Унылая школьная литература
Начну с того, что когда учился в школе (закончил в 2009), я вообще не переносил литературу из-за ее унылости и неинтересности. Кому интересно в подростковом возрасте наблюдать, как развиваются события на крепостной Руси или как олени стреляются на дуэлях за шалав?
Так вот, когда началась пандемия в прошлом году, от нефиг делать прикоснуться к художественной литературе, хотя ранее читал только профессиональную - книги по программированию и т д.
И знаете что? Я был приятно удивлен, так что подсел на нее, хотя школьная программа напрочь отбила в свое время прикасаться к художке.
По моему, школьная литература вообще отстала от времени и не способна заинтересовать современного школьника, а лишь отбивает интерес.
Лично я не помню, чтобы мне так же было за чем-то наблюдать, как за происходящем в "Пикник на обочине", ощущать на себе то, что происходит с героем "451 градусов по Фаренгейту" (Ммм... сцена побега ... мое почтение), 1984 ... .
Там так же есть какая-то мораль, сакральный смысл...
Да блин, я не помню, чтобы в школьной литературе была какая-то фантастика, хотя есть Стругацкие, а вместо нее там какие-то пиздострадания Евгения Онегина.
Я ничего не имею против классики, но коммон - кто захочет, то прочитает ее сам.
Ппц товарищи.
Не представляю, какой ужОс сейчас творится в школьной программе. (Если есть кто закончил школу позже, то просвятите, что сейчас в школьной программе)
Лупайте сю скалу! Нехай ні жар, ні холод
Не спинить вас! Зносіть і труд, і спрагу, й голод,
Бо вам призначено скалу сесю розбить.
Но вместо того, чтобы читать что-то ещё, товарищ вообще ничего особо не читал.
Собственно, можно его поздравить с возвращением в мир читателей, но классика интересная далеко не вся, как бы снова не отбило всякое желание.
p.s. Из школьной прозы прочитывал всё + всё факультативное + много чего ещё за рамками.
Всё это было скучновато, но в целом ок.
Больше всего бесили стихи со сраным их толкованием "о чём думал автор", это был просто пиздец.
А этого никак не сделать, если ты 24/7 на работе за копейки и в выходные вместо отдыха поднимаешь квалификацию чтобы сбежать с этого дна.
+ ТТС можно включить когда книжку читать возможности нет, а занят ты чем-то,что повышенной концентрации не требует, а потом выключить и продолжить читать с места на котором ТТС это остановилось. Удобно.
А при наличи андроид устройства, тот же Гугл ТТС можно научить практически идеально ударения ставить в словах. Есть инструменты для редактирования произношения. И предложения типа "болтер и ебаный сланешид" будут звучать как нужно.
Вообще сейчас прекрасное время для любителей литературы. Доступность информации в любом виде это ахуенно.
о, а как и где это делается?
Этот TTSLexx как раз и даёт возможность со сторонними словарями работать.
Вот ссылка.
https://4pda.ru/forum/index.php?showtopic=575965&st=1100#entry90822526
--- Качаешь архив TTSLexx_2.91, распаковываешь, устанавливаешь АПК лежащий внутри.
После этого в настройках телефона заходишь в "Синтез речи" - Синтез речи по умолчанию - Выбираешь TTSLexx. Пробуешь проверить работу, на miui это кнопка "Воспроизвести". Если говорит что-то типа "Проверка синтеза речи", значит норм. Если молчит, то можно попробовать перезагрузить телефон.
--- Потом качаешь GoogleLexxEditor_2.89.rar (актуальная на данный момент),
распаковываешь, устанавливаешь АПК лежащий внутри.
GoogleLexxEditor это программа для работы и редактирования того самого стороннего словаря.
В этой проге есть всякий функционал для преобразования слов. Можно, к примеру, изменить ударение в слове СЕРВИТОР и применить ударение к падежам. То есть СЕРВИТОРА, СЕРВИТОРУ и прочее будет читаться с нужным ударением.
--- Изменения вносятся в файл Google.lexx, который сохраняется в корень памяти телефона. По пути storage/emulated/0/Google.lexx. В этом файле сохраняются все изменения и Гугл будет "подбирать" из него слова.
Образец словаря с исправлениями от автора программы так же прикреплён к посту на 4pda. В архиве Google.lexx.rar.
Устанавливать ничего не нужно, просто скинуть в указанное место. По сути словарь это обычны txt файл, но с разрешением lexx.
Такая вот штора.
ЗЫ
Пример из Вахи просто потому, что мне заебалось все эти словечки подставлять при "чтении". Хорошо хоть сохраняет изменения и вносить это всё нужно один раз.
И прикреплён видос с демонстрацией возможностей редактора.
Видел бесплатные книги в приложении для подкастов (podcast addict).
Есть librivox (приложение и сайт), но на русском там немного, зато на английском под 30к книг. Вроде тоже бесплатно, но читать может кто угодно.
Мне этого пока хватало.
Есть еще платные (например audible - как я понял стоит 15$ в месяц), но до такого я пока не докатился.
