Исламская революция в Иране
От автора: Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы подробно и детально осветить всё происходившее - более того, даже на подробное описание всех её основных событий и участников сегодняшний формат не рассчитан.
Я в первую очередь постараюсь передать дух тех событий - в фотографиях, историях и интересных фактах. Кроме того, мы постараемся ответить на самый главный вопрос - была ли исламская революция неизбежной?
_____________________________________________________________________________________
Пара слов о самом событии для тех, кто совсем не в курсе.
Что такое Исламская революция в Иране? По-сути, это цепь событий, в результате которых прежний правитель Ирана, шах Мохаммед Реза Пехлеви был вынужден покинуть страну, иранская монархия была упразднена, а вместо неё воцарился теократический режим богословов-аятолл во главе с Рухоллой Хомейни.
Причиной революции был застарелый комплекс социально-экономических проблем Ирана, помноженный на не всегда удачные попытки шаха Пехлеви провести вестернизацию своей страны, иногда - "на штыках", игнорируя мнение влиятельных шиитских богословов.
Как правило, точкой невозврата принято считать демонстрации 8-го января 1978-го года в Куме, священном городе шиитов. За день до неё, 7-го января, была опубликована статья, называющая Хомейни иностранным агентом. Статья вызвала крайне болезненную реакцию среди сторонников Имама, и в его вотчине, Куме, начались беспорядки. Несколько протестующих было убито то-ли полицейскими, то-ли сотрудниками САВАК, шахской службы безопасности.
По современным оценкам, в тот день погибло всего пять человек (по меркам Востока - это малая жертва). Безусловно, шах имел массу возможностей буквально "утопить в крови" любые протесты. Однако не делал этого. Почему? Потому что не хотел портить и так не самое лучшее представление о себе основных союзников и администрации Картера. "Эти люди не из Кума", "Эти люди не из Тебриза" - это иностранные агенты, а не наши граждане - так было принято говорить в Иране в то время о протестующих.
Через 40 дней 18-го февраля, демонстрация протеста в память о погибших в Куме превратилась в массовые беспорядки. Протестующие захватили контроль над городом - вернуть его удалось только после вмешательства армии. В итоге, погибло ещё 13 человек, больше сотни ранено, и больше 600 - арестовано.
Хомейни тогда заявил: "Бессердечные убийства в Куме сподвигли жителей Тебриза на восстание против тирании. А резня, устроенная в Тебризе, шокировала иранцев и мировое сообщество. Иранская нация стоит на пороге взрыва, который дан нам самим Всемогущим Аллахом". Фактически, так и было - каждая новая акция жестоко подавлялась - и приводила к следующей. Снова и снова. Вскоре после Тебриза взорвался Тегеран, начались акции протеста в других городах. Мировые СМИ поддерживали митингующих и обвиняли шаха в чрезмерном применении силы.
В августе в стране было введено военное положение. Это не помогло - на следующий день началась грандиозная акция протеста в Тегеране. Она снова была жестоко подавлена - в ответ началась всеиранская забастовка.
2-го декабря на улицы Тегерана вышли 2 миллиона человек с требованием отставки Шаха. Это было уже лишь вопросом времени - никакие репрессии не могли остановить революцию, подогреваемую шиитским духовенством.
16 января 1979-го года, чуть более чем через год после начала протестов, Мохаммед Реза Пехлеви сбежал из страны. Аятолла прибыл в Тегеран, где его встретили как победителя.
Для того, чтобы продолжать разговор об Исламской революции, сначала стоит немного рассказать о той стране, в которой она произошла - просто потому, что вряд ли подобные события были возможны где-то ещё.
Иран 70-х годов — страна контрастов. Высокопоставленные израильские лётчики, несколько раз её посещавшие, были шокированы тем, на сколько блеск шахского дворца и первоклассная иранская армия контрастируют с нищетой и отсталостью, стоит только выехать за пределы Тегерана, или любого другого крупного города. Примерно такое впечатление было и у американцев.
В 63-м году шах Пехлеви затеял "Белую революцию", или "народную революцию Шаха", как её называли - быструю, принудительную вестернизацию своей страны. Шах видел свою страну подобием Швейцарии. Проблема была в том, что без западных денег, западных технологий и специалистов, такой рывок был просто невозможен.
Благодаря политике, проводимой Шахом, и притоку нефтедолларов, ВНП на душу нас. увеличился за 1963-78 гг. со 100 до 1521 долларов в год. Скачок выглядит чудовищным, но тут уместно говорить об эффекте малой базы - Иран был весьма промышленно неразвитой страной. Темпы прироста промышленного производства были впечатляющими - 8,8% в год в 1962-68 гг., 11,5% в 1969-72 гг., 26% в 1973-78 гг. Проблема заключалась в том, что промышленность развивалась неравномерно, и откровенно опережала другие сектора экономики - особенно за пределами Тегерана.
