страх другим казнить смертию — сжечь, дабы впредь, на то смотря, другие казнились"

Через месяц, после издания указа 60 летняя Кисябика Байрясова была казнена на центральной площади Екатеринбурга.


% .
■
-
НВВБь:4-ж.чP&ir
ЖР. ¿г*£'.I	: •	• •" • .м. - -
НЖ. -ч «. 'с
W*L	» *■
fc B$8fe ' £ .л,сожжение,религия,православие,ислам,Россия,Башкортостан


Подробнее
 % . ■ - НВВБь:4-ж.чP&ir ЖР. ¿г*£'.I : • • •" • .м. - - НЖ. -ч «. 'с W*L » *■ fc B$8fe ' £ .л
сожжение,религия,православие,ислам,Россия,Башкортостан
Еще на тему
Развернуть
Звучит патриотично. Я бы добавил тег "Моя Россия"

Кратко: Татищев казнил не "врача", а лютого басмача. Буквально образцового.

Очень подробно:
Самая массовая в отечественной истории казнь через сожжение имела место в 1504 г. во время борьбы с ересью жидовствующих. Поимённо известны 8 сожжённых тогда людей, но содержится указание на то, что казнённых было больше. Можно предположить, что осуждённых 15-20 чел.
Традиционно на Руси со времен Иоанна Васильевича Грозного к сожжению приговаривали за преступления "по делам веры" и чернокнижие. Разного рода еретики, отступники, лжеучителя, колдуны имели реальный шанс попасть в огонь.
В 1569 г. за за попытку еретического переосмысления православных норм (употребление в пост телятины) были казнены 3 человека. Через несколько лет - в 1575 г.- В. Новгород были сожжены 15 колдуний.
О казни в 1589 г. в Москве двух еретиков - мужа и жены - упомянул в своих записках английский посол Флетчер. Казнь была совершена в "маленькой доме", т.е специально возведёном срубе.
В 1605 г., был казнён стрелецкий голова Смирной-Маматов, перебежавший в Кызылбаш и принявший там мусульманство. Возвращённый в пределы Московского Царства, Смирной-Маматов по царскому указу подвергся пыткам, после чего был облит нефтью и подожжён.
В 1647 г. в городке Шацке были казнены Ивлевы ( муж и жена ), сознавшиеся в наведении порчи на нескольких горожан, впоследствии скончавшихся. Чета колдунов передавал своим жертвам одежду покойников, т.е. вполне возможно, что обвинение этих людей было оправданным (одежда могла явиться источником заразной болезни, кроме того, посредством вымоченной в растворе мышьяка одежды вполне можно причинить тяжёлый вред здоровью. Такой способ отравления в те времена уже был хорошо известен). Многие колдуны действительно могли причинять вред окружающим в силу хорошего знания химии, ботаники и медицины. Согласно царскому указу Ивлевы были помещены в сруб, обложены соломою и сожжены живьём.
В срубах были сожжены такие известные исторические личности как протопоп Аввакум с тремя своими сподвижниками (это произошло 1 апреля 1681 г. в городке Пустозерске) и протестантский проповедник Квирин Кульман (1691 г., Москва). К Аввакуму восходит тезис о "крещении огнем", на базе которого оформилось учение еретической изуверской секты, известной как "самосожигатели" (самосожженцы). Постулат Аввакума "да не погибнут во зле духом своим, собирающиеся во дворы с женами и детками и сожигахуся огнем своею волей" обрел с течением времени силу догмата. Для последователей этого учения, занимавших по отношению к государственным властям и Православию позицию негативно-агрессивную, гибель посредством самосожжения рассматривалась как неизбежность и планировалась изначально. Обычно самосожженцы, совершив какие-то противоправные действия - например, изгнав из прихода православного священника - в ожидании грядущих репрессий топили своих детей и запирались в молельном доме. При появлении солдат или полиции сектанты разводили огонь, даже не вступая в переговоры с представителями власти.
22-я глава Соборного уложения 1649 г., описывавшая виды смертных приговоров, предусматривало сожжение только для одного вида преступлений - перехода в мусульманство. Т. е. сожжения явились следствием расширительного толкования понятия "преступление против Веры".
В 1738 г. юстиц-коллегия рассматривала дело капитана-лейтенанта флота Возницына, переменившего православную веру на иудейскую под влиянием проповедей еврея Боруха Лейбова. Подробности этого расследования неизвестны; о нем можно судить только на основании приговора, опубликованного в Полном Собрании Законов Российской Империи за N 7612. И Возницын, и его теологический учитель были приговорены к беспримерному наказанию - сожжению заживо, которое и было осуществлено в Петербурге на Выборгской стороне. Это первый достоверный случай сожжения преступников в истории России.