В метро/автобусе, на прогулке, вечером перед сном.
Я так аудиокнигами английский подкачиваю.
Сижу как-то, слушаю Желязного.
Думаю - чёт диктор как-то неразборчиво читает, хреновый. Надо проверить, кто это там бубнит. А это оказался сам Желязный :D.
Вот время - да, но в дороге до работы тоже читается отлично.
У нас половина класса не могло нормально отжиматься и приседать, три физрука за время обучения сменилось – всем похуй, несколько человек нормативы сдают – на остальных совершенно похуй вообще. С каждым таким комментом всё больше убеждаюсь, что школы в СНГ – бесполезные помойки, способные научить только подчиняться, не вякать и учить нахуй никому не всравшуюся хуйню.
Еще школа нужна для пропаганды - это история, литература, основы православной культуры и так далее.
И в самую последнюю очередь школа дает некий общий набор знаний для ВУЗ-ов.
Школьное образование вполне позволяет мне прикинуть, что микроволновка нихуя не подходит для зарядки телефона, и если прям приспичит проверить позволит приблизительно определить в каком направлении искать информацию. Понимания глубинных законов мироздания тащимта и не требуется но иметь базовые представления о мире в котором ты живёшь необходимо. Чтобы потом не верить во всякий бред про инопланетян построивших пирамиды, лунную базу Гитлера, гомеопатию, плоскую землю и т.д.
В общем и целом - было бы неплохо подновить школьную программу по литературе и еще учитывать особенности работы мозга школьника (вернее отсутствия таковой).
Во-вторых, приписывать высказывания одного анонима целой группе людей, к которой, возможно, он и не относится, весьма опрометчиво.
Из-за школы я очень плозо относился к чтению вообще т.к. казалось, что все книги такие же говно. Но потом я полюбил читать, когда открыл для себя более занятные вещи.
"Русская литература состоит из страдания. Страдает или персонаж, или автор, или читатель. А если все трое - то это шедевр русской литературы."
+ "житие тогда тяжкое было" даже если речь в произведении идет о 18летнем подростке, в 17-19 веке он уже мог иметь пятерых детей, сходить на войну, переболеть кучей болезней, повидать некоторое дерьмо, которых современные подростки вряд ли могут как-то адекватно воспринимать, эти книги которые стоит читать в 25+
когда у тебя уже сформировались определенные взгляды, а школьникам наверно только для улучшения правописания
имхо программу давно пора менять
Все же 15-16 лет это не тот возраст в котором можно понять серьезную классику.
Школьная программа не чтобы что-то прям развить, а просто для галочки, как и многое у нас. Если хочшешь своему детю дать что-то больше, давай это дополнительно к школе. Потому что там твое детё нахой никому не нужно.
Дети тупые, это нормально для них, им надо все тщательно разжовывать. Это как если начать алгебру преподавать в первом классе. А чо, алгебра же нужная, умная и полезная, а то что дети ее еще понять не могут, то типа сами виноваты.
Овечкам от Волков совсем житья не стало,
И до того, что наконец
Правительство зверей благие меры взяло
Вступиться в спасенье Овец, —
И учрежден Совет на сей конец.
Большая часть в нем, правда, были Волки;
Но не о всех Волках ведь злые толки.
Видали и таких Волков, и многократ, —
Примеры эти не забыты, —
Которые ходили близко стад
Смирнехонько — когда бывали сыты.
Так почему ж Волкам в Совете и не быть?
Хоть надобно Овец оборонить,
Но и Волков не вовсе ж притеснить!»
Вот заседание в глухом лесу открыли;
Судили, думали, рядили
И, наконец, придумали закон.
Вот вам от слова в слово он:
«Как скоро Волк у стада забуянит
И обижать он Овцу станет,
То Волка тут властна Овца,
Не разбираючи лица,
Схватить за шиворот и в суд тотчас представить,
В соседний лес иль в бор».
В законе нечего прибавить, ни убавить.
Да только я видал: до этих пор, —
Хоть говорят, Волкам и не спускают, —
Что будь Овца ответчик иль истец,
А только Волки все-таки Овец
В леса таскают.
Разговор в одном явлении
(Эта пьеса рекомендуется для детских спектаклей)
Театр представляет шоссированную улицу немецкой деревни. М а л ь ч и к в ш т а н а х стоит под деревом и размышляет о том, как ему прожить на свете, не огорчая своих родителей. Внезапно в средину улицы вдвигается обыкновенная русская лужа, из которой выпрыгивает М а л ь ч и к б е з ш т а н о в.
М а л ь ч и к в ш т а н а х (конфузясь и краснея в сторону). Увы! Иностранный господин сказал правду: он без штанов! (Громко.) Здравствуйте, мальчик без штанов! (Подает ему руку.)
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в (не обращая внимания на протянутую руку). Однако, брат, у вас здесь чисто!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (настойчиво). Здравствуйте, мальчик без штанов!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Пристал как банный лист... Ну, здравствуй! Дай оглядеться сперва. Ишь ведь как чисто -- плюнуть некуда! Ты здешний, что ли?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Да, я мальчик из этой деревни. А вы -- русский мальчик?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Мальчишко я. Постреленок.
