Неделю уже живу на рыбоострове. Последнее время рядом часто крутилась уштуг, в основном с расспросами про машину. Долго допытывалась, что я буду с ней делать, если та прекратит двигаться. Еле смог объяснить, что это дело поправимое, починить смогу, я все таки кутухта в этом плане, с образованием. Благо есть чем, это предусмотренный случай, детали имеются.
Местным явно не нравится, что среди них изгой бродит, вроде и не гонят ее открыто, но косятся, иногда шипят что-то вслед. Ну хоть ко мне претензий нет, и то хорошо.
Весь этот интерес к технике в итоге вылился в историю, которая мне все та же мошенница рассказала. Что, мол, есть на свете некая Атай-уугеш, солнцеголовая, владелец лодки-птицы. В этот момент я сплоховал и проявил недюжий интерес, заметив который ворюга явно обрадовалась и закончила эту легенду уже без подробностей. Захихикала своим "сь-сь-сь" и ретировалась. Теперь думаю, кого другого расспросить? Или не стоит в это лезть... Недоброе ощущение.
Расспрашивал в городе про легенду о солнцеголовой женщине. По итогу попал в какую-то старую хату, где жила семья, занимающаяся ткачеством ковров. Человек десять, все занимаются одним делом, причем ковры по большей части не декоративные, как мне объяснили: на каждом вышиты исторические события, если полотно стало портиться, то ковер делали заново, сохраняя рисунок. Каждый член семьи, от мала до велика, знают все сюжеты. Краем глаза, пока доставали нужный, заглянул в каморку для таких полотен, их там, наверное, штук двести.
Легенда сама не то чтобы меня сильно заинтересовала, много приукрашивания, вся история просто интерпретация самолета от человека с магическим мышлением. Ну я так думаю, что самолета. Все таки откуда-то у них были записи на английском. Названное мной имя автора - Хэзер Одден, - для рассказывавшей эту легенду старушки ничего не говорило. У них она, навсегда в истории осталась как Атай-уугеш. Что меня взволновало сильнее так это то, что судя по истории персонаж этот все еще живет в некоем храме, на другой стороне гор. Никто, правда, не взялся меня туда проводить, хотя я полдня наверное потратил, разговаривая с паромщиками и рыбаками. Отвечают, дюже далеко. Дела у всех, за такой поход мне отплатить попросту нечем.
Местные жители завели речь про свадебный праздник, что-то типа завершающего дня у всего этого похода инициации, который я сопровождал аж с Монголии. Ну, думаю, хорошо! Больше материала, поснимаем, сфотографируем, хотя тут на самом деле работы и без праздников, трех лет не хватит, куда там. Но все равно отнесся с энтузиазмом.
Действительно, по городку бродят парочки, какие-то подарки парни дарят девчонкам своим, приятное зрелище, улыбаются все. Потом, как все закончится, рыба-кит вдоль берега двинет, а новые ячейки общества в свои дома на плотах будут возвращаться постепенно, город священный опустеет заметно.
Вот только приметил деталь, мужчина если дарит что-то на свадебный праздник, это обязательно красное, платок там, шапка, ножны, кафтан. Или бусы... Вспомнилось сразу, как они шарахались вначале от всего красного, когда я бусами торговал. Неужто даже у простого незнакомца такую вещь взять, это уже какого-то рода согласие? Ух, не дай бог. Уштугша эта, чтоб остальных разозлить, помню хватанула красных бус охапку у меня. Лишь бы только обязательств каких не предъявили по этому поводу! Черт его знает, как местные дамы на отказ реагируют, мечи у них явно не для красоты ведь. Надеюсь, не из-за этого изгнанница рядом трется последнее время. Мда.
Как я и боялся, подлетела все таки уштуг ко мне перед праздником, с этими самыми красными бусами. Так и так, говорит, бусы давал, должен мне свадебный обряд. И чего, думаю, надо бабе? У меня ни ушей огромных, ни мечей нету, ни зайца ездового. Машина что-ли понравилась моя? Так она даже не моя. И вообще, я через три года планировал отсюда убраться.
Начал это все объяснять, а вороватой морде вся затея только больше нравиться стала. Объяснила как могла тонкости общественного строя у чебурашек. Уштуги, то бишь изгои и бандиты, могут на возвращение в нормальный социум рассчитывать лишь в случае свадьбы с кем-то, кто себя не запятнал еще нехорошими делами. Мол, за него тогда отвечать супруг будет. Раз я кутухтой признан, то в какой-то мере частью их общества являюсь, полезность свою доказал, пусть и всего раз.