К сожалению, всё пошло несколько не по плану. Вместо всеобщего благосостояния, в стране появилась прослойка олигархов и приближенных шаха. Фактически, плодами вестернизации пользовались от 10 до 20 процентов страны - жители крупных городов. Провинция - глухая, темная, и безмерно религиозная - видела лишь вопиющую несправедливость и засилье европейцев. Глубоко верующие мусульмане рассматривали пришедшие вместе с "духом Запада" изменения как своего рода напасть, вирус, поразивший их страну, и стремящийся лишить их многовековых традиций. Разумеется, нашлось немало духовных лидеров, поддержавших народное недовольство.
Шиитские богословы всегда имели очень существенное влияние на иранское общество. Не вдаваясь в теологические детали - они могли (при необходимости) представлять собой очень и очень существенную политическую силу - а главное, они всегда гарантированно имели очень существенную народную поддержку. Политик мог потерять популярность очень легко. В конце концов, его поддержка основывалась на деньгах и связях.
Впервые как политическая сила они показали себя во время знаменитых “табачных протестов” в 1890-м году. Звезды сошлись - тогдашняя династия Коджаров была чудовищно непопулярной в народе из-за чрезмерного иностранного влияния и растущего социального неравенства (забавно, через 89 лет шаха обвинят ровно в этом же). Последней каплей стала передача британцам монополии на производство и продажу табака в Иране - где табачная отрасль давала работу приблизительно 200 000 человек. В конце концов, нашелся великий аятолла по имени Мирза Ширази, который... издал фетву, запрещающую курить. И в Иране перестали курить. Нет, серьёзно - оцените уровень влияния религии на общество - по одному слову (!) шиитского клирика целая страна отказывается от курения. Разумеется, британская монополия тут же стала бессмысленной - и закончилась. Ещё один щелчок пальцев Мирзы Ширази - и вся страна начинает курить обратно. Чудеса …
Кстати, день “антитабачной фетвы” до сих пор отмечают в Иране. Он там что-то вроде символа национального самоуважения.
Впрочем, вскоре британцы вернулись - только теперь они добывали не табак, а нефть. Ситуация была похожей - премьер-министр Ирана Мохаммад Мосаддек объявил (не в одиночку, разумеется) национализацию нефтяной промышленности Ирана. Это вызвало бурю негативных эмоций в США и Англии, которые сначала объявили эмбарго (фактически, Ирану было некуда продавать нефть, что привело к жесточайшему кризису) - и в конце концов при помощи ЦРУ свергли. Сегодня Мосаддек считается национальным героем Ирана, а в начале нулевых Мадлен Олбрайт, тогдашний госсекретарь, даже принесла извинения иранцам.
В общем, события исламской революции не являются чем-то новым - общество, ведомое шиитскими клириками и раньше нередко успешно противостояло официальным властям. Но как так случилось, что они - впервые - пришли к власти?
шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви
Ниже - перевод отрывка из книги израильского журналиста Ронена Бергмана "Тайная война с Ираном" про человека, без которого революция была бы невозможна - аятоллу Рухоллу Хомейни. Кем был исламский богослов, за которым пошли миллионы, который смог (на время) объединить крестьян и профессоров, консерваторов и коммунистов?
Перевод получился несколько тяжёлым для восприятия (я заранее извиняюсь за ошибки) , но достаточно близким к оригиналу.
"… Сейид Рухолла Хомейни был весьма многогранен. Он был далек от простого консерватора, каким его видели многие на Западе. Более внимательный взгляд на его доктрину показывал, что человек, который призывал к возвращению к чистому исламу -был в действительности революционером (или циником, смотря как смотреть), который перекраивал под себя шиитский ислам. Под свои нужды — и свои потребности во власти. Не стесняясь, прогибая его в соответствии с потребностями новой реальности. В доминирующей шиитской традиции есть два типа людей - первый - это превосходящее меньшинство, менее чем дюжина избранных, способных принимать независимые решения и трактовать религиозные директивы своим последователям. На основе их знаний и оказываемого им уважения в шиитских институтах и шиитском обществе, наиболее важными из которых являются школы в Куме в Иране и Наджафе в Ираке. Все остальные являются последователями, которые должны выбрать одного из аятолл и следовать их правилам.
