Сравнительная таблица главных христианских течений
N.B.: Открывайте в новом дизайне, на старом таблица не отображается полностью.
Православие | Католицизм | Армянская церковь | Лютеранство | Англиканство | |
Происхождение | Название «православие» (калька с греческого «ортодоксия» — «правомыслие», «правоверие») возникло как антоним к слову «ересь», «гетеродоксия» (инакомыслие, инославие) и используется с IV века. Само православие возводит свое начало к моменту основания христианской церкви, когда во время праздника Пятидесятницы в Иерусалимском храме Святой Дух сошел на учеников Христа. |
До 1054 года находилось в единстве с византийским православием. Термин «католический» (то есть повсеместный, универсальный) возникает в начале II века, но по отношению к Римско-католической церкви (с центром в Риме) стал употребляться с эпохи Реформации. Так же как и православие, католичество настаивает на своем преемстве с древней Церковью и первоначальной традицией, восходящей к ученикам Христа. |
Одна из древнейших христианских церквей. Свое происхождение возводит к апостолам Фаддею и Варфоломею, ближайшим ученикам Христа, проповедовавшим в этом регионе. В 314 году христианство объявлено государственной религией Армянского царства. В 506 году официально принят постулат о наличии у Христа единой природы (то есть человеческая природа Христа является частью единой природы Бога, тогда как в православии постулируется, что в Христе сходятся две природы — божественная и человеческая). Это ознаменовало раскол с Константинополем и другими православными престолами. |
В октябре 1517 года Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов с резкой критикой современной Католической церкви (в частности, практики торговли церковными индульгенциями, то есть освобождения от наказания за грехи), что послужило началом Реформации и раскола западного христианства. Современные лютеране предпочитают называться евангеликами, а церковь — Евангелической. Именование сторонников Лютера лютеранами закрепилось лишь в середине XVII века, после Тридцатилетней войны. |
Англиканская церковь — одна из протестантских церквей, возникшая в Англии в результате Реформации. Зародилась в 1534 году, когда парламент законодательно отделил Английскую церковь от Рима. Особую роль в создании сыграл король Генрих VIII, разорвавший связи с папством, чтобы аннулировать свой брак и жениться второй раз. Считается, что англиканство представляет собой «средний путь» между протестантизмом и католичеством, совмещая в себе элементы того и другого. |
Число адептов | Совокупное число православных в мире насчитывает около 220 миллионов человек. |
Самая многочисленная христианская церковь. На конец 2014 года в мире насчитывается около 1,3 миллиарда католиков. |
В настоящее время количество сторонников составляет около 4 миллионов человек. |
Число протестантов лютеранского исповедания составляет 74 миллиона, то есть менее 10 % от общего числа протестантов всех деноминаций (около 800 миллионов человек). |
В мире насчитывается около 85 миллионов сторонников англиканства различных традиций. |
Вероучение | В православии исповедуется догмат о творении мира и человека по образу Божьему; о Троице — об Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении Иисуса Христа и искуплении мира; о Церкви и о втором пришествии. |
В католичестве исповедуется догмат о творении мира и человека по образу Божьему; о Троице — об Отце, Сыне и Святом Духе (с дополнением об исхождении Духа «и от Сына» — филиокве); о Боговоплощении Иисуса Христа и искуплении мира; о Церкви и о втором пришествии. В XIX–XX веках были добавлены догматы о непогрешимости римского папы, о непорочном зачатии Девы Марии и ее телесном вознесении. |
Исповедуется догмат о творении мира и человека по образу Божьему; о Троице — об Отце, Сыне и Святом Духе; о Боговоплощении Иисуса Христа и искуплении мира; о Церкви и о втором пришествии. Особенность вероучения заключается в учении о Христе, а именно о его единой природе (то есть человеческая природа Христа является частью единой природы Бога) — в противоположность православному исповеданию о двух природах, соединенных в одном лице. |
Реформация, и лютеранство в частности, основывается на пяти главных пунктах: 1) Sola scriptura (лат. «лишь Писание») — Библия есть единственный источник вероучения; 2) Sola fide («одной верой») — спасение осуществляется только по вере; 3) Sola gratia («одной благодатью») — спасение дается лишь Божьей благодатью, однако в земных делах признается свобода и ответственность, так что лютеране не принимают учение Жана Кальвина о предопределении; 4) Иисус — единственный Спаситель; 5) поклонение воздается одному лишь Богу. Лютеране исповедуют также веру в Святую Троицу, в Боговоплощение. |
