Подробнее
metr 20 МНЕНИЯ «Метро 2033»-роман о том, как после ядерной войны люди спаслись в московском метро, стал мировым бестселлером. Его продолжения >кдали ю лети наконец дождались! Главы «Метро 2035» Дмитрий Глуховский решил впервые печатать в нашей газете. Читайте их каждый день в Metro, собирайте вырезки и выигрывайте книги с автографом автора! Подробности на www.metronews.ru/ metro2035 и www.vk.com/metro2035 Глава 11. На станции потолки были невысокие, чтобы людям было уютно. Но туннели строили не для людей: от стены до стены шесть метров, и от потолка до пола столько же. Далеко, на другом конце метро, обитали дикие, верившие, что туннели - это ходы, прорытые в тверди Великим Червем, богом, создавшим Землю и родившим из своего чрева людей; а уже люди только потом, отрёкшись от своего Творца, приспособили эти ходы под свои надобности, а вместо Червя построили себе из железа поезда и стали врать себе, что они и были изначально, а никакого Червя не было. Почему бы в такого бога не верить? Он к подземной жизни больше приспособлен. Туннели были тёмные, страшные, они сочились ручейками грунтовых вод, которые в любую секунду могли прорвать бетонную чешую тюбингов и заглотить целые линии. От ручейков шла испарина, и холодный туман не давал далеко проникать свету от фонарей. Туннели не были созданы для человека, это точно, а человек не был создан для туннелей. Даже тут, всего в трёхстах метрах от станции, было жутковато. Чтобы заглушить шепчущую жуть, люди болтали. Костёр - недосушенные поленья - немного смолил. Туннель, конечно, был живой: он дышал с присвистом, втягивал дымок от костра своими дырявыми лёгкими с наслаждением, будто курил. Дым вился, улетал ВТОРНИК, 31 МАРТА 2015 вверх и пропадал в зарешеченных трахеях вентиляционных шахт. Поодаль книзу стояла дрезина на ручных рычагах, на которой смена сюда и прибыла. До станции - триста метров. Если пойдёт кто из северной черноты на ВДНХ, дозор должен принять удар на себя и, если придётся, полечь, а на станцию отправить одного человека, «уце- левшего». Предупредить. Чтобы дети успели попрятаться, а женщины чтобы успели взять оружие и вместе с мужьями загородить собой вход. К северу от ВДНХ шла только цепь отмерших, пустых станций, первой из которых был Ботанический сад. Жизнь на Ботаническом саду была невозможна, а что начиналось за ним, людям было неинтересно. Поэтому край земли проходил ровно по тому месту, куда доставал свет от костерка. А дальше шёл космос. Отгороженные от вакуума мешками с песком, сваленными в брустверы, сидели дозорные. Опирались друг на друга «калаши», составленные пирамидой. На огне грел пузо битый закопчённый чайник. Артём расположился к костру лицом, а к туннельной пустоте - затылком. Сюда же, рядом, посадил Гомера, которого специально привёл в эту тихую пустоту; не хотел слушать его рассказ там, на велосипедах, при всех. Совсем без свидетелей не получится, пусть их хоть поменьше будет. - Полярные зори этот городок называется. Находится на Кольском полуострове. Рядом - АЭС, причём учтите - в рабочем состоянии. Запас хода у станции - лет сто ещё! Потому что всего один город питает. А город они превратили в крепость. Военные части рядом были, охраняли АЭС, из них набрали гарнизон. Станция им и свет, и тепло даёт - для хозяйства. Так что... - Кто этот сигнал принимал? Кто с ними говорил? -Артём смотрел старику в бороду, в шевелящиеся губы, как глухой, читая. - Я... - заново начал Гомер. - Я сам из тех мест. Архангельский. Так же вот всё надеялся найти, может, из моих кто остался. Слушал... Искал. Нашёл-таки. Архангельск, правда, мой молчит. Зато Полярные зори! Целый город, представляете? Наверху! Продолжение следует.