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Постреленок? что это за слово такое?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А это, когда мамка ругается, так говорит: ах, пострели те горой! Оттого и постреленок!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (старается понять и не понимает).
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Не понимаешь, колбаса? еще не дошел?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Вообще многое, с первого же взгляда, кажется мне непонятным в вас, русский мальчик. Правда, я начал ходить в школу очень недавно, и, вероятно, не все результаты современной науки открыты для меня, но, во всяком случае, не могу не сознаться, что ваш внешний вид, ваше появление сюда среди лужи и ваш способ выражаться сразу повергли меня в величайшее недоумение. Ни мои добрые родители, ни почтеннейшие наставники никогда не предупреждали меня ни о чем подобном... И, во-первых, с позволения вашего, объясните мне, отчего вы, русский мальчик, ходите без штанов?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Изволь, немец, скажу. Но прежде ты мне скажи, отчего ты так скучно говоришь?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Скучно?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Да, скучно. Мямлишь, канитель разводишь, слюнями давишься. Инда голову разломило.
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Я говорю так же, как говорят мои добрые родители, а когда они говорят, то мне бывает весело. И когда я говорю, то им тоже бывает весело. Еще на днях моя почтенная матушка сказала мне: когда я слышу, Фриц, как ты складно говоришь, то у меня сердце радуется!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А у нас за такой разговор камень на шею, да в воду. У нас по всей земле такой приказ: разговор чтоб веселый был!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (испуганно). Позвольте, однако ж, русский мальчик! Допустим, что я говорю скучно, но неужели это такое преступление, чтоб за него справедливо было лишить человека жизни?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. "Справедливо"! Эк куда хватил! Нужно, тебе говорят; нужно, потому что такое правило есть.
М а л ь ч и к в ш т а н а х (хочет понять и не понимает).
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. У нас, брат, без правила ни на шаг. Скучно тебе -- правило; весело -- опять правило. Сел -- правило, встал -- правило. Задуматься, слово молвить -- нельзя без правила. У нас, брат, даже прыщик и тот должен почесаться прежде, нежели вскочит. И в конце всякого правила или поронцы, или в холодную. Вот и я без штанов, по правилу, хожу. А тебе в штанах небось лучше?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Мне в штанах очень хорошо. И если б моим добрым родителям угодно было лишить меня этого одеяния, то я не иначе понял бы эту меру, как в виде справедливого возмездия за мое неодобрительное поведение. И, разумеется, употребил бы все меры, чтоб вновь возвратить их милостивое ко мне расположение!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Сопляк ты -- вот что!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. И этого я не понимаю.
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Дались тебе эти родители! "Добрая матушка", "почтеннейший батюшка" -- к чему ты эту канитель завел! У нас, брат, дядя Кузьма намеднись отца на кобеля променял! Вот так раз!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (в ужасе). Ах, нет! это невозможно!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в (поняв, что он слишком далеко зашел в деле отрицания). Ну, полно! это я так... пошутил! Пословица у нас такая есть, так я вспомнил.
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Однако, ежели даже пословица... ах, как это жаль! И как бесчеловечно, что такие пословицы вслух повторяют при мальчиках! (Плачет.)
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Завыл, немчура! Ты лучше скажи, отчего у вас такие хлеба родятся? Ехал я давеча в луже по дороге -- смотрю, везде песок да торфик, а все-таки на полях страсть какие суслоны наворочены!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Я думаю, это оттого, что нам никто не препятствует быть трудолюбивыми. Никто не пугает нас, никто не заставляет производить такие действия, которые ни для чего не нужны. Было время, когда и в нашем прекрасном отечестве все жители состояли как бы под следствием и судом, когда воздух был насыщен сквернословием и когда всюду, где бы ни показался обыватель, навстречу ему несся один неумолимый окрик: куда лезешь? не твое дело! В эту мрачную эпоху головы немцев были до того заколочены, что они сделались не способными ни на какое дело. Земля обрабатывалась небрежно и давала скудную жатву, обыватели жили, как дикие, в тесных и смрадных логовищах, а немецкие мальчики ходили без штанов. К счастию, эти варварские времена давно прошли, и с тех пор, как никто не мешает нам употреблять наши способности на личное и общественное благо, с тех пор, как из нас не выбивают податей и не ставят к нам экзекуций, мы стали усердно прилагать к земле наш труд и нашу опытность, и земля возвращает нам за это сторицею. О, русский мальчик! может быть, я скучно говорю, но лучше пусть буду я говорить скучно, нежели вести веселый разговор и в то же время чувствовать, что нахожусь под следствием и судом!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в (тронутый). Это, брат, правда твоя, что мало хорошего всю жизнь из-под суда не выходить. Ну, да что уж! Лучше давай насчет хлебов... Вот у вас хлеба хорошие, а у нас весь хлеб нынче саранча сожрала!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Слышал и я об этом и очень об вас жалел. Когда наш добрый школьный учитель объявил нам, что дружественное нам государство страдает от недостатка питания, то он тоже об вас жалел. Слушайте, дети! -- сказал он нам, -- вы должны жалеть Россию не за то только, что половина ее чиновников и все без исключения аптекаря -- немцы, но и за то, что она с твердостью выполняет свою историческую миссию. Как древле, выстрадав иго монголов, она избавила от них Европу, так и ныне, вынося иго саранчи, она той же Европе оказывает неоцененнейшую из услуг!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Нескладно что-то ты говоришь, немчура. Лучше, чем похабничать-то, ты мне вот что скажи: правда ли, что у вашего царя такие губернии есть, в которых яблоки и вишенье по дорогам растут и прохожие не рвут их?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Здесь, под Бромбергом, этого нет, но матушка моя, которая родом из-под Вюрцбурга, сказывала, что в тамошней стороне все дороги обсажены плодовыми деревьями. И когда наш старый добрый император получил эти земли в награду за свою мудрость и храбрость, то его немецкое сердце очень радовалось, что отныне баденские, баварские и другие каштаны будут съедаемы его дорогой и лояльной Пруссией.