В англиканстве исповедуется догмат о Троице с католическим добавлением об исхождении Святого Духа «и от Сына» (филиокве). С православием учение совпадает в догмате о творении мира и человека, в учении о Боговоплощении Христа и искуплении мира, о Церкви и о втором пришествии. Разделяется также протестантская доктрина о спасении одной лишь верой (Sola fide). |
Административное устройство | Девять самостоятельных патриархатов: Константинополь, Александрия, Антиохия, Иерусалим, Россия, Сербия, Румыния, Болгария и Грузия, — а также ряд самостоятельных церквей и автокефалий. Подлинный глава Церкви — Господь Иисус Христос. Высший орган церковного управления — Собор епископов; клира и мирян — Вселенский или Поместный собор. Наивысшим авторитетом обладают решения семи Вселенских соборов первого тысячелетия (с 325 по 787 год). |
Принципиально монархическое устройство с папой во главе как наместником Христа на земле и преемником апостола Петра. Римский папа обладает особыми, хотя и не исключительными полномочиями в делах вероучения и церковного управления. Важным органом церковного управления является также церковный Собор, хотя его постановления окончательно утверждаются именно папой. В Римско-католической церкви признаются решения 21 вселенского собора (последний, II Ватиканский, проходил с 1962 по 1965 год). |
Ныне существует два католикосата (ср. патриархат) в Эчмиадзине (Армения) и в Ливане, окормляющих армян по всему миру. Тот и другой возглавляются католикосом, между ними существует лишь первенство чести (то есть иерархическое равенство, при котором преимущество имеет глава более обширной и изначальной общины). Католикос всех армян считается преемником святого Григория Просветителя Армении (ок. 252–326). Существуют также четыре автономных патриархата с подчинением католикосу всех армян, окормляющих армянскую паству на Ближнем Востоке. |
Ныне в лютеранстве существует несколько крупных церковных образований: Всемирная лютеранская федерация (центр в Женеве), Международный лютеранский совет, Евангелическая церковь Германии и другие. Крупнейшее образование представляет собой Церковь Швеции. Наблюдается большое разнообразие традиций и деноминаций: от наиболее либеральных до наиболее консервативных. |
Верховной главой Церкви является английский король, который назначает архиепископов, епископов и настоятелей соборов. Ряд епископов входят в верхнюю палату английского парламента. Церковь возглавляется епископом, однако единой Англиканской церкви не существует. Англикане по всему миру объединяются в международном Англиканском сообществе, притом что многие региональные церкви сохраняют самостоятельность, как, например, англиканские конгрегации в США и Канаде. |
Внутренняя структура | Иерархия духовенства состоит из трех ступеней: епископат (управляющие, включая митрополитов и патриархов), пресвитеры (священство, непосредственно совершающее главные церковные таинства), диаконы (помогающие священству). Миряне также являются важной частью церкви как народа Божьего. Особое положение сохраняется за монашеством. С византийских времен (IV–V века) занятие высшей ступени иерархии возможно лишь после монашеского пострига, исключение составляют лишь овдовевшие священники. |
Иерархию из трех основных ступеней (диаконат — священство — епископат) возглавляет римский папа, избираемый особой группой епископов (конклав кардиналов). Важную роль играет монашество. С конца XIX века роль мирян постоянно усиливается (активность в проповеди христианства, организации специальных мирянских объединений по образцу монашеских орденов и так далее). |
Иерархия состоит из трех ступеней: диакон, пресвитер, епископ. Иерархически католикос является епископом, но при его возведении на престол проходит особое таинство помазания от 12 епископов. |
Принцип иерархии в лютеранстве упразднен. Формы церковного служения носят функциональный, а не мистический или сакраментальный характер. Существуют такие призвания: диакон, пастор, катехет (наставник новых членов), суперинтендент (ср. епископ в католицизме и православии). |
Принцип иерархии упразднен. Существует две традиции: «высокая церковь», в которой отстаиваются традиционные формы благочестия (архитектура, музыка, облачения, чинопоследования), и «низкая церковь», в которой уменьшено значение внешнего благочестия и роли духовенства в пользу внутреннего благоговения и усиленного чтения Писания. |
Духовенство | Служение духовенства — совершение таинств, проповедь и попечение о пастве — выполняет как белое (женатое) священство, так и черное (монашествующие священники и епископат). Возведение в диаконы и священники неженатого ставленника возможно лишь как исключение. |