metr --Ч "#J 10 МНЕНИЯ СРЕДА, 1 АПРЕЛЯ 2015 «Метро 2033»-роман о том, как после ядерной войны люди спаслись в московском метро, стал мировым бестселлером. Его продолжения ждали ю лети наконец дождались! Главы «Метро 2035» Дмитрий Глуховский решил впервые печатать в нашей газете. Читайте их каждый день в Metro, собирайте вырезки и выигрывайте книги с автографом автора! Подробности на www.metronews.ru/ metro2035 и www.vk.com/metro2035 Глава 12. - То есть это такой своеобразный Ноев ковчег. На котором, правда, не каждой твари по паре спаслось, а вся культура нашей цивилизации... - как будто и не слыша, продолжал толковать старик. - Во сколько был контакт? Как часто? С какой высоты удалось сигнал поймать? Почему у меня тогда не выходило?! Старик ожидал беседы, а не допроса, уютной беседы у костерка. Но Артём слишком уж хотел этой минуты, чтобы на розовые сопли её тратить. Первое: убедиться, что это правда. - Это не я ловил, - признался Гомер. - Радист. Встретился. Он рассказал. - Где? Где встретился? Какая станция? - Театральная. - У чёрта в пекле, то есть? Думаешь, побоюсь сам пойти и проверить, а? Единственный раз, когда Артём в прорехах между шипением и воем эфира услышал далёкий и слабый чей-то голос, навсегда запечатлелся, а голос этот и сейчас, стоит прислушаться, в золах звучит, как высохшее давно море - в раковине. Как такое можно забыть? - Врёшь, - убеждённо сказал Артём. - Хочешь мне понравиться, чтобы я тебе выложил всё. Всю свою долба-ную историю. Решил купить меня, а? Артём, обозлённый на себя и на этого глупого старого враля, положил затылок на истыканный пулями песок и сжал веки. Сказочник грёбаный. Только на душе короста нарастёт -кто-нибудь придёт и отковыряет. * * * - Есть проверенная информация. Пойман сигнал с Кольского полуострова. Там есть выжившие! - Артём посмотрел на Кирюху многозначительно. Кирюха забрался к нему на колени. - Давай! Рассказывай! - В общем, - начал Артём, -там сохранилась совершенно нетронутой атомная электростанция. И при ней - город. Называется - Полярные Зори. - Класс! - сказал Кирилл, лупая огромными бледными глазищами. - А это реально правда? Реально правда. И от этой электростанции столько идёт тока, что хватает весь город держать в тепле круглый год. А над городом построен громадный сте- клянный купол. Можешь себе представить? - Нет. - Как стакан, только большой. - Зачем? - Чтобы тепло не уходило. Снаружи - снег, вьюга, а внутри - теплынь! Деревья цветут. Вон как в книжке твоей. И прямо сады фруктовые, яблоки там... Люди по улице в майках ходят. Еды навалом. Сладостей там всяких. Игрушки - не то что у тебя тут, гильзы стреляные одни. Кирилл зажмурился, добросовестно стараясь всё это себе представить. Перхнул пару раз с закрытым ртом, тихонько. Сдержался. Выдохнул протяжно. Наверное, не мог вообразить. Артём и сам не мог. - А летом купол этот открывается - и живут они на свежем воздухе. Не под землёй, а снаружи, в домах с окнами. В окна другие дома видны или лес, например. И в таком воздухе ни один микроб спастись не может, все дохнут. Ну и люди прямо без противогазов ходят по улице. - Все микробы? И тубер дохнет? - Кирилл разом очнулся. - Тубер в первую очередь, - сказал Артём. - Это тут, в духоте, в сырости, туберу раздолье. А на свежем воздухе -сразу смерть. * * * Мать его, Наталья, стояла снаружи, через брезент слушала всё, каждое слово. Через лицо у неё бегали тени. - Зачем ты ему про эту ерунду свою? Он же меня изведёт теперь ею, - Наталья не стала отвечать Артёму на улыбку. - Почему ерунда сразу? Может, и есть эти Полярные Зори. Пусть воображает. - Вчера доктор был. Артём побоялся угадывать, что сейчас Наталья ему сообщит, и просто ничего не думал. Старался ничего не думать, чтобы не сглазить. - Месяца три ему осталось. Всё. Полярные Зори твои. Плёнка. Высохшие слезы. - Ма-а-ам! Меня Артём с собой на вездеходе на Север возьмёт! Тубер лечить! Ты отпустишь? Продолжение следует.