А то что свалить я отсюда хочу, так мне новая женушка даже поможет побыстрее это сделать. Обещала, что отведет к кутухте, та меня обратно проводит, даже раньше срока. А сама уже нормального мужа искать будет. Тут я задумался на самом деле.
Взвесил я все за и против. Что мне эта фиктивная жена из аборигенов в каком-то параллельном мире? К себе бы вернуться побыстрее, диссертаций и докладов наделать, премия будет такая, что можно будет себе ни в чем не отказывать. До конца жизни потом по новостным каналам с интервью буду таскаться да лекции давать. Сюда даже не вернусь уже, пусть младшие научные сотрудники шастают, а не светила вроде меня. Если бы мог, то вообще хоть завтра уже вернулся на родину. На новое насмотрелся, пора и другим рассказать.
Даже если обманет насчет кутухты, уж я в долгу не останусь, с меня она точно ничего больше не получит. Но помощь бы и правда не помешала, у местных порой не добьешься внятного ответа где кто находится. А уж чтобы проводить куда, так у всех дела.
Сам ритуал простой довольно оказался: церемония, где идут себе под деревянными арками байтырку попарно, их шаманы каким-то дымком окуривают. Шепчут что-то, кажись наставления или пожелания какие, только вот меня как увидел шаман, то аж поперхнулся слегка. Как до конца дошли, до головы кита, то и разошлись кто куда.
Уштугша сильно обозлилась, когда ее по старому позже позвал - имя, говорит, вернулось, уштуг это оскорбление теперь для нее, зови Уюйти. Ну пусть так, не самое труднопроизносимое. Свое не стал настоящее называть, мало ли, найдет еще потом по документам.
Уштуг, дальше Уюйти, почти сразу после церемонии ушла, наверное уже пару дней ее не видел. Сказала, что за кутухтой пойдет, ну лишь бы не обманула. Даже если не будет возвращаться, тоже не сильно ужасно. Немного обидно будет, не более.
Спускался по боку чудо-рыбы к машине, хотел попробовать заняться исследованием подводного народца, пока время есть. А то чего еще припишут кому другому их открытие, у меня то даже фотографий нет пока. Кит в тени горы плыл, и чувствую: солнце выглянуло, но оно тут не перемещается же... Посмотрел откуда свет идет - с блестящего бока пирамиды. Которая плывет в воздухе между вершинами гор.
Пока спускался, постоянно смотрел на пирамиду, как она беззвучно двигалась задевая облака. Мне все казалось, что у меня галлюцинации наверное. Мало ли, что в местной атмосфере? Ну а вдруг какой-то галлюциноген медленно накапливался в организме? Ну не может же она там бесшумно так лететь?
Как спустился, то еще сильнее подозрения закрались, вокруг местные ходят по своим делам и пирамида их ничуть не интересует. Спросил у одного - видит он ее вообще? Тот покивал да дальше чешую с рыбы чистит.
Ну я что? Сделал фотографию, постоял еще, поглазел. Улетела.
День двадцать девятый. Трудно считать время, но я немного помудрил с часами в машине, чтобы лучше следить. Сегодня удалось наконец-то заснять устайху - подводный народец, - когда они приплывали на очередной обмен. Довольно приветливые, хотя, как мне объяснили, это молодняк. Старшие реже поднимаются к поверхности воды и, по рассказам, там настоящие бочки в плане телосложения, да и характер у них потяжелее.
Про то, что я кутухта, они уже знали. Много общаются с рыбаками, происходящее в городе и гости любые, все им интересно. На каждый мой вопрос задавали три своих: откуда я, что умею, где был и что видел. Язык байтырский они знают, только голоса более скрипучие и гласные тянут дольше. А вот под водой иная коммуникация, там система жестов и звуки немного другие, как минимум из того, что я сам заметил.
По строению не поймешь, откуда они такие произошли, то ли от человека, который в воде сидел много, то ли от амфибии какой-то другой. Я не антрополог профильный, но выглядят странно.
Со дна моря устайху таскают руду, причем с разными примесями, не только железо. Там и серебро, и золото есть, и даже никель. Чебурашки им отдают инструменты всякие и отмоченные в какой-то коре водоросли, которые после обработки перестают гнить в воде, становятся как веревки. Про совместные ритуалы или сборища у двух народцев выяснить пока ничего не удалось. Совсем разные верования?
Поставлю рядом с Понедельником Стругацких в тканевом переплёте и иллбстрациями Лемехова
Это при том что я противник любых пылесборников