Средневековым наследием католичества является целибат (неженатое диаконство и священство). Женатое духовенство существует лишь в униональных церквях — общинах, находящихся под юрисдикцией Рима, но сохраняющих местные православные традиции (в частности, в Восточной Европе). |
Как и в православии, диакон сослужит при таинствах, но не совершает их; священник совершает таинства, пребывая в подчинении у епископа; епископ не только совершает таинства, но и имеет власть через рукоположение передавать другим дар священства. Священники бывают как женатые (обязательство состоять в браке не менее года до рукоположения и иметь к этому моменту хотя бы одного сына), так и неженатые (монашествующие). Особое положение имеет вардапет — духовное лицо, обладающее учительским авторитетом ученого-богослова. |
Пасторы отличаются от мирян лишь как проповедники. Вопрос женского священства решается по-разному в различных лютеранских объединениях в зависимости от степени консервативности. Процесс принятия священства не таинство, а просто торжественное провозглашение. |
Возведение в сан диакона возможно начиная с 23 лет; срок служения составляет один год. В пресвитеры возводятся достойные кандидаты через особый обряд посвящения после 24 лет: ставленник в письменной форме дает согласие с основными вероучительными документами, а также приносит клятву верности монарху и канонического послушания своему епископу. Служение пресвитера заключается в совершении таинств, проповеди и духовном попечении о пастве. Поставление в епископы возможно по достижении 30 лет. Клирики всех трех ступеней иерархии могут вступать в брак и до, и после посвящения в сан. В последние десятилетия в англиканстве возможно посвящение женщин в первые две ступени. |
Канонические тексты | Священное Писание Ветхого (39 книг) и Нового (27 книг) Заветов, никео-царьградский Символ веры, постановления семи вселенских соборов, а также других поместных соборов с IV по XX век. |
Священное Писание Ветхого (39 книг) и Нового Заветов (27 книг), три Символа веры: никео-царьградский, апостольский (по преданию, составленный апостолами), афанасьевский (последний является скорее комментарием к первому), постановления семи вселенских соборов. Обобщение вероучения содержится в «Катехизисе католической церкви» (1992). |
Священное Писание Ветхого (39 книг) и Нового Заветов (27 книг), признаются постановления первых трех Вселенских соборов. Три редакции древнего Символа веры: краткий, средний и пространный (афанасьевский, никео-царьградский и Символ из требника о природах Христа; отличие от православных и католиков лишь в третьем). |
66 книг Ветхого Завета и Нового Завета; Книга Согласия (1580 год), представляющая собой сборник вероучительных книг лютеранства; в различных лютеранских объединениях в качестве авторитетных признаются следующие тексты: апостольский Символ веры, никео-царьградский Символ веры, Малый катехизис (Лютера) и другие документы. |
66 книг Ветхого и Нового Заветов («в Писании содержится всё необходимое для спасения»); Книга общих молитв и «39 статей» — принятые в англиканстве авторитетные тексты доктринального и ритуального характера. Высоко ценятся постановления первых четырех вселенских соборов, древние символы веры; как и у католиков и православных, ценятся учения Отцов Церкви (Афанасия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, Августина и Григория Двоеслова). |
Монашество | Преимущественно общежительное, то есть общинное монашество. Известна особая православная монашеская «республика» на Афоне, объединяющая около 20 монастырей на полуострове, закрытом от посещения женщинами. В православии существуют традиции особого духовного монашеского руководства — старчества. |
Распространено более пятидесяти монашеских орденов; их уставы гораздо более разнообразны и многочисленны, чем в православном монашестве. |
Монашество появляется в Армении с V–VI веков преимущественно в общежительной, общинной форме. |
Категорически отрицается. Лютер первоначально был монахом августинского ордена, однако после разрыва с Римом отказался от обетов, резко осудил институт монашества и женился. |
В англиканстве существуют монашеские ордена, сохраняющие западные монашеские традиции. |
Отношение к инакомыслию | В древности были выработаны различные меры воздействия на инакомыслящих в зависимости от меры удаления от истины: анафема для ереси, запрет на совершение таинств для представителей духовенства или исторжение из сана, отлучение от участия в таинствах для мирян. |
С 1215 года инакомыслием занимался специальный орган — инквизиция, расцвет которой приходится на XVI–XVII века, когда был введен «индекс запрещенных книг» и широко применялись пытки и казни. Инквизиция окончательно упразднена в 1908 году и заменена Конгрегацией вероучения с функциями, ограниченными выяснением вопросов веры и морали. |