metr --Ч "#J 12 МНЕНИЯ ЧЕТВЕРГ, 2 АПРЕЛЯ 2015 «Метро 2033»-роман о том, как после ядерной войны люди спаслись в московском метро, стал мировым бестселлером. Его продолжения ждали ю лети наконец дождались! Главы «Метро 2035» Дмитрий Глуховский решил впервые печатать в нашей газете. Читайте их каждый день в Metro, собирайте вырезки и выигрывайте книги с автографом автора! Подробности на www.metronews.ru/ metro2035 и www.vk.com/metr02035 Глава 13. Костюм химзащиты поместился в баул как раз. Сверху Артём уложил табельный калаш, который со станции выносить запрещалось, патроны - шесть рожков, смотанных синей изолентой по два, и пакет сушёных грибов. Бросал резко, зло, бубнил себе под нос что-то. Противогаз мутно пялился на него, пока Артём не застегнул его молнией - тоже рвано, насильно - как опостылевшего мёртвого в мешке. Потом взвалил на плечи ранец - своё проклятие, сизифов камень. - Дед! Вставай! Собирайся! Не шуми только. Старик будто спал с открытыми глазами - очнулся тут же. - Куда? - Ты правду мне про Театральную сказал? Про ра- диста своего? Что он - там? Проводишь меня туда? - На Театральную? - Гомер замешкался. - А ты всё же думал, я сдрейфлю, а? Дудки, дедуль. Это для кого другого, может, преисподняя. А для нас - места боевой славы. Ну? Или ты врал всё? - Не врал. - Давай договоримся с тобой. Ты меня ведёшь к этому радисту, а я тебе - обо всём, что ты хотел спросить. Как на духу. История моего героического подвига. Тебе расскажу то, что другим не рассказывал. Идёт? Честное слово. Ну? Дай пять. Гомер протянул ему руку - медленно, с сомнением, словно думал, не плюнул ли Артём себе в ладонь, но пожал крепко. Пока старик складывал бельё в дорожную сумку, Артём занимал себя самозарядным фонариком: сжимал и разжимал рукоять, слушал жужжание механизма, наполнял аккумулятор. Интересовался только им. Потом прервался. - Объясни мне. Вот эта книга твоя. Она зачем? - Книга? Ну так получается, что мы тут живём, а время остановилось, пони- маете? Вот раскопают нас потомки через десять тысяч лет, а мы ни одной строчки не написали. Будут по костям гадать, по мискам, в кого мы верили и о чём мечтали. И всё переврут. Артём помотал головой. - А я, может, не хочу, чтобы нас с тобой раскапывали тут. Не хочу быть костями и мисками в братской могиле. Пусть это я буду раскапы- вать, а не меня. Тут и так достаточно желающих всю жизнь в кургане скоротать, и без меня. Я лучше наверху от передоза ласты склею, чем в метро до седин досиживать. Это не человеческая доля, дед. Не людская. Метро. Потомки! Я не хочу, чтобы мои потомки торчали всю жизнь под землёй. Чтобы мои потомки собой туберкулёзных бацилл кормили?! Не хочу! Чтобы они за последнюю банку консервов друг другу глотки резали? Не хочу! Чтобы вместе со свиньями хрюкали и валялись?! Ты для них пишешь книгу, старче, а они и читать-то не смогут! У них глаза отсохнут за ненадобностью, понимаешь ты?! Зато чутьё будет, как у крыс! Это не люди будут! Таких плодить?! Да если хоть один шанс на миллион есть, что где-то там, хоть где-нибудь ещё, можно жить наверху, под небом со звёздами, под солнцем, если хоть где-нибудь в этом грёбаном мире можно дышать не хоботом, не банками пыльными, а ртом просто, где можно без стекляшек запотевших на землю глядеть - я это место найду, ясно?! И плевать мне, что никто не верит в это! Я, я - верю! Вот будет такое место - тогда да! Там можно будет новую жизнь строить! Там - детей рожать! Чтобы они росли - не крысами, не морлоками, а людьми! За это надо - драться! Ради этого можно - сдохнуть! А заранее, прижизненно в землицу закопаться, калачиком свернуться и тихонько-смирнёхонько околеть - нельзя! Вставай, идём! Продолжение следует.
