«Ага-реакция» в научении — В. Кёлер и Э. Вацуро.
Учёный по имени Вольфганг Кёллер на основе экспериментов с шимпанзе посчитал, что помимо метода «проб и ошибок» возможно научение в виде озарения (инсайта).
Эффект получил название «Ага-реакции» и впервые был описан экспериментатором в 1917 году.
«Производит сильное впечатление вид Султана, когда он во время решения задачи сидит неподвижно, почёсывается, водит вокруг глазами, затем внезапно оживляется и тотчас решает задачу».
Разительный контраст между двумя состояниями обезьяны дал повод Кёлеру написать, что Султан, по-видимому, «обдумывает», как он должен поступить. Это утверждение Кёлера до сих пор вызывает бурю обвинений в его адрес, как антропоморфическую интерпретацию поведения.
Вообще говоря, инсайт (проникновение, усмотрение, озарение) - это понимание или решение проблемы посредством умственного схватывания (синтеза) важнейших элементов и отношений. Так, прежде бесформенная, неорганизованная ситуация может быть подвергнута, без внешнего манипулирования, самоконтролю со стороны животного, на основе его образной памяти.
Однако гипотеза инсайта вызвала длительную дискуссию. Её реальный смысл состоял в том, что она вскрыла ограниченность концепции проб, ошибок и случайного успеха. Метод «проб и ошибок», при решении задач обезьянами, противопоставляется внезапному решению задачи («ага-реакции»), которое обычно происходит на фоне заметного торможения общей двигательной и манипуляторной активности животного.
Э.Г. Вацуро в 1948, однако, призывал к осторожности в применении этого механизма к животным. Он выделил три фазы в этом типе решения:
а) фаза хаотической реакции;
б) пауза;
в) адекватная реакция.
На основании своих работ Вацуро даёт следующее физиологическое объяснение механизма «ага-реакции».
В фазе «а», под влиянием ориентировочно-исследовательного рефлекса и определенной мотивации у обезьяны возникают хаотические реакции.
Будучи неподкрепляемыми, эти реакции затухают, и наступает фаза покоя, возникает торможение в кинестезическом анализаторе (фаза «б»).
Фаза «в» возникает под действием прошлого опыта (репродукция имеющихся условнорефлекторных связей).
Таким образом, «ага-реакция» — это не новая реакция, а воспроизведение существующих, ранее приобретенных обезьяной ассоциаций. Роль паузы, то есть торможения моторного поведения, может свидетельствовать о рассогласовании образов, «ответственных» за формирование и реализацию эффективных моторных программ поведения.
В силу этого, инсайт («ага-реакция») можно представить, как момент нужного согласования образов. Это согласование, как правило, неосознанное, происходит на фоне выраженного снижения моторного поведения.
Значит, выражение Кёлера о том, что Султан «думает», а потом встаёт и решает задачу, которую не мог до этого решить, является не метафорой. Это точное название той мыслительной деятельности, которая без всякой инициации животного, под воздействием информационной деструкции ситуации происходит в его мозге.
Озарение - результат свёрнутого мышления, которое, по ошибочному мнению Кёлера, возникает «как бы вдруг и внезапно», «как целое». Понятия: «вдруг» и «внезапно» говорят об акте решения задачи как о чуде.
Таким образом, Кёлер правильно заключил, что Султан обдумывает решение, но употребление этих «вдруг», «внезапно», «как целое», говорят о том, что он совершенно не представлял физиологической сущности явления инсайта.
Итак, инсайт - это структурное действие, процесс свёрнутой алгоритмизации структуры задачи с поиском одного из вариантов решения, то есть это обычный мыслительный, ассоциативный процесс. Отличительная его характеристика, введшая Кёлера в заблуждение - его быстрый и неосознанный характер по аналогии с «эврикой», «озарением», «догадкой» - мыслительными актами, имеющими место в человеческой творческой деятельности.
Учёный по имени Вольфганг Кёллер на основе экспериментов с шимпанзе посчитал, что помимо метода «проб и ошибок» возможно научение в виде озарения (инсайта).