В течении веков, величайшей слабостью шиитского истеблишмента были разделения и личные антипатии между различными аятоллами. Лишь единицам удавалось возвыситься над остальными и объединить широкий круг последователей. Хомейни был одним из немногих таких лидеров, кто преуспел в объединении большинства верных (ему людей) под своим лидерством. Хомейни носил титул Сейида (“Владыки”), использовавшийся только для потомков пророка Мохаммеда. Со времен первого имама Али, власть передавалась от отца к сыну. В 1874-м году, после убийства 11-го имама Хассана аль-Аскари, его сын, а далее - младший ребенок, как говорят, отправился в пещеру в Самарии в 100 километрах севернее Багдада - и с тех пор его никто не видел. Шииты верят, что когда настанет день, утраченный имам вернется снова, как Махди или Мессия. Хомейни пренадлежал к роду Мусави - потомкам седьмого имама Муссы ибн Джафара. После преумножения силы и провозглашения исламской республики, Хомейни удостоверился, что шиитские клирики занимают все действительно значимые позиции в стране. Саид Ахмад, дед Хомейни, обосновался в городе Хомейне, и основал свою небольшую религиозную школу. Он считался несравненным исламским богословом. В 1902-м году, его сын, Мустфа был убит вскоре после того, как родился его сын Рухолла (Хомейни). Тот факт, что ему было нанесено шесть ударов, а его сыну на тот момент было всего шесть месяцев - означало, что его сын был рожден под дурным знаком, призванным принести беды на себя и свою семью. Предубеждение, с которым семья и соседи смотрели на мальчика было столь сильно, что его мать отослала его к дальней тётушке, которая приглядывала за ним, пока ему не исполнилось 16. Будущий революционер, как и всякий порядочный молодой человек в своей семье стал хорошо известным богословом, и редким экспертом в трактовке вопросов веры, однако недостаточно харизматичным и ему недоставало ораторского искусства.
В течение многих лет, он придерживался, как минимум напоказ, консервативного мнения, что религиозные мудрецы в шиитской традиции не правят сами, но выступают советниками правителя. К началу 60-х, однако, во взглядах Хомейни наметилась кардинальная перемена. Программа реформ шаха, анонсированная в 1963-му году, наряду с острой публичной критикой, которой Хомейни подверг эти изменения, сделала его одним из наиболее видных и слышных критиков режима. С этого момента поведение аятоллы полностью изменилось. С одной стороны, он стал говорить просто, вопреки своему прежнему сложному витиеватому стилю - так, чтобы больше людей могло его понимать. Его новый словарный запас ограничивался буквально парой тысяч слов. От частого повторения конкретных фраз, они начали приобретать воистину магическую силу. Во-вторых, он начал представлять свой мир как схватку между добром и злом. Зло должно было быть искоренено и разрушено - это было воплощение долга стороны добра, судей и палачей одновременно. Его последователи среди бедняков находили это привлекательным. Наконец, чтобы подготовить себя к роли, которую он отныне так желал, Хомейни стряхнул свои прежние представления о разделении светской и религиозной власти, которая превалировала в мусульманских империях, и провозгласил, что больше нет нужды в правителе, которому советуют мудрые старцы.
Правление должно перейти в руки самих старцев. Не только монархическое право не было более неприемлемо, но и любой режим, который бы не возглавлялся религиозным авторитетом. Президенты Египта, Сирии, короли Иордании и Саудовской Аравии - все были еретиками, чье правление было нелегитимно. Идеология Хомейни, защищающая верховенство исламских законоведов, представляла большую новизну для шиитов. А его следующая инновация кардинально изменило интерпретацию основного шиитского исторического события, битвы при Кербеле. Тогда Хуссейн, сын имама Али, пытался восстановить власть его семьи над исламом - в итоге он и семнадцать его последователей были убиты в сражении. Годовщина этого события - Ашура - когда ее участники бьют себя до крови.
Иранцы оплакивали смерть Хуссейна сотни лет, рассматривая это как величайшую трагедию. Хомейни же говорил, что они умерли с честью и доблестью, и что их смерть должна быть священной. “Вы должны молиться Аллаху, чтобы Он даровал вам возможность умереть во славу Его” - так проповедовал Хомейни. Отношение Хомейни к вопросу мученичества обуславливалось подготовкой почвы для захвата власти. Он объяснял своим последователям, что величайшей силой государства является власть над жизнями своих граждан. Достаточно убрать эту власть - изменить смерть на желаемое вознаграждение - и государство станет бессильным перед ними.