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Да неужто деревья по дороге растут и так-таки никто даже яблочка не сорвет?
М а л ь ч и к в ш т а н а х (изумленно). Но кто же имеет право сорвать вещь, которая не принадлежит ему в собственность?!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел -- и тот весь выпил!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Но, конечно, он это по ошибке сделал?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Опохмелиться захотелось, а грошика не было -- вот он и опохмелился керосином!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Но ведь он, наверное, болен сделался?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Разумеется, будешь болен, как на другой день при сходе спину взбондируют!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (пугаясь). Ах, неужели у вас...
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А ты думал, гладят?
М а л ь ч и к в ш т а н а х (окончательно пугается и хочет бежать домой, но мальчик без штанов удерживает его).
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Стой! чего испугался! Это нам, которые из простого звания, под рубашку смотрят, а ведь ты... иностранец?! (Помолчав.) У тебя звание-то есть ли?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Я -- бауер.
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Это мужик, что ли?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Не мужик, но земледелец!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Ну да, известно... мужик!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Нет, земледелец. Мужик -- это русский, а у нас -- земледелец.
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. На-тко, выкуси!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Ах, русский мальчик, какие вы странные слова употребляете и как, должно быть, недостаточно воспитание, которое вам дают! Я уверен, например, что вы не знаете, что такое бог?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А бог его знает, что такое бог! У нас, брат, в селе Успленью-матушке престольный праздник показан -- вот мы в спожинки его и справляем!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (хочет понять и не может).
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Не дошел? Ну, нечего толковать: я и сам, признаться, в этом не тверд. Знаю, что праздник у нас на селе, потому что и нам, мальчишкам, в этот день портки надевают, а от бога или от начальства эти праздники приказаны -- не любопытствовал. А ты мне вот еще что скажи: слыхал я, что начальство здешнее вас, мужиков, никогда скверными словами не ругает -- неужто это правда?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Отец мой сказывал, что он от своего дедушки слышал, будто в его время здешнее начальство ужасно скверно ругалось. И все тогдашние немцы до того от этого загрубели, что и между собой стали скверными словами ругаться. Но это было уж так давно, что и старики теперь ничего подобного не запомнят.
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А нас, брат, так и сейчас походя ругают. Кому не лень, только тот не ругает, и всё самыми скверными словами. Даже нам надоело слушать. Исправник ругается, становой ругается, посредник ругается, старшина ругается, староста ругается, а нынче еще урядников ругаться наняли.
М а л ь ч и к в ш т а н а х (испуганно). Но, может быть, это дурная болезнь какая-нибудь?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. То-то что ты не дошел! Правило такое, а ты -- болезнь! Намеднись приехал в нашу деревню старшина, увидел дядю Онисима, да как вцепится ему в бороду -- так и повис!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Ах, боже мой!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Говорю тебе, надоело и нам. С души прет, когда-нибудь перестать надо. Только как с этим быть? Коли ему сдачи дать, так тебя же засудят, а ему, ругателю, ничего. Вот один парень у нас и выдумал: в вечерни его отпороли, а он в ночь -- удавился!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Ах, как мне вас жаль! как мне вас жаль!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Чего нас жалеть! Сами себя не жалеем -- стало быть, так нам и надо!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (с участием). Не говорите этого, друг мой! Иногда мы и очень хорошо понимаем, что с нами поступают низко и бесчеловечно, но бываем вынуждены безмолвно склонять голову под ударами судьбы. Наш школьный учитель говорит, что это -- наследие прошлого. По моему мнению, тут один выход: чтоб начальники сами сделались настолько развитыми, чтоб устыдиться и сказать друг другу: отныне пусть постигнет кара закона того из нас, кто опозорит себя употреблением скверных слов! И тогда, конечно, будет лучше.