Эффект получил название «Ага-реакции» и впервые был описан экспериментатором в 1917 году.
«Производит сильное впечатление вид Султана, когда он во время решения задачи сидит неподвижно, почёсывается, водит вокруг глазами, затем внезапно оживляется и тотчас решает задачу».
Разительный контраст между двумя состояниями обезьяны дал повод Кёлеру написать, что Султан, по-видимому, «обдумывает», как он должен поступить. Это утверждение Кёлера до сих пор вызывает бурю обвинений в его адрес, как антропоморфическую интерпретацию поведения.
Вообще говоря, инсайт (проникновение, усмотрение, озарение) - это понимание или решение проблемы посредством умственного схватывания (синтеза) важнейших элементов и отношений. Так, прежде бесформенная, неорганизованная ситуация может быть подвергнута, без внешнего манипулирования, самоконтролю со стороны животного, на основе его образной памяти.
Однако гипотеза инсайта вызвала длительную дискуссию. Её реальный смысл состоял в том, что она вскрыла ограниченность концепции проб, ошибок и случайного успеха. Метод «проб и ошибок», при решении задач обезьянами, противопоставляется внезапному решению задачи («ага-реакции»), которое обычно происходит на фоне заметного торможения общей двигательной и манипуляторной активности животного.
Э.Г. Вацуро в 1948, однако, призывал к осторожности в применении этого механизма к животным. Он выделил три фазы в этом типе решения:
а) фаза хаотической реакции;
б) пауза;
в) адекватная реакция.
На основании своих работ Вацуро даёт следующее физиологическое объяснение механизма «ага-реакции».
В фазе «а», под влиянием ориентировочно-исследовательного рефлекса и определенной мотивации у обезьяны возникают хаотические реакции.
Будучи неподкрепляемыми, эти реакции затухают, и наступает фаза покоя, возникает торможение в кинестезическом анализаторе (фаза «б»).
Фаза «в» возникает под действием прошлого опыта (репродукция имеющихся условнорефлекторных связей).
Таким образом, «ага-реакция» — это не новая реакция, а воспроизведение существующих, ранее приобретенных обезьяной ассоциаций. Роль паузы, то есть торможения моторного поведения, может свидетельствовать о рассогласовании образов, «ответственных» за формирование и реализацию эффективных моторных программ поведения.
В силу этого, инсайт («ага-реакция») можно представить, как момент нужного согласования образов. Это согласование, как правило, неосознанное, происходит на фоне выраженного снижения моторного поведения.
Значит, выражение Кёлера о том, что Султан «думает», а потом встаёт и решает задачу, которую не мог до этого решить, является не метафорой. Это точное название той мыслительной деятельности, которая без всякой инициации животного, под воздействием информационной деструкции ситуации происходит в его мозге.
Озарение - результат свёрнутого мышления, которое, по ошибочному мнению Кёлера, возникает «как бы вдруг и внезапно», «как целое». Понятия: «вдруг» и «внезапно» говорят об акте решения задачи как о чуде.
Таким образом, Кёлер правильно заключил, что Султан обдумывает решение, но употребление этих «вдруг», «внезапно», «как целое», говорят о том, что он совершенно не представлял физиологической сущности явления инсайта.
Итак, инсайт - это структурное действие, процесс свёрнутой алгоритмизации структуры задачи с поиском одного из вариантов решения, то есть это обычный мыслительный, ассоциативный процесс. Отличительная его характеристика, введшая Кёлера в заблуждение - его быстрый и неосознанный характер по аналогии с «эврикой», «озарением», «догадкой» - мыслительными актами, имеющими место в человеческой творческой деятельности.
Еще на тему
СУКА, КАК ЖЕ ПРИПЕКЛОУ! Блядь, какие же мы чванливые уроды, что не можем признать, что кто-либо ещё "думает", кроме нас. Пиздец, уверен, когда создадут крутых Думающих роботов, будет "ко-ко-ко, прост бездушная железяка, нетдушы, набор электрических сигналов", в то время, как в башке такое же говно, тока клетками вместо транзисторов.