Какого цвета «СИНИ ОЧИ»?
Вопрос не такой уж и тривиальный, если речь идет не о нашем времени, а скажем, на десяток веков раньше. Вот например, древний отрывок, в котором автор живописует последствия пьянства: «Кому горе, кому молва, кому судове, кому горести и свары, кому сокрушения, кому сини очи» (Пр.23:29). «Ну и что, – ответит проницательный читатель, – вряд ли, конечно, здесь восхищаются красивым глубоким цветом глаз. Может, речь идет о синяках, которые пьяница заработал своим аморальным поведением. Известно же, что слово «синяк» происходит от «синий». И неслучайно алкашей как раз синяками зовут. Что-то в этом есть…
Что-то, конечно, есть, да вот, боюсь, эта версия рассыпается под весом фактов. Давайте посмотрим на современный перевод того же предложения: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? У кого багровые глаза?». Опаньки! Синий цвет внезапно превратился в багровый! Со смысловой стороны стало гораздо понятнее. Но отчего такие скачки? Может быть, древний автор просто неправильно перевёл? Или наоборот, современный подогнал перевод под понятный ему смысл?
Синий?
Пойдём к источнику. Древнееврейское слово *haklīl, которое используется в этой фразе, обозначает… цвет вина. Вот вроде бы и закрыт вопрос, все знают, какого цвета вино. Так что же, получается, переписчик просто ошибся, когда написал про красные глаза пьяницы, что они синие? Или «синий» по-древнерусски означает «красный»? Надо поискать, где еще упоминается этот цвет. Открываем «Слово о полку Игореве»: «На другой день рано утром кровавые зори рассвет возвещают; черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца, а в них трепещут синие молнии». Да они издеваются! Все знают, что молнии, не синие, а… нуу… это, блестящие такие, сверкающие. Окончательно запутавшись, мы идем в этимологический словарь. Откуда вообще взялось слово «синий» и что, чёрт его дери, оно означает? Этимологические словари сообщают, что слово это очень древнее, и родственно оно корням со значением «тёмный» и, внезапно, «блестящий, сверкающий». То есть, буквально, «синий» и «сиять» имеют одно происхождение. Если внимательно приглядеться к старинным употреблениям слова «синий», то так и выходит: оно используется для обозначения цветов спектра от холодного зелёного до пурпурного. Лучше всего богатство значения, конечно, передают оттенки синяка, но встречаются и «синее вино», и «синяя мгла», и «синее море» (которое обычно зеленоватое), и те же «сини очи»… А еще «синие молнии и синяя луна», которые на самом деле сияют в тёмном небе…
Синий??
А как насчет других древних языков? Может это только наши предки не торопились различать оттенки? То самое древнееврейское слово *haklīl, которое, как мы выяснили, вроде как обозначает винно-красный, встречается в другом месте Ветхого завета: «блестящи очи от вина, и белы зубы от молока (Быт 49: 12). Та-дааам! Оно использовано здесь именно в значении «блестящий», что и подтверждается греческими переводами. Кстати, о греках… У Гомера вроде где-то встречался похожий алкогольный эпитет? И точно, в «Илиаде» мы читаем:
Остров есть Крит посреди виноцветного моря, прекрасный,
Тучный, отвсюду объятый водами, людьми изобильный.
И снова непонятки с этим цветом вина, который, как мы уже выяснили, должен быть либо красным, либо блестящим – а тут внезапно оказывается сине-зеленым цветом моря! И так и этак крутили исследователи, пытались то в вине найти оттенки синего, то в закатном море – красного. Но этот загадочный цвет постоянно то обнаруживал признаки разнообразных тёмных оттенков от багрово-красного до сине-зеленого или даже просто чёрного – то обозначал сияние и блеск. В.В. Колесов в своей книге «История русского языка в рассказах» упоминает рукописи 11-12 веков, в которых с одной стороны говорится о чернокожих, что это люди «сини яко сажа», а с другой – о седобородом старце, который «выходит синеюща власы своими». В конце концов сложилось две основных версии.
Первая – что под «синим» подразумевается довольно много смежных оттенков, не относящихся к красному, оранжевому и тёплому зелёному цветам. Под него подходят и налитые кровью глаза пьянчуги, и море, и цвет вина, и кожа негра. Но не очень подходят молнии, седина и всё прочее сверкающее.
Вторая – что синий это вообще не цвет, а указание на яркость и блеск любого тёмного оттенка. Тот же Колесов, выдвинув эту идею, рассказывает об одной бабушке из глухого села, которая две пары одинаково чёрных сапог называла чёрными и синими. Синими соответственно оказались резиновые сапожки отражающие солнечный свет. Но эта версия не учитывает случаи, когда синим называлось что-то очевидно не блестящее как те же мутные налитые кровью глаза пьяницы, с которых началась эта заметка, или цвет радуги. Кстати, в радуге древнерусского человека было четыре цвета: «червлёное, и сине, и зелено, и багряно». Какой цвет подразумевается здесь под «синим»? Кто знает…
Синий???
______________________________________________
Автор: Виолетта Хайдарова
Подробнее
удЖДЛЧК Т'ЬСА-ТНЬЯ К ОЖЕПАК^ЬЩ^ДОу^ С Б О Н С T'FA С ЖТ^ р hEî » г » T / нокнсннен^рлр ио- нклг^ьр/ьпо сжш *гн КЛЛВНМупьНО^СуВ С 'ТЪЬН 0 • Н ну, И Н ОН N £ н^ллоутьт -нирул -гдал Ь N О ГВI • F ^ы^ть е ЛЛ В • "Г TirЛЛ ЬЖ P О Ej)A ТГЪ ААЬСТАЫ'ГрОН±]АКДН посжштнкжьстви-
цвета,восприятие,Истории,Я художник я так вижу,древность,длиннопост,Cat_Cat,vk,интернет