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Держи карман! Это, брат, у нас "революцией сверху" называется!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. А мы, немцы, называем это просто справедливостью. Но откуда вы такое выражение знаете?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А это у нас бывший наш барин так говорит. Как ежели кого на сходе сечь приговорят, сейчас он выйдет на балкон, прислушивается и приговаривает: вот она, "революция сверху", в ход пошла!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Ах, нет, я совсем не в том смысле...
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А он у нас во всех смыслах... Выкупные он давно проел, доходов с земли -- грош; вот он похаживает у себя по хоромам, да и шутит... во всех смыслах!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Но каким же образом он живет без доходов? Работает?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. У нас дворянам работать не полагается. У нас, коли ты дворянин, так живи, не тужи. Хошь на солнышке грейся, хошь по ляжке себя хлопай -- живи. А чуть к работе пристроился, значит, пустое дело затеял! Превратное, значит, толкование.
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Какой, однако ж, странный народ у вас живет! Находят, что полезнее по ляжке себя хлопать, нежели работать... изумительно!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Да, брат немец! про тебя говорят, будто ты обезьяну выдумал, а коли поглядеть да посмотреть, так куда мы против вас на выдумки тороваты!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Ну, это еще...
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Верно говорю, я даже пример сейчас приведу. Слыхал я, правда ли, нет ли, что ты такую сигнацию выдумал, что куда хошь ее неси -- сейчас тебе за нее настоящие деньги дадут... так, что ли?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Конечно, дадут настоящие золотые или серебряные деньги -- как же иначе!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. А я такую сигнацию выдумал: предъявителю выдается из разменной кассы... плюха! Вот ты меня и понимай!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (хочет понять, но не может).
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. И не старайся, не поймешь!
(Оба мальчика задумываются и некоторое время стоят молча.)
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Знаете ли, русский мальчик, что я думаю? Остались бы вы у нас совсем! Господин Гехт охотно бы вас в кнехты принял. Вы подумайте только: вы как у себя спите? что кушаете? А тут вам сейчас войлок хороший для спанья дадут, а пища -- даже в будни горох с свиным салом!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Пища хорошая... А правда ли, немец, что ты за грош черту душу продал?
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Вы, вероятно, про господина Гехта говорите?.. Так ведь родители мои получают от него определенное жалованье...
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Ну да, это самое я и говорю: за грош черту душу продал!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Позвольте, однако ж! Про вас хуже говорят: будто вы совсем задаром душу отдали?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Ты про Колупаева, что ли, говоришь? Ну, это, брат... об этом мы еще поговорим... Надоел он нам, го-спо-дин Ко-лу-па-ев!
М а л ь ч и к в ш т а н а х (резонно). Надоел или не надоел -- это ваше дело; но заметьте, что всегда так бывает, когда в взаимных отношениях людей не существует самой строгой определенности. Между родителями моими и г. Гехтом никогда не случалось недоразумений -- а почему? Потому что в контракте, ими заключенном, сказано ясно: господин Гехт дает грош, а родители мои -- душу. Вот и все. Тогда как вы, русские, всё на какую-то "на водку" надеетесь. И потом, когда вместо "на водки" вас награждают ударами, вы ворчите, что вам... надоело! Сквернословие -- надоело, господин Колупаев -- надоел... Ну, надоело -- что же из этого?
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Погоди, немец, будет и на нашей улице праздник!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Никогда у вас ни улицы, ни праздника не будет. Убеждаю вас, останьтесь у нас! Право, через месяц вы сами будете удивляться, как вы могли так жить, как до сих пор жили!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в (с некоторым раздражением). Врешь ты! Ишь ведь с гороховицей на свином сале подъехал... диковинка! У нас, брат, шаром покати, да зато занятно... Верное слово тебе говорю!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Что же тут занятного... "шаром покати"!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Это-то и занятно. Ты ждешь, что хлеб будет -- ан вместо того лебеда. Сегодня лебеда, завтра лебеда, а послезавтра -- саранча, а потом -- выкупные подавай! Сказывай, немец, как бы ты тут выпутался?
М а л ь ч и к в ш т а н а х (хочет что-нибудь выдумать, но долгое время не может; наконец выдумывает). Я полагаю, что вам без немцев не обойтись!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. На-тко, выкуси!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Опять это слово! Русский мальчик! я подаю вам благой совет, а вы затвердили какую-то глупость и думаете, что это ответ. Поймите меня. Мы, немцы, имеем старинную культуру, у нас есть солидная наука, блестящая литература, свободные учреждения, а вы делаете вид, как будто все это вам не в диковину [Прошу читателя помнить, что все это происходит в сновидении, и не удивляться, что немецкий мальчик выражается не вполне свойственным его возрасту языком]. У вас ничего подобного нет, даже хлеба у вас нет, -- а когда я, от имени немцев, предлагаю вам свои услуги, вы отвечаете мне: выкуси! Берегитесь, русский мальчик! это с вашей стороны высокоумие, которое положительно ничем не оправдывается!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Нет, это не от высокоумия, а надоели вы нам, немцы, -- вот что! Взяли в полон да и держите!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Но плен, в котором держит вас господин Колупаев, по мнению моему, гораздо...