Отношение к другим христианам характеризуется терпимостью, если ими соблюдаются главные догматы христианства: учение о Троице, о Боговоплощении и об искуплении. |
Современные принципы лютеранства характеризуются благожелательным отношением к представителям других христианских конфессий по формуле протестантского богослова Руперта Мельдения (XVI век): «В насущном — единство, в не необходимом — свобода, в том и другом — любовь». |
Нормативный документ «39 статей» содержит ряд устаревших положений против, в частности, католического учения о чистилище и индульгенциях, а также положения о необходимости созыва церковных соборов для борьбы с ересями и радикальными протестантскими сектами. Тем самым англикане проявляют достаточную терпимость по отношению к религиозному инакомыслию. |
Таинства | Семь главных церковных таинств: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние (исповедь), елеосвящение (или соборование), священство и брак. |
Как и в православии: крещение, миропомазание, евхаристия, покаяние (исповедь), елеосвящение (или соборование), священство и брак. |
Признаются шесть главных таинств (за исключением елеосвящения): крещение, миропомазание, евхаристия, исповедь, священство и брак. |
Признаются два основных таинства — крещение и евхаристия (Вечеря Господня). Остальные не подтверждаются текстом Писания и поэтому имеют статус обрядов. Так, практикуются обряды конфирмации, брака, покаяния, помазания больных, отпевания и посвящения в клирики. |
Признаются два основных таинства — крещение и евхаристия (Вечеря Господня). Остальные не подтверждаются текстом Писания и поэтому имеют статус обрядов. Так, практикуются обряды конфирмации, брака, покаяния, помазания больных, отпевания и посвящения в клирики. |
Крещение | Крещение — главное церковное таинство наряду с таинством миропомазания (помазание маслом, или миром, через которое верующий получает благословение и дар Святого Духа), совершающимся сразу после крещения. |
Крещение — главное таинство церковного посвящения, но по достижении первого совершеннолетия (с 14 лет) совершается конфирмация (от лат. confirmatio — «утверждение») или миропомазание — помазание маслом, через которое верующий получает благословение и дар Святого Духа. |
Крещение совершается в младенчестве через горизонтальное погружение (у других конфессий — в вертикальном положении или через обливание), тотчас после совершается миропомазание и причащение — последнее через прикосновение частицей Даров к губам младенца (объясняется неспособностью младенца проглотить частицу причастия). |
Сохранена лишь крещальная формула «Во имя Отца и Сына и Святого Духа», традиционное чинопоследование опущено; миропомазание отсутствует. |
Крещение проводится как во младенчестве в церкви и на дому, так и в зрелом возрасте, чему соответствуют три чина крещения. |
Литургия | Сохраняются традиционные формы литургии, восходящие к византийскому обряду (в древности было известно семь самостоятельных обрядов). Сейчас служатся три типа литургии, составленные разными Отцами Церкви и названные их именами: Иоанна Златоуста (самая частая), Василия Великого (совершается 10 раз в году) и Григория Двоеслова (литургия Преждеосвященных Даров, обычно читается во время Великого поста). Обряд состоит из следующих элементов: проскомидия (приготовление вещества для евхаристии из принесенных вина и хлеба, поминовение живых и усопших), литургия оглашенных (на ней читаются Евангелия и апостольские послания), литургия верных, в ходе которой совершается причащение Тела и Крови Христовых. |
В разное время существовало около десяти литургических обрядов. В настоящее время сохранилось пять; самый распространенный — римский (латинский). После II Ватиканского, последнего, собора (1962–1965) была введена новая версия обряда, и лишь с 2007 года была допущена возможность совершения таинства по старому чину. Общая структура при этом остается неизменной: приготовление, литургия слова, литургия благодарения, причащение. |
Армянский обряд состоит из трех частей: приготовления, литургии оглашенных и литургии верных. Евхаристический хлеб выпекается утром в день совершения таинства самим служащим священником. |
Структура богослужения упрощена и восходит по своей форме к древним образцам. Основные части — литургия приготовления (исповедь, прославление), литургия слова (проповедь, чтение Писания), евхаристическая литургия (причащение). |
В литургической практике наблюдается большое разнообразие, но евхаристии всегда отводится центральное место. Состав евхаристии: приготовление, молитвы освящения, молитвы приношения Даров и призывание Святого Духа; затем следует причастие.