Большая территория, примыкавшая к Уралу, была населена племенами башкир, пытавшимися игнорировать власть русской администрации и промышлявших набегами на русские поселения, захватом заложников, поджогами лесов и полей и пр. Границы Российской Империи уже давно были отодвинуты к Амуру и Камчатке, а в самой их середине существовал очаг напряжения, во многом напоминавший нынешнюю Чечню.
Власть в регионе Южного Урала и верховьях реки Яик была сосредоточена в руках Главной Горной канцелярии. Край жил интересами рудников и металлургических заводов, а поскольку вредительство башкир мешало их работе, то Главная Горная канцелярия весьма деятельно их усмиряла.
Арсенал властей был весьма обширен: от казней, телесных наказаний и обращения в крепостную зависимость, до подкупа и взятия заложников. Кроме того, одной из традиций русской администрации тех лет на Урале было полное прощение виновного в случае принятия им православия. Правда, следует оговориться, что это правило не распространялось на бандитов, повинных в убийстве людей. Все башкиры, принимавшие православие, предупреждались о том, что отречение от него и возврат к исламу будет рассматриваться как тягчайшее преступление и прощен не будет.
К 1738 г. волнения, разгоревшиеся было за три года до того, были практически подавлены. Во многом это случилось благодаря действительному тайному советнику Василию Никитичу Татищеву, деятельному администатору, ученому - историку, возглавлявшему в ту пору Главную Горную канцелярию. Он деятельно вникал во все мелочи хозяйствования, принимал на себя решение серьезных и ответственных задач и своим темпераментом, всем складом своей широкой натуры вполне соответствовал духу того времени.
Нетрудно догадаться, что освобождение от наказания в случае принятия православия, служило серьезным стимулом для разного рода хитрецов демонстративно принимать крещение, а после освобождения из - под стражи - возвращаться к мусульманству. Информация о том, что те или иные башкирские семьи отказывались от пастырского окормления и возвращались к вере предков, стала к 1738 г. все чаще поступать в канцелярию Василия Татищева. Тот повелел разобраться в ситуации и учинить строгое расследование по каждому из этих случаев, чтобы исключить их повторение впредь.
Согласно этому приказу из городка Мензелинск, в котором находилось тогда представительство Главной Горной канцелярии, 11 марта 1738 г. полковнику Арсеньеву, командиру Сибирского драгунского полка, было отправлено предписание о конвоировании для проведеня следствия одного из таких башкир - некоего Тойгильды Жулякова. Арсеньев с драгунской командой выехал в Теченскую слободу, где и задержал Жулякова и трех его старших сыновей - 16 - ти , 14 - ти и 12 - ти лет. Любопытно, что ни жены Тойгильды, ни его младшего сына там не оказалось - они находились в составе бандитской шайке, прятавшейся в местных лесах.
Расследованием всех случаев отказа от православной веры занимался майор Угримов. К нему - то в Екатеринбург и отправил полковник Арсеньев задержанных. Для конвоирования были выделены 2 гренадера из состава полка. Тойгильду Жулякова и его старшего сына Якшигуля сковали цепями и посадили к колодки, двух младших сыновей - из соображений гуманности - везли нескованными и даже несвязанными. Перевозили задержанных на двух крестьянских телегах, которые вместе с возницами - русскими крестьянами были реквизированы администрацией края в счет положенного оброка.
В таком составе конвой отправился в Екатеринбург и 10 апреля 1738 г. был уже в 30 километрах от города, около русского села Бобровского. Тут произошел следующий инциндент : Тойгильда Жуляков, незаметно расцепив колоду, сумел освободить руки. Пользуясь тем, что уже начинало вечереть и в сумерках гренадеры не могли достаточно бдительно наблюдать за ним, Тойгильда расцепил и половинки колоды, в которой находился его старший сын. Подождав, пока к телеге, в которой они сидели, приблизился один из конных гренадеров ( по фамилии Трапезников ), Тойгильда выхватил из - за армяка сидевшего к нему спиной возницы топор и ударил им по ноге гренадера. По счастливой случайности удар пришелся по стремени, а потому Трапезников не был травмирован, но лошадь под ним шарахнулась и упала.