«Метро 2033»-роман о том, как после ядерной войны люди спаслись в московском метро, стал мировым бестселлером. Его продолжения ждали ю лет и наконец дождались! Главы «Метро 2035» Дмитрий Глуховский решил впервые печатать в нашей газете. Читайте их кахдай день в Metro, собирайте вырезки и выигрывайте книги с автографом автора! Подробности на www.metronews.ru/ metro2035 и www.vk.com/metr02035 Глава 14. Через станцию они шли крадучись. Станционные часы, висящие над провалом туннеля, святыня местная, показывали: ночь. Значит, для всех была ночь. С ними тут только Артём мог бы поспорить, но Артём со станции уже уходил. Зал почти опустел, только на кухне кто-то поздний гонял чаи. Багровое общее освещение было приглушено, люди расфасовались по своим палаткам, зажгли изнутри слабые светодиоди-ки и превратили брезент в театр теней. На каждой из сцен давали свой спектакль, но на всех - по одной и той же пьесе. Миновали палатку Сухого - склонённый над столом силуэт; прошли ту, где сидела, спрятав лицо в колени, Аня. Старик осторожно спросил: - А что, попрощаться не хочешь? - Не с кем, дедуль. Гомер спорить не стал. - До Алексеевской! - заявил Артём караульным на выходе в южный туннель. -Сухой в курсе. Те козырнули: в курсе так в курсе. Спасибо, что не наверх опять. По приваренной железной лесенке они спустились на пути. - Труба, - сам себе сказал Артём, вступая в тьму, трогая нежно шершавый плесневелый бетон тюбинга, измеряя взглядом шестиметровый потолок туннеля и его неизмеримую глубину. - Труба зовёт. 17 ¿к Л. йс Алексеевская походила на ВДНХ, только в паршивом исполнении. Тут тоже пытались растить грибы и тоже мыкались со свиньями, но грибы и свиньи назло выходили сплошь полудохлые, так что их алексеевским еле самим хватало, торговать не оставалось. Но местные были под стать своим свиньям - квёлые, смирившиеся с тем, что в их сказке и начало, и конец скучные и известны всем наперёд. Стены тут были раньше белые и мраморные, а сейчас уже не поймёшь, какие. Что можно было отковырять и продать - отковыряли и продали. Остался бетон и немного человеческих жизней. Бетон выскребать было трудно, и никому такой товар в метро не сдался; так что основная торговля шла тем, за кого будут умирать в боях алексеевские. Был бы выбор - и цена была бы повыше. Но, кроме ВДНХ, покупателей не нашлось. Так что теперь главной целью существования станции метро Алексеевская было охранять ВДНХ. Поэтому южный, идущий к союзной Алексеевской, туннель на ВДНХ считался спокойным. Через иные туннели можно было идти неделю, а на этот Артём с Гомером даже со всеми обязательными предосторожностями потратили, может, всего полчаса. Хотя минуты остались там же, где и часы: на ВДНХ. На Алексеевской их украли лет уже десять как, и с тех пор каждый там существовал по своему наитию. Кто хотел ночь - тому была ночь. В конце концов ночь-то в метро и не заканчивалась, это день нужно было себе воображать. Караул на ходоков взглянул без интереса; зрачки у них были с игольное ушко. Над постом зависло муторное белое облачко, пахло портянками. Стояла початая бутыль самогона. Старший тяжко вздохнул, стараясь. - Куда. - На Проспект Мира. На базар, - не пытаясь даже в это ушко влезть, произнёс Артём. - Не пустят. Там. Артём тепло улыбнулся ему. - Не твоя забота, дядь. - Тангенс на тангенс даёт котангенс, - отозвался старший, заражаясь Артёмовой добротой и тоже желая сказать что-то приятное. На этом и расстались. Продолжение следует.