|
Причастие | Во время таинства евхаристии (греч. «благодарение») происходит преложение хлеба и вина в Тело и Кровь, которые вкушают верные и тем самым причащаются (приобщаются) к Спасителю. Клирики причащаются отдельно от мирян, в алтаре. |
Долгое время миряне причащались только гостией (другое название — «облатка») — пресным евхаристическим хлебом, то есть только Тела (считается, что Христос реально присутствует под каждым видом в каждой частице Святых Даров); клирики — Тела и Крови. Неприятие такой практики частью прихожан породило в Средние века несколько реформистских движений. После II Ватиканского собора (1962–1965) возможно причащение Тела и Крови и для мирян. |
Исключительную особенность составляет использование в евхаристии неразбавленного вина, а также пресного хлеба, что нехарактерно для восточных христианских традиций. |
В евхаристии подчеркивается лишь моральный аспект, а не таинственный, эсхатологический и мистический: во время причастия верующие укрепляются в своей вере. Все участники таинства причащаются хлебом и вином. |
Причастие принимается под обоими видами — и Тела, и Крови. |
Язык богослужения | В традициях русского православия сохраняется богослужебное использование славянского языка, многократно приспособленного с течением времени к актуальной языковой реальности общины. В славянских поместных церквях также используется церковнославянский язык. |
До II Ватиканского собора (1962–1965) повсеместно использовался латинский язык, после — национальные языки, причем до 2007 года литургическое использование латыни не поощрялось. |
С V века используется армянский язык; прежде использовались греческий и сирийский. |
Одним из принципов реформы Лютера был переход на национальные языки — перевод Писания и богослужения, в чем сам Лютер принял непосредственное участие. Его перевод Ветхого и Нового Заветов на немецкий язык до сих пор имеет нормативное церковное значение, а также большую ценность для истории немецкого литературного языка. |
Тексты Писания, проповедь и таинства читаются и совершаются на английском языке, что с самого начала было одним из принципов англиканства. |
Почитание святых | Самые почитаемые: Богородица, Иоанн Предтеча, Петр и Павел, святитель Николай, вселенские учителя и святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, великомученики Георгий Победоносец и Пантелеимон; в России особо почитаются преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский. |
Самые почитаемые: Дева Мария, Иосиф Обручник, Иоанн Креститель, Петр и Павел, святитель Николай, Василий Великий и Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, преподобный Антоний Великий, блаженный Августин, Фома Аквинский. |
Самые почитаемые — Богородица, Иоанн Предтеча, 13 апостолов (включая Матфия и Павла), Григорий Просветитель, Григор Нарекаци. |
В лютеранстве нет почитания святых, однако многие христианские деятели обладают особым авторитетом: апостол Павел, Августин, Лютер и другие. |
Святых не так много, как в католичестве или православии, поскольку традиция почитания древних и средневековых святых в основном утрачена: Иоанн Креститель, архангел Михаил, святые апостолы и евангелисты, библейские и небиблейские святые, а также неканонизированные подвижники веры. |
Главные праздники | Главные: Пасха (Воскресение Христово); 12 праздников, посвященных событиям земной жизни Христа и Богородицы (двунадесятых), и еще пять великих праздников — Покров Пресвятой Богородицы (в Русской церкви), Обрезание Господне, Рождество Иоанна Предтечи, День святых апостолов Петра и Павла, Усекновение главы Иоанна Предтечи. Средние и малые праздники — это дни памяти отдельных святых, праздники поместных церквей. Каждый воскресный день празднуется как малая Пасха. |
Своя иерархия праздников, каждая из ступеней имеет свои особенности чинопоследования: торжество с восемью днями празднования — Рождество и Пасха; торжество — наиболее важные праздники года (например, Благовещение или рождество Иоанна Крестителя); праздник (например, Обращение апостола Павла или дни особо почитаемых святых); память — обязательные или необязательные воспоминания святых или событий. |
Главные праздники — Богоявление (Рождество и Крещение), Пасха, Преображение Господне, Успение Пресвятой Богородицы и Воздвижение Креста Господня (называются также праздниками шатров в связи с обычаем разбивать в эти дни шатры). |
Лютеране празднуют основные христианские праздники, имеющие непосредственное подтверждение в Писании: Рождество, Богоявление, Сретение, Благовещение, Пасху, Троицу, — а также собственно протестантские праздники: День Реформации (31 октября) и другие. |