Башкиры повскакали с телег и бросились врассыпную, благо до леса было недалеко.
Второй гренадер - Казаков - стал преследовать бегущего Тойгильду. Догнав его, Казаков спешился и предложил бандиту сдаться. Примечательно, что вооруженный гренадер не спешил применять оружие, хотя после нападения на товарища имел все основания убить Тойгильду Жулякова на месте.
Башкир бросился с топором на гренадера, завязалась напряженная рукопашная схватка, в ходе которой Жуляков смог перерубить правую руку Казакова.
Трудно сказать как долго и с каким бы успехом продолжалась эта борьба, если бы на помощь Казакову не подоспел Трапезников. Обнажив тесак, он пригрозил снести голову Жулякову, если тот не прекратит борьбу. Тесак с шириной лезвия 10 см. показался бандиту достаточно внушительным инструментом и тот сдался. Жулякова опять засадили к колоду и гренадеры велели ему вызвать из леса убежавших сыновей; Тойгильды принялся их пдзывать, но на его крик вышел один только Якшимбай ( младший сын ).
Гренадеры довезли пленников до села Бобровского, в котором рассказали о происшествии. По команде сельского старшины местные крестьяне принялись прочесывать окрестные леса и в течение вечера и последующей ночи к ним присоединились крестьяне других деревень. Утром крестьянами деревни Косулинская был пойман и возвращен в руки гренадер старший из беглецов - 16 - летний Якшигуль Жуляков.
Розыски в окрестных лесах были продолжены, причем с немалым рвением со стороны крестьян, поскольку они боялись появления башкирских бандитов. Последние были известны не только своими прямыми нападениями на русских, но и разнообразным вредительством : порчей источников воды, поджогами лесов и пр. В конце - концов крестьяне деревни Колюткиной , расположенной в 23 км. на юго - восток от Екатеринбурга, поймали и последнего беглеца - 14 - летнего Кутлумбая. Произошло это 24 апреля 1738 г.
Тойгильды Жуляков по прибытии в Екатеринбург был доставлен на допрос к майору Угримову. Свой отказ от православия арестованный объяснил тем, что бандиты держали в заложниках его жену Азакбику и младшего сына Мухомбетема и постоянно грозили расправиться с ними. Любопытно, что в то же самое время два других сына Жулякова - 10 - летний Мергин и 8 - летний Алкей - находились в услужении у воеводы Исетской провинции, т. е. тоже были своего рода заложниками , но только у русской администрации. За сыновей, находящихся у русских, Тойгильда почему - то совсем не боялся, а вот за жену младшего сына - очень переживал. До такой степени, что даже решил обратно перейти в мусульманство.
Майор Угримов представил протокол допроса на ознакомление Начальнику Главной Горной канцелярии Татищеву. Василий Никитич уже получил рапорт о попытке бегства Жулякова и его нападении на гренадер, так что ознакомившись с его допросом, очевидно, не поверил ни единому слову. Татищев отреагировал на случившееся очень жестко, наложив такую резолюцию : "Татарина Тойгильду за то, что, крестясь, принял паки махометанский закон - на страх другим, при собрании всех крещенных татар сжечь ". Как высший начальник на всей огромной территории южного Урала Василий Татищев имел полную власть над жизнью и смертью всех подданных Российской Империи, проживавших в этих местах.
Беспримерная казнь свершилась 20 апреля 1738 г. Все башкиры, каких удалось розыскать в Екатеринбурге и его окрестностях, были доставлены к месту сожжения Тойгильды.
В указе по Главной Горной канцелярии за подписью Татищева вина Тойгильды Жулякова была сформулирована следующим образом: " ты, крестясь в веру греческого исповедания, принял паки махометанский закон, и тем не только в богомерзкое преступление впал, но яко пес на свои блевотины возвратился, и клятвенное свое обещание, данное при крещении, презрел " Публичное зачитывание этого указа, а также последовавшая за этим казнь Жулякова, были призваны произвести устрашающее впечатление на башкир и доказать им, что администрация края не потерпит ложного принятия христианской веры.
M@Dness M@Dness 22.11.202319:43 ответить ссылка -2.1
Ты выкатил тут стену слов. Кратко, в чем лютость Юлакова?