Следующим шагом Хомейни было дробление наиболее важной традиции шиитской теологии. Он позволил верующим, воодушевленным им, называть его “Имам”. Этот титул сохранялся иранскими шиитами для Али и одиннадцати, что были после него. До неизбежного возвращения исчезнувшего двенадцатого имама, которое, впрочем, не ясно когда должно было случиться, ни один иранский клирик не имел права насить этот титул. Фактически, Хомейни создавал впечатление того, что он и был тем самым пропавшим имамом, который вернулся как Мессия, или Махди.В 1963-м, Хомейни начал открытую компанию против шаха из Кума, святого города иранских шиитов. Вскоре, он был арестован. Не прошло много времени, как начались беспорядке в столице и других городах. Многие умирали с криком “Слава Хомейни!”. После года, проведенного в тюрьме, он был выпущен и помещен под домашний арест в Тегеране перед тем, как вернуться в Кум, где он продолжил проповедовать против режима. Теперь Хомейни сконцентрировался на законах, которые давали военным США дипломатический иммунитет в Иране. Его снова арестовали - и выслали в Турцию. Оттуда он перебрался в священный для шиитов города Наджаф в Ираке. Уроки, которые он вынес из предыдущих событий, помгли ему привлечь ещё больше сторонников - и теперь он всерьёз стал одним из самых могущественных оппонентов Шаха. Несмотря на физическую слабость, 77-летний суровый старец отправился на временное пребывание - в Париж.
В феврале 1979-го года он триумфально вернулся. В аэропорту Тегерана его встречали миллионы людей. Вот так, без всякого оружия, ему удалось победить шестую по силе армию в мире.
В биографии Хомейни, «Дух Аллаха», писатель Амир Тахери описывает аудиокассеты, которые он видел, будто бы с записью проповеди аятоллы. Они звучали так, как будто были записаны САВАК, шахской тайной службой, для того, чтобы представить Хомейни в гротескном и смехотворном свете.
Проповедь в основном была посвящена тайной связи Шаха с «евреями и крестоносцами», с целью уничтожить ислам в Иране. Шах, по словам говорящего, задумал заставить мусульман принять иностранные законы и иностранное правительство заграничных врагов ислама, и представить портет Имама Али, одного из наиболее почитаемых в Исламе святых, с голубыми глазами и белой бородой — так, как будто бы он европейский христианин.
Тахери считал, что эта кассета была записана профессиональным актером, имитировавшим Хомейни, иначе как аятолла мог игнорировать реальные экономические и социальные проблемы Ирана, заигрывая вместо этого с фанатичными массами? Он считал, что шахская секретная служба пытается дискредитировать Хомейни — не мог же аятолла быть столь мелочным?
Но голос на кассете был настоящим. На этой и многих других подобных кассетах, Хомейни рассказывал своим слушателям, что им не просто отказывают в достойной жизни, но что они становятся молчаливыми свидетелями преступлений шаха против Пророка и его потомков. Шах пытался научить «маленького человека», как ему жить — и потерпел неудачу. Аятолла пришел, чтобы научить их умирать. И преуспел.
По оценкам Моссада, в Иран было доставлено больше 600 000 записей проповедей Хомейни. Каждую услышало по меньшей мере десять иранцев — так что как минимум 6 из 36 миллионов иранцев слушало фанатичного проповедника. Он говорил: «презренный шах, еврейский шпион, американская змея, его голову должно сокрушить камнем». «Шах говорит, что он дал людям свободу. Послушай, надутая жаба! Кто ты такой, чтобы давать свободу? Её может дать только Аллах, его закон, и ислам. А ты — кем себя возомнил?».
Хомейни основал первый теократический режим современности, в пятнадцатой по населению стране мира. Он победил шахский истеблишмент, и унаследовал самый большой арсенал современного оружия на Ближнем Востоке. Конечно, распространение его кассет наблюдалось разведслужбой Ирана (САВАК) — глава этой организации предлагал шаху запретить их, но получил отказ. К тому времени администрация Джимми Картера давила на шаха из-за несоблюдения прав человека в Иране, и тот не рискнул ограничивать свободу слова таким образом. Так что кассеты оставались легальными. …"
Протестующий в Тегеране с портретами людей, убитых шахской тайной полицией САВАК.
С САВАК в итоге получилась достаточно сложная история. С одной стороны, она стала настоящим символом шахской диктатуры - просто потому, что на ней и только на ней лежит ответственность за похищения, пытки и убийства огромного количества иранцев. С другой стороны, после прихода к власти Хомейни, значительная часть её руководства ... просто перешла на службу к новой власти. Да, большое количество бывших сотрудников САВАК вынуждено было бежать из страны или было казнено, но многие продолжили работу.