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Что Колупаев! С Колупаевым мы сочтемся... это верно! Давай-ка лучше об немцах говорить. Правду ты сказал: есть у вас и культура, и наука, и искусство, и свободные учреждения [Со стороны русского мальчика этот способ выражаться еще неестественнее, но, опять повторяю, в сновидении нет ничего невозможного.], да вот что худо: к нам-то вы приходите совсем не с этим, а только чтоб пакостничать. Кто самый бессердечный притеснитель русского рабочего человека? -- немец! кто самый безжалостный педагог? -- немец! кто самый тупой администратор? -- немец! кто вдохновляет произвол, кто служит для него самым неумолимым и всегда готовым орудием? -- немец! И заметь, что сравнительно ваша наука все-таки второго сорта, ваше искусство -- тоже, а ваши учреждения -- и подавно. Только зависть и жадность у вас первого сорта, и так как вы эту жадность произвольно смешали с правом, то и думаете, что вам предстоит слопать мир. Вот почему вас везде ненавидят, не только у нас, но именно везде. Вы подъезжаете с наукой, а всякому думается, что вы затем пришли, чтоб науку прекратить; вы указываете на ваши свободные учреждения, а всякий убежден, что при одном вашем появлении должна умереть всякая мысль о свободе. Все вас боятся, никто от вас ничего не ждет, кроме подвоха. Вон вы, сказывают, Берлин на славу отстроили, а никому на него глядеть не хочется. Даже свои "объединенные" немцы -- и тех тошнит от вас, "объединителей". Есть же какая-нибудь этому причина!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Разумеется, от необразованности. Необразованный человек -- все равно что низший организм, так чего же ждать от низших организмов!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Вот видишь, колбаса! тебя еще от земли не видать, а как уж ты поговариваешь!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. "Колбаса"! "выкуси" ! -- какие несносные выражения! А вы, русские, еще хвалитесь богатством вашего языка! Целый час я говорю с вами, русский мальчик, и ничего не слышу, кроме загадочных слов, которых ни на один язык нельзя перевести. Между тем дело совершенно ясное. Вот уже двадцать лет, как вы хвастаетесь, что идете исполинскими шагами вперед, а некоторые из вас даже и о каком-то "новом слове" поговаривают -- и что же оказывается -- что вы беднее, нежели когда-нибудь, что сквернословие более, нежели когда-либо, регулирует ваши отношения к правящим классам, что Колупаевы держат в плену ваши души, что никто не доверяет вашей солидности, никто не рассчитывает ни на вашу дружбу, ни на вашу неприязнь... ах!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Ахай, немец! а я тебе говорю, что это-то именно и есть... занятное!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. Решительно ничего не понимаю!
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Где тебе понять! Сказывал уж я тебе, что ты за грош черту душу продал, -- вот он теперь тебе и застит свет!
М а л ь ч и к в ш т а н а х. "Сказывал"! Но ведь и я вам говорил, что вы тому же черту задаром душу отдали... кажется, что и эта афера не особенно лестная...
М а л ь ч и к б е з ш т а н о в. Так то задаром, а не за грош. Задаром-то я отдал -- стало быть, и опять могу назад взять... Ах, колбаса, колбаса!
("За рубежом".)
А ещё шикарны "История одного города" и "Господа ташкентцы".
- А почему такое название?
То я ответил так, как искренне считал:
- "Роковые" они потому, что судьбоносные и принесли много горя...
- Нет, они "Роковые", потому что там персонаж по фамилии Рокк. Садись, тройка.
Сказать, что я охуел - всё равно что промолчать. Настолько сильна была степень охуения.
многие учителя так и думают
если крикнет рать святая
кинь ты Русь, живи в раю!
я скажу не надо рая,
дайте родину мою.
Зачем рассказывать десятилетнему о смыслах, которые положены для 30-40-летних? Не знаю. Может быть потому что в программу добавить хочется, а 30-летние в школу учиться не ходят? Или просто отбитые чиновники для галочки понапихали и сойдет.
А вот десятилетия спустя прочитать еще раз - очень даже заходит
Отдельно напрягает то, что центральной темой в подавляющем массиве произведений выбраны любовные страдания героев. Есть же тот же "Непобедимый" Лема там этой темы в принципе нет, но как офигенно. Есть "Дюна" где и темы экологии поднимаются, но нет дети будут читать очередные страдания по любви барчёнка 19 века(. Нет я не спорю тема важная, но ИМХО уж слишком на ней зациклились в ущерб другим идеям.
30-40-летнему человеку, а тем более мужчине, все эти любовно-морально-этические страдания хоть и не чужды, но давно пережиты, осмыслены и признаны тривиальными проблемами молодости.
Не говоря уже об абсолютной сложности языка и его огромной разнице с современной речью.
Так что не стоит слепо говорить про школьников "долбоебы", поверьте, программа обучения еще более долбоебская, чем школьники, но и долбоебов среди школьников хватает, как и среди любых других групп людей.
Туда ни в коем случае не включают ничего что может пошатнуть скрепы, а значит ничего интересного там быть не может.