Башкиры грабили крестьян, нападали на сёла. Систематически. Не только напрямую, но и занимались вредительством: порчей источников воды, поджогами лесов, полей, потравами и прочим. Их ловили, и судили, как правило - казнили. Но! Было правило - принявшего православие, считать раскаиваюшимся, отринувшем бесовскую веру. Таких прощали и отпускали, предупредив о недопустимости возвращения в мусульманство.

"Все башкиры, принимавшие православие, предупреждались о том, что отречение от него и возврат к исламу будет рассматриваться как тягчайшее преступление и прощен не будет."

Жуляков из таких "раскаявшихся" пойманных душегубов. Его, за принятие православия, простили и отпустили. Вернувшись обратно, он взялся за старое. Его снова поймали.
"Арсеньев с драгунской командой выехал в Теченскую слободу, где и задержал Жулякова и трех его старших сыновей - 16 - ти , 14 - ти и 12 - ти лет. Любопытно, что ни жены Тойгильды, ни его младшего сына там не оказалось - они находились в составе бандитской шайке, прятавшейся в местных лесах."
По пути в Екатеринбург, разбойник высвободился из оков и выхватив у возницы топор, напал на конвоира. Пользуясь суматохой, сбежал. За ним погнались и догнали, в потасовке перерубил руку конвоиру, но подоспел второй конвоир, прижал Жулякова и тесаком вынудил сдаться.
Обрати внимание, не убил, не покалечил и даже не ранил!
Потом к поискам сбежавших подключились местных и всех поймали.
По прибытию в Екатеринбург, задержаный дал показания. Свой отказ от православия арестованный объяснил тем, что бандиты держали в заложниках его жену Азакбику и младшего сына Мухомбетема и постоянно грозили расправиться с ними. Хотя два других сына Жулякова - 10 - летний Мергин и 8 - летний Алкей - находились в услужении у воеводы Исетской провинции, т. е. тоже были своего рода заложниками , но только у русской администрации. За сыновей, находящихся у русских, Тойгильда почему - то совсем не боялся, а вот за жену и младшего сына - "очень переживал"! Башкира казнили, детей сделали крепостными.

Сожжение, это ещё не злейшая казнь того времени - лютых косячников "коптили" живьём до 7 часов кряду, даря буквально адские муки.
Причинами нового подъема восстания явились жестокое подавление движения в 1735—1736 годах, тяжелые условия принесения повинных. Первыми весной 1737 года выступили башкиры Сибирской и Осинской дорог. В апреле-мае повстанцы нападали на Чебаркульскую, Челябинскую, Красноуфимскую крепость.

Зимой—весной 1738 года на территории Сибирской, Осинской и Ногайской дорог восстание вспыхнуло вновь. В апреле—мае башкирские отряды атаковали Чебаркульскую, Челябинскую, Красноуфимскую крепости, Ревдинский завод, в июне вели бои с правительственными командами полковника И. С. Арсеньева и майора Люткина. Карателями под руководством начальника Комиссии башкирских дел Л. Я. Соймонова летом—осенью 1738 года было разорено и сожжено свыше 30 деревень, убито около 900 человек.

Всего в ходе восстания 1735—1740 гг. были убиты, казнены или сосланы на каторгу свыше 40 тыс. (по данным В. Н. Татищева, около 60 тыс.) башкир.

Можно, конечно, повстанцев называть бандитами, а русских, которые сжигали десятки деревень - благородными блюстителями порядка. Кстати, про башкирские восстания в школе не рассказывали. Наоборот, всегда говорили, что все народы добровольно вступили в состав Российской Империи. А русских все любили, обнимали и хороводы с ними водили.

Про копчение знаю. И хотел отдельный пост сделать. Только смотрю, эта тема уже реакторчанам приелась.

Огромные цифры говорят о том, что это были не локальные вспышки недовольства, а всенародное восстание против русской колонизации.
Башкиры не коренной народ. Башкирская колонизация была недовольна русской колонизацией, вот просто анекдот. Восстаниями против власти там и не пахло - были типичные погромы, а-ля BLM сейчас.
Но тут не про "восстания" речь, а про национальные! банды башкир ведущих террористическую!! деятельность против мирных жителей по нац. признаку. Башкиры нападали не на заставы и крепости, а на хутора и сёла. А потом банды "растворялись" в "мирных" жителях, которые заселяли освободившиеся участки. Это по современным меркам геноцид и военные преступления, нарушения правил и методов ведения войны. Хуже цыган, те хотя бы не занимаются насильственным отжатием земель, прикидываясь мирными жителями. Не удивительно, что русские войска таких 4удаков истребляли и сжигали - ибо_нефиг: ползучие разбойничьи таборы. Удивительно, что их не истребили поголовно, вот где высшее милосердие к врагам.
M@Dness M@Dness 25.11.202311:09 ответить ссылка -0.6
Я бы мог сразу догадаться по твоей риторике. Башкиры не коренной народ. Вы, ватные фашисты, вообще остальные народы за людей не считаете, чего уж там.
АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК
Я Ватник
Рейтинг в сообществе: 19.0
Хочешь оскорблять - начни с того, что научись делать это грамотно: выясни различия между фашизмом и нацизмом.
M@Dness M@Dness 26.11.202311:10 ответить ссылка -0.6
То есть, ты обиделся, что я назвал тебя фашистом, а не нацистом?
— Да вы же настоящие фашисты!
— Я бы попросил. Мы вообще-то нацисты!
Только зарегистрированные и активированные пользователи могут добавлять комментарии.
Похожие темы

Похожие посты
ТАТАР
ИНФОРМ
	
ш	Тимур хаэрат Камаев
	имам-хатыб казанской мечети «Ирек»
> л	НОВОСТИ www.tatar-inform.ru
	^
подробнее»

политика,политические новости, шутки и мемы Казань Россия страны ислам религия ББПЕ мирная религия

ТАТАР ИНФОРМ ш Тимур хаэрат Камаев имам-хатыб казанской мечети «Ирек» > л НОВОСТИ www.tatar-inform.ru ^