metr 16 МНЕНИЯ ПОНЕДЕЛЬНИК, 6 АПРЕЛЯ 2015 «Метро 2033»-роман о том, как после ядерной войны люди спаслись в московском метро, стал мировым бестселлером. Его продолжения ждали ю лети наконец дождались! Главы «Метро 2035» Дмитрий Глуховский решил впервые печатать в нашей газете. Читайте их каждый день в Metro, собирайте вырезки и выигрывайте книги с автографом автора! Подробности на www.metronews.ru/ metro2035 и www.vk.com/metr02035 Глава 15. Вжикающий фонарик трудился как мог, но светлое пятнышко от него доставало шагах только в десяти, а дальше темнота его уже разъедала. С потолка капало, стены блестели влажно, что-то утробно урчало, и падающие сверху на голову капли бередили кожу, как будто это не вода была, а желудочный сок. Возникали в стенах какие-то двери, а иногда чёрные провалы боковых ходов - по большей части заколоченные и заваренные арматурными решётками. На радужных пассажирских картах, известно ведь, не было обозначено и трети всего метро, настоящего. К чему людей смущать? Пронёсся от одной мраморной станции к другой, уткнувшись в телефон, перескочил на час вперёд - всё, приехали. И не успел за- думаться, на каких глубинах побывал. И поинтересоваться: а что там, за стенами станций, куда уводят зарешёченные ответвления из туннелей? Хорошо, что не успел. Смотри в телефон, думай о своём важном, не суйся куда не следует. Шагали особым туннельным шагом - полуторным, куцым - так, чтобы ровно на шпалы попадать. Надо много пройти, чтобы ноги такому научить. Те, кто на станциях сидит, так не умеют, сбиваются, проваливаются. - Ну а ты, что, дед... Один? - Один. Весь свет уходил вперёд, и не разобрать было, что там у старика на лице. Ничего, на- верное: борода да морщины. Прошагали ещё с полста шпал. Ранец с рацией стал наливаться тяжестью, напоминать о себе. Взмокли виски, спина потекла. - Была жена. На Севастопольской. - Ты на Севастопольской аж живёшь? - Раньше - да. - Ушла? - Почему-то Артёму это показалось самым вероятным. - Жена? - Я ушёл. Чтобы книгу писать. Думал, книга важнее. Оставить после себя что-то хотел. А жена всё равно не денется никуда. - Ушёл от жены, чтобы писать книгу? - переспросил Ар- тём. - Это вообще как? И она... Отпустила тебя? - Я сбежал. Вернулся, а её нет уже. -Ушла? - Умерла. Артём перебросил баул с химзой из правой руки в левую. - Не знаю. -А? - Не знаю, понимаю или нет. - Понимаешь-понимаешь, - устало, но уверенно сказал старик. Артёму стало вдруг страшно. Страшно сделать что-то необратимое. Дальше шпалы считали молча. Слушали урчащее эхо и далекие стоны: это метро переваривало кого-то. * * * Сзади опасности не ждали; вперёд - всматривались, пытались засечь в туннеле, в колодце с чернилами, ту легкую рябь на поверхности, вслед за которой выхлестнется, вылезет наружу что-то жуткое, безымянное. А затылком - не глядели. Напрасно. Скрип-поскрип. Скрип-поскрип. Тихонько так вкралось оно в уши, постепенно. И заметно стало только тогда, когда уже поздно было оборачиваться и выставлять стволы. -Эу! Если бы хотели их сейчас в спину свинцом толкнуть, положить лицом на гнилые шпалы, могли бы и успели. Урок: в туннеле нельзя о своём думать, приревновать может. Забываешь, Артём. - Стоять! Кто?! Ранец и баул повисли на руках; помешали прицелиться. Выкатила из темноты дрезина. - Эу. Эу. Свои. Это был тот караульный, котангенс. Один на дрезине, бесстрашный человек. Бросил пост и покатил в никуда. Дурь его погнала. Какого чёрта ему нужно? - Ребята. Я подумал. Подбросить, может. До следующей. И он улыбнулся им обоим самой лучшей своей улыбкой. Щербатой и растрескавшейся. Спина, конечно, просила ехать, а не пешком тащиться. Изучил благодетеля: ватник, залысины, под глазами набрякло, но сквозь прокол зрачка свет идёт, как из замочной скважины. - Почём? - Обижаешь. Ты же Сухого сын, да. Начстанции. Я за так. За мир во всём мире. Артём встряхнулся; ранец подпрыгнул и половчее оседлал его. - Спасибо, - решился Артём. - Ну дак! - обрадовался караульный и замахал руками, как будто разгоняя годами накуренный туман. - Ты же большой мальчик, сам должен понимать тонкости! Тут без штангенциркуля никак! Он не затыкался до самой Рижской. Продолжение следует.
Метро 2035,Metro 2035, ,разное,Метро 2035,Главы книги
Еще на тему