И да, ты прожил вообще не читая художественную литературу? Рили? Не, я понимаю, если семья/друзья такие, но уж всякие "Потные Гарри" или там "Песнь льда и пламени" с "Ведьмаками", что, вообще интереса не вызывали?
Алсо, племяшке 13, я охуевал не с литературы, а с войны родителей и администрации школы за ввод светской этики вместо основ православия - вот где леденящий душу пиздец
Школа настаивала именно на православие.
По итогам, школьникам дали выбрать самостоятельно (этику или православие), большинство выбрало этику, так что техническая победа за родителями... Если забыть о таком маленьком нюансе, как то, что почти половина школьников из мусульманских семей, и за этику они воевали по совсем другим причинам...
А еще в ЕГЭ надо в сочинении приводить примеры из литературы. Я конечно слышал что можно полную отсебятину писать, но это всё же рискованно - лучше попробовать придумать то, что все читали, особенно преподаватели.
Так что получается что классика - необходимое скучное зло.
Короче хуёво с системой обучения где на множестве уровней на само учение насрать.
Тот же "Старик и море", из Белорусской литературы у нас были произведения по крайней мере 20-го века ( Якуб Колас ) способные увлечь если не содержанием - то уже самим художественным исполнением, или юмористические поэмы Крапивы( на вроде басен Крылова).
в школьной программе нет ни фантастики, ни фэнтези и вся яростно делают вид будто её в отечественной литературе и не было никогда.
Взялся понемногу читать "Преступление и наказание" (в школе на него вообще забил).
И буквально через неделю попал в ситуацию там описанную (к счастью не из основного сюжета). Довёл домой бухого товарища, а там крики, скандал, драма. Я оттуда бочком, бочком, да побыстрее и понезаметнее :D. Конечно, не всё там был так плохо, как у Достоевского, но всё равно заставило задуматься. "А нахрена мне читать чернуху-бытовуху? Этого всего и так слишком много в реальной жизни в СНГ."
В общем, решил что нафиг Достоевского, лучше я и дальше буду НФ почитывать. Экзистенциального пиздеца жизнь и так подкинет не скупясь.
Программу по литературе вообще следует неплохо так реформировать, чтобы дети читали хоть что-нибудь, составляли краткие пересказы, учились писать рецензии, да и вообще работать именно с текстом. Хоть писать малую форму или стихи, что ли. А то запихивание за обе щеки книг, которые взрослым-то осилить непросто, то ещё извращение. Обзорные уроки по содержанию "Тихого Дона" или "Войны и мира" впрочем нужны, но именно обзорные, без поехавших моментов вроде "выучите наизусть страницу про дуб, он такой охуенный и символичный".
TL;DR: если на детей не давить, они будут читать сами и помногу.
Есть такая штука как целевая аудитория.
Так вот, целевой аудиторией книг Льва Толстого являются образованные мужчины дворянского сословия 19-ого века.
А наши ебобо чиновники предлагаю наслаждаться бессмертными произведениями Льва школоте 21-ого века. Это, блядь, невозможно. Это не для них писалось и было бы ну очень странно, если бы школоте такие книжки заходили.
В итоге, все сводится к тому, что школьники зазубривают что-там имел в виду Толстой и приобретают стойкую ненависть к чтению. Часто - на всю жизнь.
Литература вообще бессмысленный предмет. Что-то вроде "сериалосмотрения".
Надо ее разделить на две части:
1. Литература как уроки драматургии. Аналогично урокам музыки. На выходе будем получать детей, которые умеют писать художественные и публицистические тексты.
2. Литература, как иллюстрация истории и психологии. В рамках соответствующих уроков.
Поэтому школьная программа была послана в пешее половое практически в полном составе.
И вместо пиздостраданий "классиков" я взахлёб читал Азимова, Лема, Хайнлайна, Берроуза, Стругацких и т.д.
А школьную программу читал в пересказе и на "отъебись", и то кусками, нехотя, и чаще всего перед уроком.
Ведь именно этого хотели добиться составители - отвращения к "классике"? Потому как если они такие дохуя крутые психологи, то должны были догадаться к чему это приведёт.
Один (единственный) одноклассник прочитал "Войну и мир" - рассказывал ее месяц где-то.
Я же прочитал Кафку "Превращение". Было круто.
Забавно, но школьники нихера не знают что им задают читать. Хоть бы краткую вводную давали. Когда я читал список задагнного на почитать, отец достал с полки сборник кафки. Я понятия не имел, что меня ждет.
Это был примерно 2000-2002 год.
Вообще странно замыкать учебную программу на 90% на классике, не находите? Это примерно так же, как замкнуть географию на Старом свете, биологию — на Дарвине, физику — на Ньютоне. Причем, без изучения предпосылок.
Согласен с автором — литература в школе вызывала в основном зевоту и тягость. Местами было ну норм. Редко-редко что-то нравилось. В то же время, было желание обсуждать и анализировать приключения Алисы Селезневой, Д'Артаньяна, Волкодава и Рэдрика Шухарта. Но не с кем.