Революция свершилась.
Против шаха Хомейни ухитрился объединить несовместимые силы. Аятолла олицетворял надежду на новый справедливый мир для всех. На то, что наконец закончится тирания ненавистного диктатора. А потому - аятолла победил.
1 февраля 1979 года Хомейни прибыл в Иран. 1 апреля 1979 года в Иране был проведен референдум, по результатам которого страна становилась исламской республикой - "ЗА" проголосовало 20 миллионов граждан. 3 декабря у Ирана появилась новая конституция.
Жизнь в стране не стала проще - любая оппозиция Хомейни жесточайше подавлялась, только вместо САВАК этим занималось новое министерство. От знаменитой шахской спецслужбы оно унаследовало методы работы и множество сотрудников, которые продолжили заниматься тем же, чем и занимались - но под другой вывеской.
Под ударом оказались бывшие союзники - и интеллегенция, и левые исламисты. Последние вскоре перешли в жесточайшую оппозицию режиму - снова.
В мире Исламская революция вызвала скорее негативное отношение к Ирану. Америка и Израиль из двух лучших друзей Ирана превратились в его главных врагов, европейцы были объявлены приспешниками Сатаны и сборищем крестоносцев. СССР - назван "малым Сатаной". Таким образом, Иран лишился практически всех друзей в международной политике.
22 сентября 1980-го года армия Саддама Хуссейна вторглась в Иран. Причин было множество - и давний территориальный спор, и опасения Саддама в том, что революция может перекинуться на шиитское население Ирака.
Принято считать, что шахская армия могла легко разгромить иракцев - вот только вместо выпускников Вест-Пойнта, Сандхёрста и Сен-Сира ей теперь командовали бывшие религиозные фанатики. Впрочем, и иракцы показали себя ужасно - они почти полтора месяца не могли выбить плохо обученное иранское ополчение в Хорремшехре, а взять Абадан так и не смогли.
Иран превратился в страну-изгоя, идущую своим весьма особенным путём. Страну, поддергивающую весьма сомнительные, а иногда - откровенно террористические организации, как Хизбалла или Хамас. Страну, стоящую на грани войны с западным миром.
Этого ли хотел Хомейни неизвестно. Этого ли хотели протестующие, вышедшие на улицы Кума, Тебриза, Тегерана? Вряд ли. Когда эйфория по случаю изгнания шаха спала вместе с розовыми очками - выяснилось, что в стране ничего не изменилось.
Практически ничего.
Автор: Артём Наливайко, 2018 год
Бонус: прекрасные Иранские девушки
Подробнее
i - Шй
1 £ « j' i \ JF bJSyJJIB*F4líP'41 1 К вжшулЛ^ * •—■1 Щ i A /£&&* ^Ш fOfÇ ».^|^ >1 i ^ • %}-^ Щ i W'p * 3u * ímv * ^ " ~2 7%^£гЛ kï Kja >v -• ЗЛ|
70-е,Иран,страны,ислам,религия,длиннопост,История,Cat_Cat,интернет,vk,реактор образовательный
> Фактически, плодами вестернизации пользовались от 10 до 20 процентов страны - жители крупных городов. Провинция - глухая, темная, и безмерно религиозная - видела лишь вопиющую несправедливость и засилье европейцев.
аналогия просто бросается в глаза
а прекрасные иранские девушки - это открытка типа такой, судя по всему,
А вот устроил бы им всем ночь длинных ножей, всё могло бы стать по-другому...
>>Кстати, день “антитабачной фетвы” до сих пор отмечают в Иране. Он там что-то вроде символа национального самоуважения.
С одной стороны да, это сработало. А с другой - много ли самоуважения у муравьёв?
>>Правление должно перейти в руки самих старцев.
Главное - вовремя пускать маразматиков на компост.
"Он возразил мне. Он сказал, что ни о какой пенсии не может быть и речи, что его надлежит пустить на удобрения, а меня на километр не подпускать к лесоразработкам, где определенный интеллектуальный уровень все-таки необходим, а назначить учеником младшего черпальщика в ассенизационном обозе при холерных бараках." (с) Кристобаль Хунта
"Фьюче из нау, олд мен.жпг"
>>Годовщина этого события - Ашура - когда ее участники бьют себя до крови.
Поехавшие, что тут сказать.
>>К тому времени администрация Джимми Картера давила на шаха из-за несоблюдения прав человека в Иране, и тот не рискнул ограничивать свободу слова таким образом. Так что кассеты оставались легальными.
Вот так свобода слова и кончилась...