Среди великих праздников — Рождество Христово, Богоявление, Сретение, Обрезание Господне, Благовещение, Обращение святого Павла, дни памяти апостолов и евангелистов, святого Стефана, Иоанна Крестителя, архангела Михаила и всех ангелов, вифлеемских младенцев и всех святых, а также все воскресенья, в том числе Пасха и Троица (как праздники, имеющие особое значение). |
Календарь | В различных поместных церквях используется как григорианский (новый стиль), так и юлианский календарь (старый стиль). |
С 1582 года введен григорианский календарь (новый стиль). |
В основном с 1924 года используется григорианский календарь. Рождество вместе с Крещением празднуется 6 января и называется Богоявлением. |
Используется новый стиль (григорианский календарь). Церковный год начинается с первого воскресенья Адвента (предрождественское время) и заканчивается днем поминовения усопших. Год делится на три цикла, связанных с главными праздниками: Рождеством, Пасхой и Троицей. |
Действует григорианский календарь. Церковный год начинается с первого Адвента (предрождественское время). |
Пост | Четыре больших поста в году — Рождественский, Великий, Петров и Успенский; постные среда и пятница (воспоминание о предательстве Учителя и дне Его распятия); постные предпразднства — сочельники Рождественский и Крещенский; отдельные постные дни памяти особо почитаемых святых (Усекновение главы Иоанна Предтечи). Также евхаристический пост (до трех дней), предшествующий участию в таинстве евхаристии. |
Два больших поста в году: Рождественский и Великий. Евхаристический пост (перед принятием причастия) постоянно сокращался, в настоящее время составляет не менее одного часа. |
Великий пост длится 48 дней; наряду с ним — еще десять постных недель в году, по неделе на каждый месяц. Соблюдается также особый пятидневный пост до Великого поста. |
Пост как форма аскетизма не имеет какой-либо самостоятельной ценности в лютеранстве в полном согласии с формулой «спасение одной верой» (Sola fide), однако лютеране практикуют пост перед Пасхой, так называемое страстное время (40 дней) в память cтрастей Христовых и сорока лет Израиля в пустыне. |
Соблюдается евхаристический пост с полуночи накануне причастия, хотя несоблюдение поста не является поводом для недопущения к таинству. |
Религиозное искусство | В православии существует традиция иконопочитания, то есть религиозного почитания изображений священного: Спасителя, святых, священных символов. Почитая икону, верующий вступает в общение с изображенным на ней лицом. Другие виды церковного искусства — монументальная живопись, архитектура, церковное пение (в настоящее время без использования музыкальных инструментов). |
В католичестве существует традиция почитания икон и священных изображений (скульптура, витражи, рельефы и т. п.). Стили церковного искусства католицизма составляют эпохи истории искусств: романика, готика, ренессанс, барокко. |
Существует традиция почитания икон. Архитектура и другие церковные искусства на протяжении многих столетий находились под гнетом политических обстоятельств, и поэтому сохранились лишь немногие памятники. |
В протестантизме и лютеранстве созданы высокие образцы религиозного искусства. В живописи — творчество Рембрандта, в музыке — произведения Баха. |
Почитание мощей, икон и статуй святых не подтверждается Писанием и потому не имеет значения. Впрочем, ограниченное почитание святых и использование икон существует в «высокой церкви». |
Загробная жизнь | Присутствуют представления (не возведенные в догмат) о первых днях после смерти (до 40-го дня) и мытарствах; развернутая традиция поминовения и молитвы за умерших: православные верят в возможность облегчения мук грешников по молитвам Церкви. |
В Средние века оформилось католическое учение о чистилище — посмертном этапе очищения грешников, умерших в мире с Богом, очистительным огнем. Их конечное спасение — дело времени, а также той или иной продолжительности и интенсивности поминовения. |
Кроме ежедневных заупокойных молитв особое поминовение совершается в последний четверг перед Великим постом, а также на второй день праздников Пасхи, Преображения, Успения и Воздвижения Креста. По молитвам Церкви мучения грешников и их посмертное состояние могут измениться. |
Существует особый день поминовения усопших (празднуется в одно из предрождественских воскресений) — Воскресенье вечности. |
Наличествуют представления о загробной жизни, но без доктрины о чистилище; существуют практики поминовения умерших. |
Еще на тему