Достоевский, которого на джое принято недолюбливать - за рубежом считается 1 из величайших гуру в литературе. Фильм трасса 60, который принято любить в россии - на родине имеет балл едва выше среднего. А вы тут про Гарри Поттера...
В целом да, школьная программа безбожно устарела, ибо составляется и ведётся людьми, имеющими вот это мерзотнейшее образование, когда учитель по литературе знает смыслы лучше чем автор, а любой автор априори имеет право учить жизни и его уроки глубоки и истины, даже если по факту противоречат человеческой биологии, или, например, обретают как минимум спорный характер, если взглянуть на них под другим углом, который согласно программе СССР, которой следовале и у меня в обоих школах, где я учился - недопустим. Да, есть куча авторов и произведений, которые следовало бы включить в школьную программу и куча романов, которые современной молодёжи НЕ интересны. Лично я бы с большим удовольствием разбирал Джека Лондона, чем остогрызшую войну и мир, чьи посылы и морали для школьников ещё слишком неактуальны.
Так же вы забываете про то, что часть классической литературы кажется вам унылой, потому что вас уныло заставляли её читать когда она была вам неинтересна, а стереотип и осадочек - остались.
Буду рад ошибиться, но в школе у меня сложилось именно представление "очень годный писатель ДЛЯ СВОЕГО ВРЕМЕНИ, которого я к тому же не в силах понять из за культурной пропасти между нами".
Чтобы читать Грибоедова — нужно для начала полюбить читать, а потом захотеть читать чего-то эдакого.
Да и говорить о составлении школьной программы не легко. Но это не значит, что о нем должны говорить только несколько человек из минобразования )
А побольше Лондона и правда не помешало бы, эх.
Уроки литературы же нужны для того чтобы ты осознал что от тебя будут требовать не твоего настоящего мнения, а мнения соответствующего линии партии.
зачем думать о таких вещах, как воспитание, расширение кругозора, работу с коллективом, разнице о подходах работы с группой и индивидуальным образованием, приручением к труду. Зачем узнавать о сложном устройстве мира, о существовании различных наук, зачем понимать их на базовом уровне, зачем учиться логически и последовательно мыслить, тренировать мозги задачками. А то логарифмы в жизни не пригодятся же
Кстати, прочитай определение классики. А то школьной программы тебе в образовании явно не хватило. На половину твоей дристни отвечает одно это единственное определение.
Школа предоставляет ассортимент знаний и сведений об устройстве мира. А какие из полученных знаний применять или нет - это уже выбор лично каждого.
На выходе нужен человек который будет уметь работать, и подчиняться. Желательно чтобы еще любил правящую партию.
Если ты хочешь чего-то другого - есть частные школы и домашнее обучение, которое стоит дохуя денег.
А на примере рекомендательных произведений знакомить учеников с литературными жанрами, приемами.
Таким образом можно будет параллельно собирать глобальную статистику о том, какую литературу предпочитают современные школьники и делать из этого какие-то выводы.
Знания сами по себе без приложения к чему либо бесполезны. Не нужно математику знать про Наташу Ростову, а писателю про фотосинтез, потому что эти знания в их работе не помогут.
Так зачем школа существует? Затем, что все люди разные, и интересы с наклонностями у людей разные. А как выяснить, к какому полезному для общества виду деятельности у человека интерес? Познакомить его с такой деятельностью.
Вот, к примеру, ребенок от природы к химии тяготеет и может стать хорошим химиком, пользу приносить станет. Так, значит, с такой наукой его и нужно познакомить.
Но интерес может проявиться не сразу. Поэтому, дабы времени не терять, к пятнадцати-семнадцати годам нужно ознакомить с как можно более широким кругом наук и дать в них начальные знания, чтобы ребенок мог определиться с тем, что ему нравится и сделал бы выбор, кем он станет работать в будущем.
Другое дело, что у нас все делается через задницу и знания впихиваются, а не преподносятся с целью заинтересовать.
(Будто "Тихий Дон" дофига детская книжка...)
А так там немало сильных и годных авторов и произведений, актуальных по сей день, просто они не для детей наверное. Вот я до недавних пор вообще равнодушен к поэзии был - либо как к говну относился, либо никак за крайне редким исключением а-ля Тёркин или про Федота Стрельца. Но сейчас для себя открыл Шелли (из известных - Озимандия - прям наверное любимое стихотворение) и Рождественского. И ничего, заходит.
коммон автор, ты мечтаешь о том, чтобы в школе все было так, как ты хочешь.
Если в Онегине ты увидел только пиздострадания, то это не проблема школьной программы.
P.S. Лучший комментарий хорошо описывает 1984
Это все, если переименовать героев, поместить в школу и перенести социальное положение на современность, - можно издавать мангой для девочек 14 лет.
И наоборот, какой-нибудь Emergence, если еблю в нем сократить, а моральное падение, раскаяние и попытку искупления героини расписать под реалии 19 века в стиле Достоевского - вышла бы классическая русская трагедия на века, в школах бы проходили.